Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1146 «О предоставлении и распределении в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».
Программа представляет собой комплекс организационных мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации, направленных на повышение занятости отдельных категорий населения.
В 2011 году наблюдались позитивные тенденции в экономике и на региональном рынке труда.
По данным органов государственной статистики численность экономически активного населения в среднем за январь - сентябрь 2011 года составила 764,3 тыс. человек. При этом относительно аналогичного периода предыдущего года численность занятых экономической деятельностью увеличилась с 707,1 тыс. человек до 719,9 тыс. человек (на 12,8 тыс. человек). Общая численность безработных граждан (по методологии Международной Организации Труда) сократилась на 1,1 тыс. человек и составила в среднем 44,4 тыс. человек. Уровень общей безработицы снизился с 6,0% до 5,8%.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, уменьшилась за 2011 год на 2,9 тыс. человек (16,9%) и составила на 1 января 2012 года 14,3 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы в 2011 году снизился с 2,3% до 1,9%. При этом число безработных граждан, проживающих в сельской местности, сократилось по сравнению с прошлым годом на 21,3% и составило 3,3 тыс. человек. Уровень безработицы среди сельских жителей снизился с 2,2% до 1,8%.
Заявленная потребность в работниках составила на конец декабря истекшего года 9,3 тыс. человек, что на 13,8% больше, чем в конце 2010 года. Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан в расчете на одну вакансию) уменьшился за этот период с 2,3 чел. до 1,7 человек.
Суммарная численность работников, находившихся в простое по вине администрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, сократилась на 3,9%.
Положительное влияние на ситуацию в сфере занятости оказала реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. В ходе их выполнения обеспечена поддержка более 5 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения, и безработных граждан. Отчет о реализации и оценка эффективности указанных мероприятий приведены в приложении N 1 к Программе.
Вместе с тем, в ряде муниципальных районов ситуация на рынке труда более напряженная. Так, по состоянию на 1 января 2012 г в Гороховецком, Камешковском, Судогодском, Селивановском районах уровень безработицы составляет от 3,6% до 4,5% трудоспособного населения, и на одну вакансию претендуют от 3 до 9 незанятых граждан.
Сохраняется проблема трудоустройства инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, так как эти категории граждан имеют ограничения в трудовой деятельности по медицинским показаниям или не могут совмещать работу и воспитание детей.
В 2011 году в органы службы занятости в поисках работы обратились 4,1 тыс. инвалидов, 329 многодетных родителей и 180 родителей, воспитывающих детей-инвалидов. В рамках реализуемых региональных программ оказано содействие в трудоустройстве 38% обратившихся граждан, предоставлена возможность получения профессии или повышения квалификации 211 человек.
По состоянию на 1 января 2012 г. численность безработных инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, зарегистрированных в центрах занятости, сократилась относительно аналогичного периода прошлого года на 7% и составила 2,6 тыс. человек. Однако средний период безработицы у данных категорий значительно продолжительнее, чем среди других безработных граждан (6 месяцев против 4,8 месяца).
В рамках долгосрочной целевой программы содействия занятости населения Владимирской области на 2012-2014 годы планируются мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности и содействие трудоустройству на постоянную и временную работу указанных категорий безработных граждан. Наряду с этим, как показывает практика, они нуждаются в дополнительной государственной поддержке.
Принятие данной Программы будет способствовать повышению заинтересованности работодателей в приеме на работу таких граждан, в том числе на условиях надомного труда.