Проведенные реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере, сформирован новый слой собственников жилья как социальной базы жилищной реформы.
Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного частными и индивидуальными застройщиками Владимирской области, в общем объеме жилищного строительства в 2010 году составила около 94%, индивидуальными застройщиками - 49,7%.
Это обеспечило возможность успешной реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 2006 - 2010 годах, когда на практике были продемонстрированы возможности улучшения жилищных условий граждан, в том числе с предоставлением государственной поддержки. Инструментом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Владимирской области является долгосрочная областная целевая программа "Жилище" на 2009 - 2012 годы", Концепция жилищной политики Владимирской области и действовавшие в ее рамках до 2010 года областные целевые программы: "Обеспечение жильем молодых семей Владимирской области на 2004 - 2011 годы", "Развитие и поддержка ипотечного жилищного кредитования во Владимирской области на 2006 - 2010 годы", "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на 2006 - 2010 годы", "Обеспечение территории Владимирской области документами территориального планирования (2006 - 2010 годы)", "Социальное жилье на 2008 - 2015 годы", "Развитие малоэтажного строительства на территории Владимирской области на 2009 - 2011 годы". За период 2006 - 2010 гг. на территории Владимирской области введено в эксплуатацию 2069,4 тыс. кв. м жилья, в том числе объем ввода индивидуального жилья составил 1046,3 тыс. кв. м, ввод жилья в сельской местности составил около 573,8 тыс. кв. м. Проблемой, препятствующей развитию малоэтажного индивидуального жилищного строительства на территории области, является необеспеченность значительной части земельных участков, предназначенных для данного строительства, документацией по планировке территорий.
Кроме того, существует недостаточная обеспеченность земельных участков под малоэтажное строительство инженерной инфраструктурой. В настоящее время еще не проработан и на практике не реализован механизм привлечения частных инвестиций в сферу создания инфраструктуры под малоэтажную индивидуальную застройку, не используется залоговый механизм использования земельных участков под инженерное обеспечение. В связи с этим на современном этапе необходимо участие государства в финансировании проектов создания коммунальной инфраструктуры под малоэтажную индивидуальную застройку.
Для развития малоэтажного индивидуального жилищного строительства необходима финансовая поддержка муниципальных образований области в подготовке документации по планировке территории под малоэтажное строительство, в подведении к этим участкам инженерных сетей, которая будет осуществляться посредством реализации подпрограммы "Развитие малоэтажного строительства на территории Владимирской области на 2011 - 2015 годы".
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики администрации Владимирской области.
По ряду оценок одной из основных причин сокращения населения является отсутствие перспектив решения жилищной проблемы населения репродуктивного возраста, то есть, в основном, молодого населения. Молодежь не менее чем другие возрастные группы населения нуждается в жилье, так как именно в этом возрасте создаются семьи, это наиболее благоприятный детородный возраст. Отсутствие жилья для молодой семьи является главной причиной разводов, ведет к снижению рождаемости. В связи с этим решение жилищной проблемы молодежи является важнейшей социальной задачей.
Реализация мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на II этапе федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы в 2006 - 2010 годах демонстрирует ежегодный рост числа молодых семей, желающих стать участниками подпрограммы.
В течение 2006 - 2010 годов в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств бюджетов всех уровней 1097 молодых семей Владимирской области.
За 2006 - 2010 годы возросло число муниципальных образований Владимирской области, на территории которых реализуются мероприятия подпрограммы. В 2006 году таких территорий было 15, в 2010 году молодые семьи из 28 муниципальных образований области имели возможность улучшить свои жилищные условия.
Увеличился объем средств, предусматриваемых в бюджете Владимирской области и местных бюджетах на софинансирование мероприятий подпрограммы: в 2006 году в региональном бюджете на предоставление социальных выплат (субсидий) молодым семьям предусматривалось 20,22 млн. рублей, в 2010 году - 35 млн. рублей. В 2006 - 2010 годах на реализацию подпрограммы из средств федерального бюджета было привлечено 185,3 млн. рублей.
Несмотря на достигнутые результаты, проблема обеспечения жильем молодых семей остается актуальной. В 2011 году в области изъявили желание участвовать в подпрограмме порядка 3368 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, целесообразно в 2011 - 2015 годах продолжить реализацию данного механизма улучшения жилищных условий молодых семей Владимирской области.
Абзацы четырнадцатый - тридцать первый исключены. - Постановление Губернатора Владимирской области от 04.10.2012 N 1119.
Потребность в средствах федерального бюджета составляет 698,442 млн. рублей для приобретения 24492 кв. м площади жилья для указанных категорий граждан.
На территории области осуществляется реализация полномочий, переданных федеральным центром в виде субвенций на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
По состоянию на 01.01.2011 в области состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий 1074 граждан данной категории. Потребность в средствах федерального бюджета на обеспечение данной категории граждан составляет 591,28 млн. рублей.
Ежегодное выделение средств на эти цели позволяет обеспечить в среднем 34 семьи ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и полностью обеспечивать жильем ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет.
В результате бесплатной приватизации сформировался и быстро развивается рынок вторичного жилья. В то же время во Владимирской области, как и в большинстве регионов России, сократилось бюджетное финансирование жилищного строительства, что в условиях недостаточного платежеспособного спроса большей части населения на вновь построенное жилье, а также отсутствие кредитов на строительство и приобретение жилья, низкая доступность ипотечных кредитов привело к замедлению темпов роста объемов жилищного строительства и значительному снижению объема бесплатно предоставляемого социального жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий.
По состоянию на 1 января 2011 года жилищный фонд области составляет более 36 млн. кв. м, или в пересчете на 1 жителя - более 25 кв. м, что превышает среднероссийские показатели. В то же время значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребностям населения не только своими размерами, но и качественными характеристиками. Так не весь жилой фонд оборудован различными видами благоустройства. В очереди на улучшение жилищных условий состоит около 20 тыс. семей.
С 2008 года в области реализуется ОЦП "Социальное жилье на 2008 - 2015 годы". В 2009 году утверждена подпрограмма "Социальное жилье на 2009 - 2012 годы" ДОЦП "Жилище" на 2009 - 2012 годы".
В 2008 - 2010 годах на мероприятия подпрограммы из областного бюджета профинансировано 651,4 млн. рублей, средства местных бюджетов составили 357,5 млн. рублей, построено и приобретено 26,9 тыс. кв. м жилья, улучшили жилищные условия 513 семей.
Государственная поддержка гражданам на улучшение жилищных условий по договорам социального найма будет оказываться и в 2011 - 2015 годах.
Кроме того, с целью закрепления кадров в муниципальных учреждениях предполагается создание служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда. Потребность в служебных жилых помещениях в муниципальных образованиях области составляет более 500 квартир.
(абзац введен постановлением Губернатора Владимирской области от 19.05.2011 N 492)
Одним из эффективных способов решения жилищных проблем, как показывает практика последних лет, является ипотечное жилищное кредитование.
В целях обеспечения доступности получения ипотечных жилищных кредитов для населения области в 2006 году была утверждена программа "Развитие и поддержка ипотечного жилищного кредитования во Владимирской области на 2006 - 2010 годы", включенная в виде подпрограммы в ДОЦП "Жилище" на 2009 - 2012 годы".
С момента начала реализации Программы успешно выполнены следующие задачи: