Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года (с изменениями на 6 декабря 2024 года)



Таблица 6. SWOT-анализ развития Владимирской области на основе выявленных сильных, слабых сторон, возможностей и угроз развития

Влияние вступления России в ВТО на развитие экономики Владимирской области

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Снижение импортных пошлин на оборудование, материалы, необходимые для производителей Владимирской области.

2. Снижение экспортных пошлин на товары Владимирской области.

3. Применение режима тарифного квотирования по отдельным товарам.

4. Наличие механизма применения компенсационных мер в отношении торговых стран-партнеров в случае нарушения правил субсидирования промышленных товаров.

5. Снижение барьеров для иностранных инвесторов по доступу на рынок услуг Владимирской области.

6. Наличие механизма разрешения споров в случае нарушений правил ВТО со стороны стран-партнеров.

7. Право участия России в выработке будущих правил ВТО

1. Снижение импортных пошлин на продукцию производителей Владимирской области.

2. Установление лимитов для России в целом на объемы субсидирования в сельском хозяйстве.

3. Ограничения и правила в области субсидирования промышленных товаров Владимирской области.

4. Снижение защиты отечественных участников рынка услуг Владимирской области.

5. Наличие механизма разрешения споров в случае нарушений правил ВТО со стороны России и Владимирской области.

6. Необходимость выполнения обязательств по нотификациям

Возможности

Угрозы

1. Повышение конкурентоспособности производителей Владимирской области за счет снижения затрат предприятий.

2. Снижение затрат предприятий при экспорте.

3. Защита отечественных производителей в рамках установленных квот на отдельную продукцию.

4. Использование механизма применения компенсационных мер в отношении торговых стран-партнеров в случае нарушения правил субсидирования промышленных товаров.

5. Рост инвестиционной привлекательности Владимирской области и рост иностранных инвестиций.

6. Использование механизма разрешения споров в случае нарушений правил ВТО со стороны стран-партнеров.

7. Возможность влиять на правила торговли, что особо актуально в вопросах сельского хозяйства Владимирской области

1. Усиление иностранной конкуренции по обрабатывающим производствам и сельскому хозяйству, снижение объемов производства некоторых видов продукции Владимирской области.

2. Риск применения ответных мер в случае нарушения правил в области субсидирования промышленных товаров Владимирской области.

3. Усиление конкуренции со стороны иностранных поставщиков услуг.

4. Возможность использования партнерами механизма разрешения споров в отношении Российской Федерации.

5. Риск срыва сроков по сбору и предоставлению данных для извещений стран-партнеров по программам субсидирования

Положение Владимирской области в рамках межрегиональных, международных контактов и конкуренции за ресурсы со стороны территориального окружения

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Наличие активных торговых контактов с Москвой и Московской областью.

2. Высокая доля региона в общероссийском выпуске отдельных промышленных товаров: стеклянных сосудов для питья; тканей из стекловолокна; сывороток и вакцин иммунных; препаратов для лечения онкологических заболеваний; препаратов для лечения дисбактериоза; стрелочных переводов; лент, ровинга (ровницы) и пряжи из стекловолокна; матрасов; электродвигателей и генераторов постоянного тока; льняных тканей; электродвигателей переменного тока и премиксов; холодильников и морозильников, мотоциклов.

3. Активное участие Владимирской области в развитии межрегиональных туристических продуктов.

4. Вхождение Владимирской области в число регионов-лидеров по наличию территорий с особым экономическим режимом.

5. Конкурентоспособность продукции области на мировых рынках: стекло и изделия из него, фармацевтическая продукция, пластмассы и др.

1. Сильная зависимость от рынков сбыта Москвы и Московской области.

2. Недостаточная вовлеченность производителей Владимирской области в торговые отношения с другими регионами РФ, в особенности с Нижегородской областью.

3. Наличие в ЦФО сильных конкурентов в борьбе за федеральную поддержку сельского хозяйства и АПК: Белгородская, Московская, Воронежская, Липецкая, Курская и Тамбовская области.

4. Наличие в ЦФО сильных промышленных конкурентов по значимым для Владимирской области производствам: лакокрасочная продукция, химические волокна и нити, фармацевтика, транспортные средства, продукция ЛПК.

5. Владимирская область является энергодефицитным регионом, 80% энергии поступает из других регионов.

6. Отток квалифицированных кадров в другие регионы.

7. Наличие в регионе сильных конкурентов за иностранные инвестиции (Калужская, Московская, Липецкая области).

8. Значительное превышение импорта над экспортом

Возможности

Угрозы

1. Возможность усиления присутствия владимирских производителей на рынках Москвы и Московской области, а также потенциал экспансии в другие регионы, особенно в Нижегородскую область.

2. Развитие традиционных производств Владимирской области ввиду существенной зависимости от них экономики РФ в целом.

3. Развитие инфраструктуры туристического сектора области.

4. Привлечение инвесторов для освоения территорий с особым экономическим режимом.

5. Развитие ориентированных на экспорт производств.

6. Привлечение иностранных инвестиций ввиду территориальной близости к Москве и нахождения на транспортном коридоре

1. Значительные потери производителей области в случае негативных явлений на рынках Москвы и Московской области.

2. Ослабление предприятий сельского хозяйства и АПК Владимирской области в случае недостатка средств федеральной поддержки.

3. Сокращение вклада Владимирской области в общероссийский объем производства по значимым для экономики области отраслям.

4. Снижение рентабельности производств при росте цен на энергоносители.

5. Недостаток квалифицированных кадров для решения внутренних задач региона.

6. Уязвимость экономики в случае различных международных санкций и угроза продовольственной безопасности

Демографические процессы и трудовые ресурсы, качество жизни населения

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Положительная динамика в демографических процессах: увеличение количества родившихся и снижение количества умерших в последние годы наблюдается.

2. Высокая доля населения в трудоспособном возрасте - 60%.

3. Миграционная привлекательность территории: выгодное экономико-географическое положение области (близость к московскому региону и возможность привлечения инвестиционных ресурсов), приоритет в развитии области как высокоразвитой экономики и потенциальной точки роста промышленного производства, соответственно создание новых производств и новых рабочих мест.

4. Достаточно большой резерв роста сальдо миграции за счет повышения коэффициента закрепляемости приезжих и сокращения оттока собственного населения.

5. Ежегодное снижение абсолютных показателей безработицы. Один из самых низких показателей средней продолжительности поиска работы в ЦФО, положительная динамика его ежегодного сокращения.

6. Высокий уровень занятости в экономике (54,6% всего населения, 76,6% трудоспособного населения).

7. Ежегодный рост номинальной начисленной заработной платы работникам организаций области.

8. Невысокий (по сравнению с ЦФО и РФ) уровень стоимости трудовых ресурсов для потенциальных работодателей в комплексе с высокой долей жителей, имеющих среднее профессиональное образование.

9. Пониженный в сравнении с другими центрами ЦФО и в среднем по России уровень социального расслоения (коэффициент фондов равен 11,8).

10. Тенденция к сокращению численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

11. Доведение средней заработной платы педагогических сотрудников до уровня средней заработной платы в сфере общего образования в регионе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597.

12. Сравнительно развитая сеть учреждений социального обслуживания.

13. Реализация мероприятий по модернизации системы здравоохранения, включая укрепление материально-технической базы, внедрение современных информационных технологий, внедрение стандартов оказания медицинской помощи.

14. Интенсивное развитие системы интернет-коммуникаций. Создана инфраструктура общественного доступа к информационным ресурсам и сервисам.

15. Создана и действует система мониторинга уровня конфликтности в межнациональных и межконфессиональных отношениях

1. Депопуляция населения, что обусловлено естественной и миграционной убылью населения.

2. Высокий удельный вес женщин в возрасте, превышающем фертильный (43%).

3. Низкий удельный вес населения моложе трудоспособного возраста и высокий показатель лиц пенсионного возраста (превышает средний по стране в 1,2 раза).

4. Структура собственного трудового баланса области оценивается как относительно неблагоприятная, так как в ближайшей перспективе в пенсионный возраст перейдут многочисленные возрастные группы (рожденные к. 1950 - н. 1960 гг.) и вступит в трудоспособный возраст малочисленное поколение, рожденное в конце 1990 годов.

5. Неустойчивость миграционного движения населения (в последние два года миграционный отток населения превысил показатели приезжающих в область), основу которого составляет экономически активное население. Сокращение числа занятых на существующих предприятиях, высокие показатели неполной занятости на предприятиях области влияют на миграционный отток трудоспособного населения, прежде всего в Московский регион, где выше уровень и качество жизни населения и более высокий показатель предложения на рынке труда.

6. Маятниковая миграция экономически активного населения в московскую и нижегородскую агломерации.

7. Высокий уровень зарегистрированной безработицы по сравнению с другими субъектами РФ ЦФО, но ниже среднероссийского.

8. Нехватка квалифицированных сотрудников рабочих специальностей.

9. Нехватка квалифицированных трудовых ресурсов в управленческом аппарате администраций муниципальных образований второго уровня.

10. Один из самых высоких показателей прожиточного минимума по ЦФО.

11. Увеличение дифференциации доходов населения. С 2007 по 2012 год коэффициент Джини вырос с 0,343 до 0,373.

12. Высокий процент износа основных фондов системы здравоохранения, отток медицинских кадров, дефицит врачебного и среднего медицинского персонала, невозврат молодых специалистов в отрасль, снижение престижа профессии медицинского работника

Возможности

Угрозы

1. Улучшение демографической ситуации ввиду активной реализации мер демографической политики в области.

2. Наличие резерва собственных трудовых ресурсов, которые можно задействовать на вновь создаваемых предприятиях и организациях области.

3. Корректировка специализации выпускников вузов под потребности рынка труда.

4. Приток квалифицированных мигрантов.

5. Улучшение соотношения между пенсиями и прожиточным минимумом как следствие роста бюджетных доходов Владимирской области

1. Общая для России тенденция к старению населения и повышению демографической нагрузки.

2. Снижение эффекта от мер федеральной демографической политики по мере роста уровня жизни.

3. Рост социального расслоения, связанный с "размытием" среднего класса.

4. Постепенное снижение доли трудоспособного населения влечет проблему кадров в реальном секторе. Проблемы с наличием свободных трудовых ресурсов в области для развития новых промышленных площадок; ускоренный приток низко квалифицированных мигрантов (угроза для крупных городов) и, как следствие, рост бюджетной нагрузки.

5. Общероссийское замедление темпов роста доходов, потенциально связанное с негативной динамикой цен на экспортное сырье

Динамика инвестиционных процессов Владимирской области

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Накопленный положительный опыт привлечения иностранных инвестиций и взаимодействия с иностранными инвесторами в рамках реализации проектов.

2. Наличие инвестиционного портала Владимирской области.

3. Высокий темп роста инвестиций в основной капитал.

4. Льготные ставки налогообложения для отдельных категорий инвесторов.

5. Государственная поддержка развития инвестиционной инфраструктуры.

6. Наличие регионального инвестиционного законодательства (гарантии прав инвесторов, предоставление государственных гарантий и др.).

7. Низкая долговая нагрузка

1. Незначительное количество инфраструктурно обустроенных площадок, готовых к размещению инвестиций.

2. Недостаточное развитие институтов поддержки инвестиционной деятельности.

3. Недостаточность ресурсов регионального бюджета для обеспечения реализации масштабных инвестиционных проектов.

4. Недостаточное использование объектов историко-культурного наследия как фактора развития туристического потенциала региона.

5. Неравномерность инвестиционного развития муниципальных образований региона

Возможности

Угрозы

1. Наличие инвестиционных уполномоченных по федеральным округам

2. Создание специализированной организации по привлечению инвестиций и сопровождению инвестиционных проектов "Корпорации развития Владимирской области", создание регионального инвестиционного фонда.

3. Реализация на территории области инвестиционных программ крупными корпорациями страны (ПАО "Газпром", ОАО "РЖД", ПАО "Россети").

4. Внимание государства к инновационному развитию страны, возможность привлечения федеральных инвестиций в рамках реализации приоритетных государственных программ для производства инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью.

5. Близость к емким рынкам сбыта (московская и нижегородская агломерации).

6. Создание промышленных и индустриальных парков, площадок с понятными юридическими правами, готовой инженерной и логистической инфраструктурой.

7. Увеличение объема инвестиций за счет более полного использования ресурсов муниципальных образований.

8. При низкой долговой нагрузке имеется возможность привлечь средства на реализацию инвестиционных проектов: подготовку инвестиционных площадок, предоставление льгот для предпринимателей и др.

1. Высокая конкуренция за инвестиционные ресурсы с соседними регионами (г. Москва, Московская, Нижегородская, Калужская области).

2. Высокий уровень износа систем инженерных и коммунальных инфраструктур.

3. Негативные последствия вступления во Всемирную торговую организацию для приоритетных отраслей региона (обрабатывающие производства, агропромышленный комплекс).

4. Нехватка квалифицированных рабочих кадров, рабочих специальностей

(в ред. Указа Губернатора Владимирской области от 27.12.2016 N 115)

Уровень развития финансовых институтов и доступность финансовых ресурсов во Владимирской области

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Стабильные положительные показатели исполнения консолидированного бюджета.

2. Высокий уровень развития организаций финансово-кредитной системы.

3. Высокая доля прибыльных предприятий.

4. Повышение доверия населения к кредитным организациям. Рост вкладов населения в рублях

1. Возможность появления кредиторской задолженности по принятым бюджетным обязательствам.

2. Значительный удельный вес безвозмездных поступлений в составе консолидированного бюджета региона.

3. Недостаточность ресурсов регионального бюджета для обеспечения реализации масштабных инвестиционных проектов.

4. Снижение доли жилищного кредитования в общем объеме займов.

5. Низкая инвестиционная активность банков-резидентов

Возможности

Угрозы

1. Расширение налогооблагаемой базы за счет создания новых производств и модернизации действующих, расширения инвестиционной привлекательности, улучшения хозяйственного климата, диверсификации экономики.

2. Повышение эффективности использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

3. Сокращение неэффективных бюджетных расходов.

4. Ужесточение контроля по сбору налогов и адресная работа с неплательщиками.

5. Снижение ставок по ипотечному кредитованию.

6. Повышение кредитной грамотности населения

1. Снижение доли собственных доходов в общем объеме доходов в связи с падением доходов населения при ухудшении финансового состояния.

2. Снижение перечислений от вышестоящих бюджетов в связи с ухудшением финансово-экономической ситуации в мире и стране.

3. Снижение платежеспособности физических и юридических лиц.

4. Риск невозможности выполнения бюджетных обязательств соответствии с возложенными полномочиями.

5. Рост просроченной кредитной задолженности

Институты развития Владимирской области

(Корпорация развития Владимирской области)

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Выполнение функций единого оператора по созданию и развитию доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов на территории области.

2. Привлечение для развития инфраструктуры внебюджетных средств при активизации использования механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).

3. Индивидуальное сопровождение инвестиционных проектов

1. Отсутствие практического опыта функционирования в качестве юридического лица.

2. Недостаточный уставной капитал АО "Корпорация развития Владимирской области" (20 млн. рублей) для осуществления ее основной деятельности.

3. Риск неполной оценки возможных негативных последствий проекта (макроэкономических, включая возможность усиления инфляции в результате принимаемых инвестиционных решений; влияния на смежные отрасли; экологических последствий и др.).

4. Сложность процедур привлечения финансовых средств федеральных институтов развития.

5. Сложности привлечения девелоперов для строительства инженерной инфраструктуры промышленных парков и технопарков при отсутствии резидентов, что объясняется дороговизной и длительностью окупаемости вложений.

6. Недостаточное совершенство инвестиционной законодательной базы.

7. Сложность оформления прав собственности на земельные участки, ограничивающие возможности размещения производств на территории региона.

8. Отсутствие четких критериев и процедур отбора проектов для поддержки.

9. Сложность оценки эффективности деятельности институтов развития.

10. Недостаточная информационная прозрачность институтов развития.

11. Длительные сроки окупаемости инфраструктурных проектов

(в ред. Указа Губернатора Владимирской области от 27.12.2016 N 115)

Возможности

Угрозы

1. Промышленное развитие территорий муниципальных образований Владимирской области.

2. Повышение инвестиционной привлекательности региона.

3. Прирост инвестиций в основной капитал.

4. Увеличение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств).

5. Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории области.

6. Сокращение административных барьеров и повышение прозрачности системы поддержки предпринимателей.

7. Увеличение доходов регионального бюджета от налоговых поступлений резидентов промышленных парков и технопарков, созданных на территории Владимирской области.

8. Создание новых рабочих мест.

9. Рост объема производства товаров, оказания услуг.

10. Создание рыночного механизма финансирования развития индустриальных парков, минимизирующего прямое участие средств областного бюджета

1. Рост цен на энергоносители и другие сырьевые ресурсы.

2. Ухудшение политической и экономической ситуации в стране.

3. Снижение инвестиционной активности.

4. Высокая конкуренция по привлечению инвесторов с соседними регионами (г. Москва, Московская, Калужская и Нижегородская области).

5. Риски значительных финансовых потерь институтов развития, ведущие к утрате финансовой устойчивости.

6. Риск коррупции - использования исполнительными органами институтов развития своих прав и полномочий в целях личной выгоды (при этом средства будут расходоваться либо целевым образом, но неэффективно, либо вообще нецелевым образом).

7. Низкая эффективность деятельности Корпорации развития вследствие недостаточной квалификации менеджмента, осуществляющего отбор проектов для поддержки

Текущее состояние транспортной системы Владимирской области

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Выгодное географическое и транспортное положение области.

2. Наличие региональных программ в сфере развития транспортной системы и инфраструктуры.

3. Наличие амбициозных инвестиционных проектов по развитию транспортной системы Владимирской области.

4. Расположение основных индустриальных центров области (Владимир, Муром, Ковров, Гороховец) на оси основных транспортных магистралей.

5. Высокая плотность и густота дорожной сети с твердым покрытием.

6. Развитая сеть автомобильных и железных дорог.

7. Близость к Москве.

8. Создание дорожных фондов, аккумулирующих целевые средства, направляемые на содержание и развитие дорог

1. Низкие темпы обновления основных фондов организаций транспорта.

2. Высокий удельный вес протяженности автомобильных дорог регионального и местного значения, не соответствующих нормативным требованиям.

3. Снижение удельного веса автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования.

4. Низкая пропускная способность отдельных участков автомобильных дорог, особенно вблизи районных центров.

5. Недостаточный уровень обновления дорожной инфраструктуры.

6. Отсутствие обходов ряда населенных пунктов, а также мостовых переходов через реки.

7. Падение объема пассажирских перевозок всеми видами транспорта.

8. Сокращение объема грузоперевозок транспортом общего пользования.

9. Неразвитость дорожной инфраструктуры на немагистральных направлениях (отсутствие АЗС, придорожных гостиниц и отелей).

10. Наличие сельских населенных пунктов, не соединенных дорогами с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования.

11. Отсутствие мест для парковок транспорта.

12. Отставание темпов строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования от темпов автомобилизации населения и требований безопасности дорожного движения.

13. Высокая аварийность и смертность на дорогах области.

14. Отсутствие необходимой инфраструктуры для развития полетов гражданской авиации

Возможности

Угрозы

1. Развитие дорожной и транспортной инфраструктуры, транспортно-логистических услуг.

2. Развитие внешнеэкономических связей, рынков сбыта.

3. Строительство платных автомобильных дорог.

4. Обеспечение нормативного содержания и ремонта автомобильных дорог.

5. Модернизация транспортной инфраструктуры, в том числе реконструкция и развитие основного транспортного узла области - Владимирского железнодорожного вокзала.

6. Строительство аэропортового комплекса "Добрынское"

1. Появление системных транспортных заторов на автомобильных дорогах и снижение скорости движения на автомобильных дорогах.

2. Рост транспортных издержек.

3. Ухудшение экологической обстановки.

4. Дефицит финансовых средств, необходимых для реализации крупных инвестиционных проектов в сфере транспорта, для развития дорожной сети.

5. Сдерживание развития автотуризма.

6. Рост степени износа основных фондов организаций транспорта

Текущее состояние энергетического комплекса Владимирской области

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Достаточно высокий уровень газификации природным газом области.

2. Развитая инфраструктура энергоснабжения.

3. Реализация комплексной программы по развитию добычи, переработки и использования торфа (в том числе как местного вида топлива).

4. Наличие региональной государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности во Владимирской области на период до 2020 года"

1. Ограничения по мощности газопроводящей сети и необходимость строительства газораспределительных станций.

2. Низкая платежеспособность населения, не позволяющая многим собственникам домовладений и квартир подключиться к сетевому газу.

3. Высокий уровень задолженности потребителей за потребленные энергоресурсы.

4. Нехватка собственных генерирующих мощностей и энергозависимость энергетической системы области.

5. Высокая изношенность основных фондов.

6. Высокий уровень потерь в электрических и тепловых сетях.

7. Недостаточный объем инвестиций в сферу производства и распределения электроэнергии, газа и воды

Возможности

Угрозы

1. Последовательная разработка и реализация в РФ государственных и федеральных целевых программ.

2. Реализация инвестиционных программ ПАО "Газпром" во Владимирской области.

3. Дальнейшее развитие в регионе механизмов ГЧП в проектах по развитию в сфере реализации услуг теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения.

4. Активная поддержка на региональном уровне реализации инвестиционных программ государственных корпораций.

5. Строительство объектов распределенной генерации на основе местных видов топлива.

6. Совершенствование тарифной политики.

7. Снижение затрат на техприсоединение к инженерным сетям.

8. Создание условий для повышения энергетической безопасности региона энергетических объектов, инженерных сетей.

9. Снижение уровня износа инфраструктуры за счет модернизации и реконструкции, реализации отраслевых и инвестиционных программ.

10. Достижение сбалансированности экономических интересов между производителями коммунальных услуг и потребителями

1. Угроза аварий техногенного характера в силу изношенности объектов инфраструктуры.

2. Повышение тарифов на электроэнергию.

3. Снижение уровня сбора платежей за потребленные энергоресурсы.

4. Снижение качества и надежности предоставляемых услуг вследствие увеличения износа объектов инфраструктуры.

5. Технологическое отставание систем инженерных инфраструктур.

6. Истощение топливно-энергетических ресурсов

(в ред. Указа Губернатора Владимирской области от 27.12.2016 N 115)

Текущее состояние отрасли связи Владимирской области

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Достаточно развитая инфраструктура предоставления услуг связи

1. Замедление темпов роста отрасли связи, исчерпание возможности роста традиционных сегментов.

2. Проблема цифрового разрыва между городской и сельской местностью

Возможности

Угрозы

1. Реализация инвестиционных программ ПАО "Россети" на территории Владимирской области.

2. Развитие сетей фиксированной телефонной связи путем их модернизации на основе цифровых технологий и трансформация в мультисервисные сети

1. Несанкционированный доступ к информации ввиду невозможности обеспечения полной информационной безопасности

(в ред. Указа Губернатора Владимирской области от 27.12.2016 N 115)

Текущее состояние сферы жилищного строительства и жилищно-коммунального комплекса Владимирской области

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Активная позиция Губернатора области и органов государственной власти в вопросах развития жилищно-коммунальной сферы.

2. Наличие документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, позволяющих сократить сроки подготовки инвесторами исходно-разрешительной документации для строительства.

3. Потенциальная привлекательность сферы жилищно-коммунальных услуг для частного бизнеса.

4. Наличие и реализация программных документов по развитию жилищного строительства и модернизации сферы ЖКХ.

5. Безвозмездное предоставление земельных участков отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

6. Реализация мер по стимулированию развития жилищного строительства, включающих мероприятия по комплексному обеспечению земельных участков социальной и инженерной инфраструктурой с использованием государственно-частного партнерства.

7. Разработка комплекса мер по снижению доли ветхого и аварийного жилищного фонда.

8. Разработка и реализация программ строительства малоэтажного жилья и стандартного жилья с учетом средств, передаваемых Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

9. Разработка и реализация региональных программ, направленных на обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, предусматривающих:

- внедрение современных технологий очистки питьевой воды;

- модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры;

- развитие систем канализации и водоснабжения.

10. Создание региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов

1. Высокий уровень физического и морального износа основных фондов и коммунальной инфраструктуры (в т.ч. водоснабжения) наряду с недостаточностью финансовых средств для их обновления.

2. Высокий удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда.

3. Недостаточные объемы жилищного строительства.

4. Отсутствие в достаточном количестве подготовленных к застройке и обеспеченных инженерными сетями, объектами транспортной и социальной инфраструктуры земельных участков для комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства и как следствие высокая себестоимость строительства жилья.

5. Нехватка мощностей существующих систем коммунальной инфраструктуры.

6. Низкая эффективность использования энергоресурсов.

7. Слабый уровень конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства

(в ред. Указа Губернатора Владимирской области от 16.07.2018 N 79)

Возможности

Угрозы

1. Последовательная разработка и реализация в РФ федеральных целевых программ, направленных на поддержку жилищного строительства и модернизацию сферы ЖКХ.

2. Внимание государства к развитию жилищного строительства и проблемам реформирования сферы ЖКХ.

3. Развитие в России и Владимирской области механизмов ГЧП.

4. Разработка и реализация программ строительства малоэтажного жилья и стандартного жилья с привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

5. Внимание государства к проблемам повышения энергетической эффективности.

6. Развитие энергоэффективных и энергосберегающих технологий и применение при строительстве и капитальном ремонте многоквартирных домов.

7. Переход на долгосрочное регулирование тарифов

1. Растущая задолженность предприятий коммунального комплекса за потребленные топливно-энергетические ресурсы, относительно высокий уровень цен на жилье для жителей области.

2. Опережающий рост тарифов по отношению к росту доходов населения.

3. Низкая доступность кредитных ресурсов.

4. Низкая привлекательность многоквартирных домов с высокой степенью износа для управляющих организаций частной формы собственности.

5. Высокий уровень энергопотерь в инженерных сетях

(в ред. Указа Губернатора Владимирской области от 16.07.2018 N 79)

Уровень технологического развития, мобилизуемость научно-исследовательских ресурсов

Сильные стороны

Слабые стороны

1. По сохраняемым темпам ежегодного роста Владимирская область значительно превосходит средний показатель по РФ.

2. Наличие большого количества высокотехнологичных машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий, развитый сектор ОПК, значительный объем производства продукции химической отрасли, включая биотехнологии и фармацевтику нового поколения.

3. Высокий уровень затрат на инновационные технологии. Сознание проектов по данному направлению: проект ВлГУ "Научно-образовательный центр по направлению "нанотехнологии", проекты ГОУ ВПО "Владимирский государственный университет", ПАО "Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения", "Генериум", "РМ Нанотех" и др.

4. В рейтинге среди регионов ЦФО по доле организаций, осуществлявших инновационную деятельность, Владимирская область занимает 5 место.

5. Высокая степень интеграции технологий в производстве (Владимирская область находится на 4 месте по числу используемых передовых производственных технологий, уступая г. Москве, Московской и Тульской областям).

6. Наличие стратегических партнеров по созданию новых производств наноиндустрии в регионе - АО "РОСНАНО" и государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ"

1. Постепенное снижение инновационного потенциала области в части разработки инновационных технологий, в том числе невысокая эффективность персонала, занятого НИР при существующем уровне затрат.

2. Существенное уменьшение в структуре промышленного производства региона удельного веса электрооборудования, электронного и оптического оборудования (за период 2006 - 2012 гг. в 1,7 раза), машин и оборудования (в 1,3 раза).

3. Ежегодное снижение численности работников, выполняющих научные исследования и разработки (по сравнению с 2006 годом число работников уменьшилось в 1,5 раза).

4. Низкий уровень собственных разработанных передовых производственных технологий (Владимирская область занимает 10 место среди регионов ЦФО).

5. Слабо развита сеть бизнес-инкубаторов, недостаточно эффективна их работа

(в ред. Указов Губернатора Владимирской области от 27.12.2016 N 115, от 24.12.2018 N 156)

Возможности

Угрозы

1. Развитие производственно-технологической инновационной инфраструктуры.

2. Формирование саморазвивающейся и самофинансируемой научно-технологической системы.

3. Развитие корпоративной культуры.

4. Экологизация техники, технологий и общественного развития.

5. Формирование образа Владимирской области как субъекта высокоразвитой экономики и потенциальной точки роста промышленного производства

1. Наличие сильных центров притяжения инноваций в соседних регионах (г. Москва, Московская, Нижегородская, Калужская обл. и др.).

2. Уменьшение численности занятых в сфере науки и "утечка мозгов".

3. Общая потеря конкурентоспособности страны в сфере инноваций, следовательно, снижение уровня инновационного развития области.

4. Возникновение экологических проблем, представляющих угрозу для человека

Криминогенная и этнокультурная ситуация, межнациональные отношения во Владимирской области

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Относительно низкий уровень преступности.

2. Ежегодное сокращение преступности.

3. Ежегодное увеличение раскрываемости преступлений.

4. Моноэтничный состав населения.

5. Деятельность национально-культурных общественных организаций.

6. Реализация большого количества региональных программ и мероприятий, направленных на преодоление межэтнической и межконфессиональной напряженности и проявления экстремизма

1. Региональная неоднородность уровня преступности (имеются территории с повышенным уровнем криминогенности).

2. Деятельность организаций радикально настроенной молодежи.

3. Латентные конфликты на межнациональной почве

Возможности

Угрозы

1. Преодоление затяжного демографического кризиса за счет миграций представителей этносов с традициями многодетности.

2. Заблаговременное предотвращение межэтнических конфликтов и проявлений экстремизма путем целенаправленной позитивной деятельности региональных властей и гражданского общества.

3. Действие Федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)".

4. Эффективная адаптация и интеграция мигрантов в региональное сообщество

1. Постепенное обострение межэтнической напряженности в связи с усилением полиэтничности.

2. Нелегальная миграция представителей разных этносов.

3. Политизация этнического и религиозного факторов.

4. Распространенность негативных стереотипов в отношении других народов

Социальная инфраструктура

Здравоохранение

Сильные стороны

Слабые стороны

1. В последние годы во Владимирской области увеличилась рождаемость, замедлились темпы роста общей смертности.

2. Обеспечено сохранение кадрового потенциала в здравоохранении.

3. Модернизация системы здравоохранения обеспечивает улучшение качества медицинской помощи.

4. Диспансеризация детского населения области позволяет улучшать здоровье подрастающего поколения.

5. Мероприятия по снижению смертности от болезней системы кровообращения, онкологических, инфекционных заболеваний сохраняют здоровье населения

1. Сокращение населения имеет долговременный и устойчивый характер, что снижает долю трудоспособного населения в регионе.

2. Важнейшей проблемой здоровья взрослого населения области являются болезни системы кровообращения и занимают лидирующую позицию в структуре первичного выхода на инвалидность.

3. Усиливается гендерное неравенство в возрастном составе населения.

4. Снижается количество мужчин брачного возраста.

5. Материальное состояние учреждений здравоохранения не соответствует сложности решаемых задач. Не наблюдается взаимосвязи между объемами капитальных расходов и уровнем социально-экономического развития региона, ресурсной обеспеченностью, уровнем заболеваемости.

6. Наблюдается отток медицинских кадров, дефицит врачебного и среднего медицинского персонала, невозврат молодых специалистов в отрасль, недостаточная социальная защита медицинских работников, снижение престижа профессии медицинского работника.

7. Льготное обеспечение населения лекарственными средствами в условиях дефицита финансирования и постоянного увеличения числа льготополучателей не реализуется

Возможности

Угрозы

1. Непрерывное совершенствование материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений области.

2. Информационные ресурсы системы здравоохранения области открывают возможности обеспечения государственных услуг через Интернет.

3. Вовлечение в процесс оказания медицинской помощи (на уровне доврачебной) персонала служб жизнеобеспечения (милиция, государственная инспекция по безопасности дорожного движения, государственная пожарная служба) создают возможность снижения смертности населения.

4. Участие в реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" и федеральных целевых, государственных программах в сфере здравоохранения позволяет увеличивать финансирование сферы здравоохранения.

5. Рост числа аптек позволяет совершенствовать лекарственное обеспечение в регионе

1. Рост загрязнения окружающей среды создает угрозу здоровому образу жизни и здоровью населения.

2. Отсутствие национальных традиций в части сохранения здоровья увеличивает нагрузку на систему здравоохранения региона.

3. Экономические санкции Евросоюза могут создать угрозу недофинансирования сферы здравоохранения.

4. Низкая конкуренция в сфере здравоохранения создает угрозу качеству оказываемых услуг населению

Образование

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Наличие собственной базы подготовки квалифицированных кадров (68 образовательных организаций профессионального образования).

2. Система общего образования региона сумела сохранить кадры учителей.

3. Доля семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растет.

4. Обеспеченность учащихся учебниками за счет фонда школьных библиотек в целом по области составляет около 90%

1. Система образования не удовлетворяет в полной мере спрос работодателей на высококвалифицированную рабочую силу.

2. Дефицит педагогических кадров по специальным дисциплинам технического профиля.

3. Низкая активность участия работодателей в процессе подготовки кадров.

4. Отставание материально-технической, лабораторно-опытной базы среднего профессионального образования от требований, которые предъявляются к подготовке современных высококвалифицированных рабочих кадров, растет.

5. Недостаток подготовки кадров технических специальностей учреждениями профессионального образования для удовлетворения существующего спроса на рынке труда.

6. Отсутствие налоговых преференций и экономической заинтересованности бизнес-сообщества в подготовке специалистов и рабочих кадров (сдерживается развитие системы государственно-частного партнерства).

7. Не в полной мере удовлетворяется потребность населения в дошкольном образовании путем увеличения количества мест в учреждениях дошкольного образования и в дошкольных группах общеобразовательных школ.

8. Библиотечный фонд учреждений образования не укомплектован печатными и электронными учебными изданиями, методическими и периодическими изданиями

Возможности

Угрозы

1. Возможность создания новой региональной отраслевой системы оплаты педагогических и руководящих работников, ориентированной на результат.

2. Возможность повышения квалификации педагогических и управленческих кадров образования в регионе.

3. Современные образовательные технологии повышают качество образовательного процесса.

4. Привлечение общественности к управлению образовательными системами может улучшить подготовку специалистов.

5. Введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора обучающимися индивидуального учебного плана, повышает качество человеческого капитала.

6. Внедрение моделей и технологий работы с одаренными детьми повышает потенциал региона.

7. Разработка моделей и механизмов поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, даст положительный результат.

8. Организация обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных технологий обеспечивает социализацию населения.

9. Возможность распространения опыта образовательных учреждений и педагогов, являющихся победителями конкурсов в рамках приоритетного национального проекта "Образование", повышает качество обучения

1. Снижение престижности получения высшего образования, которое стало за не очень большую плату доступно многим, но это привело к снижению квалификации как студентов, так и преподавателей.

2. Отсутствие патриотического воспитания современной молодежи, непривитие культурных и нравственных ценностей создает угрозу для будущего развития страны.

3. Рост административных барьеров и несовершенство функций государства при предоставлении услуг в сфере образования снижает потенциал страны.

4. Дефицит бюджета РФ создает угрозу предоставления субвенций региональным бюджетам на образование.

5. С 2014 года не предполагается поступление средств федерального бюджета на модернизацию системы общего образования, а средств, выделяемых из областного бюджета по нормативам, недостаточно для обеспечения учебного процесса в полном объеме в соответствии с требованиями законодательства

Культура

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Владимиро-Суздальским музеем-заповедником сформировано уникальное единое межмузейное пространство.

2. Осуществляется поддержка одаренных детей и талантливой молодежи, в том числе путем организации участия в общероссийских и международных творческих проектах.

3. Сохранение, реставрация музейного фонда обеспечивает привлекательность области как исторического региона.

4. Сохранение и развитие народных художественных промыслов и народной культуры в области, в том числе поддержка деятельности любительских коллективов художественного творчества, увеличивает потенциал региона

1. Слабая материально-техническая база учреждений культуры, особенно малых городов и сельских поселений.

2. Недостаточные темпы внедрения информационных технологий в деятельность учреждений культуры.

3. Высокий износ материально-технической базы учреждений культуры и искусства (износ музыкальных инструментов составляет 70%, 67% зданий музеев находятся в неудовлетворительном техническом состоянии).

4. Медленное омоложение кадровых ресурсов, дефицит квалифицированных кадров, прежде всего в мастерах декоративно-прикладного искусства

Возможности

Угрозы

1. Возможность внедрения новых форм и методов предоставления услуг в сфере культуры (использование коммуникационных возможностей Интернета, создание сайтов, формирование и предоставление доступа к сводным электронным каталогам, виртуальные выставки и экспозиции, система удаленного доступа документов, единая электронная система продажи кино- и театральных билетов, электронный читательский билет).

2. Поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере культуры повышает потенциал региона.

3. Механизмы государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций в объекты культурного наследия области позволяют развивать культуру.

4. Вхождение в федеральные программы в области культуры открывает возможность финансирования

1. Резкое изменение базовых ценностей и расслоение общества начиная с 1991 года создает напряженность в отношениях между людьми в регионе.

2. Распространение алкогольной и наркотической зависимости в регионе создает угрозу деградации населения.

3. Отсутствие прогрессивных традиций (например, бойскауты) создает угрозу социализации подрастающего поколения.

4. Возможность решить многие вопросы с использованием родственных связей и денежных средств существенно снижает авторитет власти.

5. Отмечаются ценностная дезориентация населения, низкий уровень общей культуры граждан, патерналистские настроения, низкая мобильность и экономическая активность граждан

Физкультура и спорт

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Растет доля граждан области, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

2. Развит детско-юношеский и студенческий спорт, включая спортивные клубы и информационную поддержку развития детско-юношеского и студенческого спорта в области.

3. Спортивный отбор одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик физической и технической подготовленности, физического развития и оценки состояния здоровья позволяет готовить кадры олимпийского резерва.

4. Осуществляется совершенствование системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности областного спорта, совершенствование мер социальной защиты спортсменов и тренеров.

5. Развитие платных услуг, оказываемых населению учреждениями физической культуры и спорта области, удовлетворяет потребности населения

1. Недостаточна пропаганда физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни населения.

2. Несовершенна система физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях общего и профессионального образования.

3. Недостаточное количество областных спортивных школ, в том числе по базовым видам спорта.

4. Сохраняют актуальность проблемные вопросы, связанные с повышением мотивации граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни, доступности спортивной инфраструктуры, особенно для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Возможности

Угрозы

1. Возможность участия в реализации федеральной целевой программы развития физической культуры и спорта.

2. Возможность включения вопросов развития физической культуры и спорта в коллективные договоры между профсоюзами и работодателями позволяет укреплять здоровье населения.

3. Успех российских олимпийцев создает возможность лучшего финансирования спортивной работы в регионах.

4. Создание новых и более совершенных тренажеров позволяет вовлекать в оздоровительный процесс все большее количество населения области

1. Гиподинамия разрушает здоровье населения области.

2. Старение населения области требует организации спортивной работы с этой категорией граждан.

3. Сокращение количества здоровых молодых людей снижает обороноспособность страны.

4. Дефицит финансовых ресурсов не позволяет создавать достаточное количество спортивных сооружений, плавательных бассейнов, детских площадок, детских садов, школ и т.п.

Социальная поддержка

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Устойчивое, динамичное социально-экономическое развитие региона, позволяющее обеспечивать социальную поддержку населения за счет средств областного бюджета.

2. Реализация на территории региона Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" обеспечивает динамичное развитие региона.

3. Реализация приоритетных национальных проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Здоровье", Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" улучшает социальный климат в регионе.

4. Индексация пособий и всех социальных выплат обеспечивает социальную стабильность.

5. Сложилась система функционирования различных видов стационарных учреждений по обслуживанию населения: престарелых, инвалидов, женщин и детей

1. Недостаточное финансирование государственных и федеральных целевых программ.

2. Устаревшая материально-техническая база учреждений социальной защиты.

3. Региональные программы социальной защиты населения Владимирской области транслируют федеральные программы и не всегда учитывают специфику региона.

4. Старение населения. Увеличение доли жителей области старше трудоспособного возраста.

5. Высокий уровень смертности при низкой рождаемости ведет к снижению потенциала региона, в том числе по социальной защите населения

Возможности

Угрозы

1. Совершенствование законодательства в сфере социальной защиты населения региона.

2. Усиление адресности социальной помощи.

3. Внедрение новых инновационных форм социального обслуживания на платной основе.

4. Создание новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания населения.

5. Экономическое развитие региона создает базу для расширения и дифференциации форм социальной поддержки населения для проведения "активной" демографической политики.

6. Концентрация форм социальной поддержки на повышении рождаемости и укреплении семьи.

7. Реализация мер социальной поддержки для повышения качества жизни семей с детьми

1. Сокращение финансирования из средств федерального и областного бюджетов.

2. Вывод доходов предпринимателей в офшорные зоны снижает их возможность в части благотворительности в регионе.

3. Федеральные программы не учитывают специфику социальной ситуации в регионе.

4. Рост доли населения пенсионного возраста и усиление демографической нагрузки на трудоспособное население предопределяет увеличение расходов на пенсионное, социальное и медицинское обслуживание.

