(по данным отчетности предприятий за 2010 год)
тонн
Муниципальное образование | Образование отходов | Размещение отходов | ||||||
Всего | Твердые бытовые отходы | Производственные отходы | Всего | в местах без дальнейшего использования | в местах временного накопления | |||
Всего | в т.ч. отходы сельскохо-зяйственного производства | в т.ч. отходы горно-добывающей промышленности | ||||||
г. Владимир | 242244,1 | 103248,5 | 138995,6 | 63622,224 | 0 | 127382,0 | 120549,8 | 6832,248 |
г. Гусь-Хрустальный | 32533,2 | 22890,1 | 9643,1 | 312,625 | 0 | 27305,6 | 26516,1 | 789,489 |
г. Ковров | 65965,4 | 34304,9 | 31660,5 | 722,594 | 0 | 49943,6 | 49862,3 | 81,252 |
г. Муром | 155565,4 | 36413,6 | 119151,8 | 4059,278 | 0 | 45311,0 | 41876,0 | 3434,978 |
г. Радужный | 8506,2 | 7206,8 | 1299,4 | 2,04 | 0 | 7960,7 | 7722,9 | 237,783 |
Александровский район | 38103,5 | 17888,2 | 20215,3 | 8108,49 | 0 | 24403,5 | 22063,1 | 2340,418 |
Вязниковский район | 21564,0 | 5293,8 | 16270,2 | 0 | 0 | 5919,9 | 5919,8 | 0,119 |
Гороховецкий район | 73579,2 | 2764,3 | 70814,9 | 41,997 | 0 | 4378,2 | 4022,5 | 355,714 |
Гусь-Хрустальный район | 95531,8 | 3278,6 | 92253,2 | 10349,3 | 0 | 4591,6 | 4447,3 | 144,232 |
Камешковский район | 19060,0 | 7035,7 | 12024,3 | 44,0 | 0 | 8489,4 | 8396,2 | 93,172 |
Киржачский район | 24534,9 | 9256,4 | 15278,5 | 2450,0 | 0 | 11708,4 | 11250,1 | 458,293 |
Ковровский район | 2216211,9 | 2745,5 | 2213466,4 | 14013,098 | 2143251,98 | 3377,2 | 3307,7 | 69,436 |
Кольчугинский район | 57248,4 | 20837,2 | 36411,2 | 12381,202 | 0 | 27522,8 | 26979,3 | 543,559 |
Меленковский район | 35675,0 | 6724,4 | 28950,6 | 18786,311 | 0 | 9533,3 | 9137,8 | 396,028 |
Муромский район | 41537,9 | 239,6 | 41298,3 | 39033,0 | 0 | 452,9 | 446,1 | 6,808 |
Петушинский район | 106864,2 | 53312,1 | 53552,1 | 43833,683 | 0 | 55992,4 | 55798,7 | 193,74 |
Селивановский район | 11397,6 | 62,7 | 11334,9 | 10098,0 | 0 | 140,9 | 125,73 | 15,192 |
Собинский район | 131120,8 | 15694,4 | 115426,4 | 13801,974 | 0 | 24112,1 | 23312,2 | 799,911 |
Судогодский район | 38103,7 | 7180,4 | 30923,3 | 24230,279 | 0 | 8730,0 | 8706,4 | 23,651 |
Суздальский район | 215296,5 | 32790,7 | 182505,8 | 175927,11 | 0 | 33590,4 | 33547,2 | 43,187 |
Юрьев-Польский район | 170233,8 | 10679,2 | 159554,6 | 133505,063 | 0 | 13521, | 12168,2 | 1353,214 |
ИТОГО: | 3800877,5 | 399847,1 | 3401030,4 | 575322,268 | 2143251,98 | 494366,9 | 476155,43 | 18212,424 |
Существование незавершенной системы централизованного сбора ТБО на уровне муниципальных образований и наличие большого количества неорганизованных мест размещения отходов не позволяет сформировать достоверные балансы объемов образования и утилизации ТБО.
Оптимизация регионального баланса образования и удаления отходов возможна в рамках полномочий по управлению в сфере обращения с отходами производства и потребления на основе данных регионального кадастра отходов (далее - кадастр), основой которого являются сведения, предоставляемые органами местного самоуправления и субъектами хозяйственной деятельности, осуществляющими обращение с отходами.
Ведение регионального кадастра отходов позволит:
- выявлять и расширять круг контролируемых хозяйствующих субъектов, участвующих в обращении с отходами, в целях взимания экологических платежей;
- проводить адресный контроль движения отходов;
- обеспечить ежегодную встречную проверку количества переданных и принятых отходов между предприятиями-смежниками, расположенными в пределах действия информационной системы, и выявлять экологические правонарушения, связанные с несанкционированным размещением отходов;
- контролировать обоснованность заявленных предприятием лимитов на размещение отходов;
- выявлять и устанавливать объемы образования и места накопления отходов, являющихся вторичным сырьем или потенциальными вторичными ресурсами;
- оценивать свободные мощности действующих отходоперерабатывающих (обезвреживающих) предприятий и установок, а также контролировать правомочность их эксплуатации;
- оценивать степень заполнения действующих объектов размещения отходов, а также контролировать их обустройство и степень потенциальной экологической опасности;
- проводить анализ информации, необходимой органам публичной власти для оценки экологической ситуации в сфере обращения с отходами и использования вторичных ресурсов при обосновании и разработке региональных (муниципальных) экологических программ.
Данные, содержащиеся в кадастре, должны обеспечить формирование муниципальных и сводного регионального балансов образования и утилизации отходов производства и потребления на территории области.
Действующим законодательством полномочия по организации обращения с отходами на территориях муниципальных образований переданы органам местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов.
Реализация данных полномочий отдельными муниципальными образованиями весьма затруднительна. На территориях городских округов размещение таких объектов, как, например, полигоны захоронения ТБО невозможно.
Создание полноценных комплексов утилизации отходов производства и потребления на уровне малых муниципальных образований также невозможно по финансовым и экономическим критериям.
В то же время к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Для решения перечисленных проблем Губернатором области утверждена Схема очистки территории Владимирской области от отходов производства и потребления (утверждена постановлением Губернатора области от 09.02.2011 N 97). При ее разработке применен метод зонирования региона по принципу отнесения территорий нескольких муниципальных образований или групп поселений к одному отходоперерабатывающему производству.
Схемой очистки территории Владимирской области от отходов производства и потребления предусмотрено строительство 6 межмуниципальных комплексов по переработке и захоронению твердых бытовых отходов в 7 группах муниципальных образований. В качестве сопутствующей инфраструктуры первичной обработки отходов предусматривается создание за счет частных инвестиций сети мусоросортировочных комплексов (7) и мусороперегрузочных станций (10).
Решение указанных проблем, связанных с оптимизацией регионального баланса образования и удаления отходов, требует комплексного подхода, создания эффективного механизма реализации органами власти установленных действующим законодательством полномочий, использования возможностей программно-целевого планирования природоохранных мероприятий на среднесрочную перспективу, консолидации сил и средств на приоритетных направлениях организации экологически безопасного обращения с отходами.
Использование программно-целевого метода решения сложившихся проблем в области обращения с отходами производства и потребления необходимо по следующим направлениям:
1) нормативно-правовое направление:
- формирование региональной и муниципальной нормативно-правовой и методической базы в области обращения с отходами производства и потребления;
- методическое сопровождение процесса развития системы обращения с отходами на уровне современных технологических достижений;