Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОПТИМИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БАЛАНСА ОБРАЗОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2015 ГОДЫ" (с изменениями на: 31.12.2013)

Образование и размещение отходов производства и потребления во Владимирской области

(по данным отчетности предприятий за 2010 год)

тонн

Муниципальное образование

Образование отходов

Размещение отходов

Всего

Твердые бытовые отходы

Производственные отходы

Всего

в местах без дальнейшего использования

в местах временного накопления

Всего

в т.ч. отходы сельскохо-зяйственного производства

в т.ч. отходы горно-добывающей промышленности

г. Владимир

242244,1

103248,5

138995,6

63622,224

0

127382,0

120549,8

6832,248

г. Гусь-Хрустальный

32533,2

22890,1

9643,1

312,625

0

27305,6

26516,1

789,489

г. Ковров

65965,4

34304,9

31660,5

722,594

0

49943,6

49862,3

81,252

г. Муром

155565,4

36413,6

119151,8

4059,278

0

45311,0

41876,0

3434,978

г. Радужный

8506,2

7206,8

1299,4

2,04

0

7960,7

7722,9

237,783

Александровский район

38103,5

17888,2

20215,3

8108,49

0

24403,5

22063,1

2340,418

Вязниковский район

21564,0

5293,8

16270,2

0

0

5919,9

5919,8

0,119

Гороховецкий район

73579,2

2764,3

70814,9

41,997

0

4378,2

4022,5

355,714

Гусь-Хрустальный район

95531,8

3278,6

92253,2

10349,3

0

4591,6

4447,3

144,232

Камешковский район

19060,0

7035,7

12024,3

44,0

0

8489,4

8396,2

93,172

Киржачский район

24534,9

9256,4

15278,5

2450,0

0

11708,4

11250,1

458,293

Ковровский район

2216211,9

2745,5

2213466,4

14013,098

2143251,98

3377,2

3307,7

69,436

Кольчугинский район

57248,4

20837,2

36411,2

12381,202

0

27522,8

26979,3

543,559

Меленковский район

35675,0

6724,4

28950,6

18786,311

0

9533,3

9137,8

396,028

Муромский район

41537,9

239,6

41298,3

39033,0

0

452,9

446,1

6,808

Петушинский район

106864,2

53312,1

53552,1

43833,683

0

55992,4

55798,7

193,74

Селивановский район

11397,6

62,7

11334,9

10098,0

0

140,9

125,73

15,192

Собинский район

131120,8

15694,4

115426,4

13801,974

0

24112,1

23312,2

799,911

Судогодский район

38103,7

7180,4

30923,3

24230,279

0

8730,0

8706,4

23,651

Суздальский район

215296,5

32790,7

182505,8

175927,11

0

33590,4

33547,2

43,187

Юрьев-Польский район

170233,8

10679,2

159554,6

133505,063

0

13521,

12168,2

1353,214

ИТОГО:

3800877,5

399847,1

3401030,4

575322,268

2143251,98

494366,9

476155,43

18212,424

   

       Существование незавершенной системы централизованного сбора ТБО на уровне муниципальных образований и наличие большого количества неорганизованных мест размещения отходов не позволяет сформировать достоверные балансы объемов образования и утилизации ТБО.

Оптимизация регионального баланса образования и удаления отходов возможна в рамках полномочий по управлению в сфере обращения с отходами производства и потребления на основе данных регионального кадастра отходов (далее - кадастр), основой которого являются сведения, предоставляемые органами местного самоуправления и субъектами хозяйственной деятельности, осуществляющими обращение с отходами.

Ведение регионального кадастра отходов позволит:

- выявлять и расширять круг контролируемых хозяйствующих субъектов, участвующих в обращении с отходами, в целях взимания экологических платежей;

- проводить адресный контроль движения отходов;

- обеспечить ежегодную встречную проверку количества переданных и принятых отходов между предприятиями-смежниками, расположенными в пределах действия информационной системы, и выявлять экологические правонарушения, связанные с несанкционированным размещением отходов;

- контролировать обоснованность заявленных предприятием лимитов на размещение отходов;

- выявлять и устанавливать объемы образования и места накопления отходов, являющихся вторичным сырьем или потенциальными вторичными ресурсами;

- оценивать свободные мощности действующих отходоперерабатывающих (обезвреживающих) предприятий и установок, а также контролировать правомочность их эксплуатации;

- оценивать степень заполнения действующих объектов размещения отходов, а также контролировать их обустройство и степень потенциальной экологической опасности;

- проводить анализ информации, необходимой органам публичной власти для оценки экологической ситуации в сфере обращения с отходами и использования вторичных ресурсов при обосновании и разработке региональных (муниципальных) экологических программ.

Данные, содержащиеся в кадастре, должны обеспечить формирование муниципальных и сводного регионального балансов образования и утилизации отходов производства и потребления на территории области.

Действующим законодательством полномочия по организации обращения с отходами на территориях муниципальных образований переданы органам местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов.

Реализация данных полномочий отдельными муниципальными образованиями весьма затруднительна. На территориях городских округов размещение таких объектов, как, например, полигоны захоронения ТБО невозможно.

Создание полноценных комплексов утилизации отходов производства и потребления на уровне малых муниципальных образований также невозможно по финансовым и экономическим критериям.

В то же время к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Для решения перечисленных проблем Губернатором области утверждена Схема очистки территории Владимирской области от отходов производства и потребления (утверждена постановлением Губернатора области от 09.02.2011 N 97). При ее разработке применен метод зонирования региона по принципу отнесения территорий нескольких муниципальных образований или групп поселений к одному отходоперерабатывающему производству.

Схемой очистки территории Владимирской области от отходов производства и потребления предусмотрено строительство 6 межмуниципальных комплексов по переработке и захоронению твердых бытовых отходов в 7 группах муниципальных образований. В качестве сопутствующей инфраструктуры первичной обработки отходов предусматривается создание за счет частных инвестиций сети мусоросортировочных комплексов (7) и мусороперегрузочных станций (10).

Решение указанных проблем, связанных с оптимизацией регионального баланса образования и удаления отходов, требует комплексного подхода, создания эффективного механизма реализации органами власти установленных действующим законодательством полномочий, использования возможностей программно-целевого планирования природоохранных мероприятий на среднесрочную перспективу, консолидации сил и средств на приоритетных направлениях организации экологически безопасного обращения с отходами.

Использование программно-целевого метода решения сложившихся проблем в области обращения с отходами производства и потребления необходимо по следующим направлениям:

1) нормативно-правовое направление:

- формирование региональной и муниципальной нормативно-правовой и методической базы в области обращения с отходами производства и потребления;

- методическое сопровождение процесса развития системы обращения с отходами на уровне современных технологических достижений;