5. Увеличение бюджетных расходов на оказание материальной поддержки многодетным и малообеспеченным семьям

Туризм

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Богатое культурное наследие, природные и исторические памятники - его конкурентное преимущество, что способствует повышению туристской привлекательности региона.

2. Бренд "Золотое кольцо России" привлекает туристов и инвесторов.

3. Туристский бренд привлекает значительное число людей, что позволяет поддерживать малый бизнес, создавать новые рабочие места.

4. Наличие "Малого Золотого кольца" (Александров, Юрьев-Польский, Суздаль, Вязники, Гороховец, Муром, Гусь-Хрустальный, Владимир) позволяет формировать Владимирский турпродукт, в том числе для москвичей, на 1 - 2 дня.

5. Наличие действующих монастырей создает основу для создания специальных маршрутов духовной и паломнической направленности.

6. Наличие современных гостиничных комплексов; центров народных художественных промыслов и ремесел; разнообразных музеев и усадебных комплексов; народного фольклора; вузов, готовящих кадры для туристской отрасли.

7. Экологически чистая территория позволяет реализовать объекты санаторного туризма

1. Не развита логистика и инфраструктура туризма, что сдерживает приток инвестиций и туристов.

2. Отсутствие программ развития туризма, рассчитанных на длительное пребывание туристов.

3. Отсутствие полного спектра туристских услуг, слабая диверсификация: упор на познавательный туризм.

4. Недостаточное количество парковочных мест, интерактивного туризма, усадебного туризма.

5. Наиболее значимые проблемы в развитии туризма: недостаточно объектов досуга, плохое состояние дорог, придорожной инфраструктуры, отсутствие рекламы.

6. Отсутствие единого бренда области.

7. Нет бренда "Малое золотое кольцо России" или "Золотое кольцо Владимирской области".

8. Конкуренция со стороны соседних областей, обладающих схожим туристским потенциалом.

9. Отсутствие серьезных туристических проектов, под которые можно привлечь средства из федерального бюджета.

10. Отсутствие регионального турпродукта как совокупности турпродуктов районов и городов.

11. Недостаточное использование ресурса проведения областных конкурсов среди субъектов туристской индустрии.

12. Отсутствие единого областного реестра объектов туристской индустрии, историко-культурного наследия, паспортизации туристских маршрутов

Возможности

Угрозы

1. Бренд древней столицы и вхождение в Золотое кольцо России привлекает турпоток.

2. Возможность продвигать бренды: Покровский пряник, Гусевской хрусталь, НХП - Мстерская лаковая миниатюра, Мстерская вышивка и т.д.

3. Есть возможность разработать товарный знак "Сделано во Владимире".

4. Известность как первой столицы Руси создает конкурентное преимущество Владимиру.

5. Укрепление позиции РФ в мире открывает возможности для развития сферы туризма.

6. Возможность получения инвестиций для мероприятий по охране окружающей среды при создании туристических программ и проектов

1. Угроза размещения объектов туристической инфраструктуры на территории регионов-соседей, развивающих аналогичное направление (проект "Золотое кольцо России") и как следствие упущенная выгода для перспективных инвесторов.

2. Появление разногласий на межгосударственном уровне оказывают прямое влияние на снижение турпотока иностранцев, посещающих регион

Молодежная политика

Сильные стороны

Слабые стороны

1. В регионе развивается молодежное движение, более трети молодых людей объединены в общественные организации, которых создано около 200.

2. В Министерстве образования и молодежной политики Владимирской области создан отдел молодежной политики, который играет неформальную организующую роль молодежи. Аналогичные структуры действуют в администрациях городских округов.

3. Сложилась система работы с одаренной молодежью (региональные конкурсы, гранты, стипендии, школы, лагеря и т.д.).

4. Работа областной правовой школы способствует правовому просвещению молодежи, предотвращению агрессивного поведения, формированию взаимоуважения и толерантности как способа борьбы с преступлениями.

5. Совет молодых ученых и специалистов области, в состав которого входят сотрудники вузов, НИИ, предприятий наукоемкой промышленности региона, содействует научно-исследовательской и инновационной деятельности представителей молодежного научного сообщества.

6. В патриотическом воспитании молодежи большую роль играют военно-патриотические клубы, которых во Владимирской области около 100, в них более 5 тысяч человек.

7. В регионе активизировано движение студенческих отрядов, в том числе педагогических отрядов.

8. В области реализуется комплекс мер, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни среди подрастающего поколения.

9. Принимаются меры по обеспечению молодых семей квартирами

1. Более 200 тысяч молодых людей остаются вне молодежных организаций.

2. В органах местного самоуправления большинства муниципалитетов отсутствуют структуры по работе с молодежью (эта функция совмещена со многими другими направлениями работы).

3. На эффективность реализации государственной молодежной политики в регионе влияет отсутствие системы по работе с молодежью в сельских поселениях, в отдаленных населенных пунктах.

4. Недостаточная вовлеченность молодых семей в активную деятельность связана как со спецификой самой социальной категории населения, так и с недостаточной проработанностью системы работы с ней.

5. Сдерживает развитие студенческого творчества, неготовность руководства вузов поддерживать творческие инициативы своих студентов.

6. Многие молодые люди по-прежнему с нежеланием идут в армию, ищут всевозможные лазейки, чтобы избежать призыва.

7. В регионе незаметна деятельность органов студенческого самоуправления (студсоветы, советы СНО).

8. Не снижается число подростков, употребляющих алкоголь и ненаркотические вещества с вредными последствиями.

9. Высокая доля безработицы в молодежной среде.

10. Низкая бюджетная обеспеченность региональной молодежной политики

(в ред. Указа Губернатора Владимирской области от 05.05.2023 N 138)

Возможности

Угрозы

1. Увеличение обеспеченностью жильем молодежи за счет программы по обеспечению жильем молодых семей.

2. Развитие институтов государственно-общественного партнерства и системы молодежного самоуправления.

3. Развитие молодежного традиционного и инновационного предпринимательства.

4. Создание центров развития волонтерства, расширение престижа этого движения среди молодежи.

5. Усиление экономического потенциала молодых семей.

6. Увеличение числа позитивных молодежных субкультур

1. Ослабление института семьи. В 2013 году около 20% составили неполные семьи от общего количества молодых семей.

2. Увеличение охвата молодежи (особенно среди несовершеннолетних) опасными асоциальными явлениями (табакокурение, наркомания и др.).

3. Рост распространенности идей экстремизма и национализма среди молодежи. 60% этнически русской молодежи симпатизирует лозунгу "Россия для русских".

4. Нарастание миграции молодежи в Москву и другие крупные города при необеспеченности квалифицированными рабочими местами.

5. Нарастание социальной апатии молодежи.

6. Падение образовательного уровня молодежи. Около 25% россиян недовольны качеством своего образования

Состояние региональной экономики: уровень диверсификации экономического профиля региона

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Наличие большого количества высокотехнологичных машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий, развитый сектор ОПК, значительный объем производства синтетических материалов и полимеров.

2. Постепенное снижение зависимости ВРП области от объема обрабатывающих производств в совокупности с увеличением диверсификации внутри сегмента обрабатывающих производств (развитие пищевой промышленности, деревообрабатывающей промышленности, химических производств).

3. Невысокий (по сравнению с ЦФО и РФ) уровень стоимости трудовых ресурсов для потенциальных работодателей в комплексе с высокой долей жителей, имеющих среднее профессиональное образование.

4. Накопленный в 2009 - 2012 гг. положительный опыт привлечения иностранных инвестиций и взаимодействия с иностранными инвесторами в рамках реализации проектов.

5. Опыт реализации проектов с применением механизма ГЧП.

6. Реализация комплексной программы по развитию добычи, переработки и использования торфа (в том числе как местного вида топлива).

7. Достаточно хорошая экологическая ситуация в регионе, несмотря на близость Москвы.

8. Достаточно большой научно-технический потенциал.

9. Относительно высокий уровень затрат на инновационные технологии и их высокая эффективность.

10. Приход новой управленческой команды.

11. Наличие инвестиционного портала Владимирской области.

12. Создание Корпорации развития Владимирской области

1. Зависимость области от небольшого количества крупных предприятий, дающих основной прирост ВРП.

2. Высокий уровень физического и морального износа основных фондов и коммунальной инфраструктуры (в том числе водоснабжения) наряду с недостаточностью финансовых средств для их обновления.

3. Недостаточно высокая эффективность работы госорганов по привлечению инвестиций.

4. Недостаточное количество инфраструктурно обустроенных земельных участков, готовых к размещению инвестиций.

5. Недостаточное развитие институтов поддержки инвестиционной деятельности в совокупности с невысоким уровнем информирования потенциальных инвесторов о существующих в области инвестиционных возможностях.

6. Ограничения по мощности газопроводящей сети и необходимость строительства газораспределительных станций.

7. Постепенное снижение инновационного потенциала области в части разработки инновационных технологий, в том числе невысокая эффективность персонала, занятого НИР при существующем уровне затрат.

8. Высокий уровень потерь в электрических сетях.

9. Недостаточно высокий уровень развития инфраструктуры связи, коммуникационных и информационных технологий.

10. Недостаточные объемы жилищного строительства при высокой доле ветхого жилого фонда.

11. Недостаточное развитие туристического сектора в целом и туристической инфраструктуры.

12. Недостаточность ресурсов регионального бюджета для обеспечения реализации масштабных инвестиционных проектов (в особенности - инфраструктурных)

Возможности

Угрозы

1. Наличие зарубежных городов-побратимов способствует развитию двусторонних экономических и культурных связей.

2. Возможность развития инновационного сектора экономики области за счет увеличения федерального финансирования высокотехнологических сегментов экономики (например, РосНано).

3. Развитие транспорта, предполагающее использование транспортного потенциала российской экономики, замыкание грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры.

4. Привлечение всех видов инвестиций и создание различных альянсов (в первую очередь с московской агломерацией) позволит укрепить экономику Владимирской области.

5. Реализация инвестиционных проектов крупных корпораций на территории Владимирской области.

6. Увеличение спроса населения мегаполисов на экологически чистые и свежие (приобретаемые "в день производства") продукты.

7. Перегруженность автомобильных и железнодорожных путей московской агломерации транзитным грузопотоком.

8. Выгодное транспортно-географическое положение (близость московской и нижегородской агломераций).

9. Участие межрегиональных кластеров позволяет диверсифицировать экономику региона.

10. Создание условий для активизации деятельности предпринимателей обеспечивает диверсификацию бизнеса в регионе.

11. Улучшение инвестиционного климата во Владимирской области обеспечивает приток инвестиций для диверсификации экономики региона

1. Зависимость российской экономики от экспорта ресурсов создает угрозу развитию региона в части бюджетного финансирования программ и проектов.

2. При усилении глобальной конкуренции в мире экономика области зависит от небольшого количества крупных предприятий, дающих основной прирост валового регионального продукта (ВРП), что делает область уязвимой при изменении экономических условий, мировой конъюнктуры и т.п.

3. Патерналистские настроения, низкая мобильность и экономическая активность граждан.

4. Низкий уровень здоровья населения, высокая смертность, увеличение доли людей в старших возрастных группах, демографическая нагрузка на трудоспособное население создают угрозу экономической безопасности области.

5. Снижение темпов роста в экономике приводит к снижению доходов населения, снижению рождаемости, увеличению безработицы.

6. Нормативно-правовая база, финансово-экономические механизмы, направленные на поддержание исключительно успешных субъектов.

7. Формирование в развитых странах "зеленой" экономики может привести к переносу вредных производств на территорию области.

8. Нехватка квалифицированных кадров ограничивает рост производственных и инновационных секторов экономики.

9. Зависимость российской экономики от экспорта ресурсов и бегство капитала из региона не способствует повышению производительности труда и росту доходов населения Владимирской области.

10. Дисбаланс в распределении туристического потока между городами "Малого Золотого кольца" в совокупности с сезонностью туристического бизнеса.

11. Наличие сильных центров притяжения инвестиций в регионе (г. Москва, Московская, Липецкая, Калужская и др. области)

Состояние окружающей среды, в том числе экология

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Наличие областных и муниципальных программ, а также программ природопользователей в области охраны окружающей среды.

2. Несейсмоопасная зона.

3. Наличие черноземов во Владимиро-Суздальском Ополье.

4. Обеспеченность питьевой водой из подземных источников.

5. Наличие общераспространенных полезных ископаемых.

6. Наличие особо охраняемых природных территорий - национального парка Мещера.

7. Отсутствие крупных промышленных предприятий с вредными отходами производства.

8. Благоприятный климат умеренного пояса (атлантико-континентальный)

1. Негативное влияние на окружающую среду (выбросы, сбросы вредных веществ, отходы производства и потребления, загрязнение подземных и поверхностных вод).

2. Неполная обеспеченность населенных пунктов очистными сооружениями, полигонами ТБО.

3. Отсутствие эффективной очистки газовых составляющих в выбросах вредных веществ в атмосферу.

4. Недостаточная освоенность общераспространенных полезных ископаемых.

5. Отсутствие замкнутых систем оборотного водоснабжения.

6. Отсутствие автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу

Возможности

Угрозы

1. Возможность строительства мусороперерабатывающего завода.

2. Увеличение инвестиций в охрану окружающей среды (бюджетные средства и собственные средства предприятий).

3. Снижение воздействия на экологическую среду сельскохозяйственного производства.

4. Эффективное использование сырьевого и энергетического потенциала вторичного сырья.

5. Сокращение удельного расхода воды на единицу выпускаемой продукции и электроэнергии.

6. Экологически безопасное размещение производительных сил

1. Переход на европейские экологические требования в связи с вступлением России в ВТО.

2. Увеличение уровня воздействия на окружающую среду при вводе новых промышленных и сельскохозяйственных предприятий при отсутствии очистных сооружений.

3. Заиливание водоемов.

4. Потеря площадей земель сельскохозяйственного назначения и снижение плодородия почв.

5. Загрязнение поверхностных вод