Действующий

Об утверждении долгосрочной целевой программ «Комплексные меры профилактики правонарушений во Владимирской области на 2010 - 2012 годы» (с изменениями на 29 декабря 2012 года)

     
II. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости её решения программными методами



Разработка и принятие настоящей Программы вызваны необходимостью усиления контроля над криминогенной обстановкой в области, обеспечения реальной защиты интересов личности, общества и государства от преступных посягательств, эффективного противодействия коррупции, терроризму и экстремизму, совершенствования межведомственного взаимодействия в этой работе.

Выполнение в 2001 - 2009 годах трёх предыдущих программ обеспечило создание в регионе эффективно действующей системы профилактики правонарушений, объединяющей усилия 38 организаций, учреждений, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти. На решение этих задач нацелены 6 областных и 51 муниципальная правоохранительная программа.

Координацию взаимодействия с силовыми структурами осуществляют 7 региональных межведомственных комиссий, а также 29 комиссий, созданных в городских округах и муниципальных районах. Составной частью системы профилактики правонарушений являются 27 административных комиссий, действующих во всех территориях области, 188 добровольных народных дружин, 157 общественных пунктов охраны порядка, 103 комитета территориального общественного самоуправления.

Ежегодно увеличиваются расходы областного бюджета на правоохранительную деятельность, в 2009 году они достигли 1млрд. 220 млн. рублей. За счёт средств региона содержатся 275 сотрудников криминальной милиции. Начиная с 2006 года на 150 человек увеличена штатная численность милиции общественной безопасности, введены доплаты к денежному содержанию участковых уполномоченных милиции, сотрудников патрульно-постовой службы, подразделений по делам несовершеннолетних. Дополнительные расходы областного бюджета на эти цели ежегодно составляют свыше 100 млн. рублей, что позволяет обеспечить техническую оснащённость и улучшить кадровый состав органов внутренних дел.

Планомерное осуществление комплексных мер профилактики правонарушений, наряду с реализацией программ социально - экономического развития региона, способствовало стабилизации криминогенной обстановки. Начиная с 2006 года в области отмечается снижение уровня зарегистрированных преступлений, в том числе насильственных, имущественных, совершённых на улицах и в других общественных местах. Повысилась эффективность борьбы с правонарушениями в сфере экономической деятельности, налогового законодательства, противодействия наркомании.

Однако в 2009 году наметилась тенденция к негативному развитию ситуации. Темпы сокращения преступности снизились с 15,3% в 2008 году до 1,5% в 2009 году. При этом в 7 территориях, включая город Владимир, Муромский, Ковровский и Собинский районы, произошёл рост правонарушений. Не достигнуто снижение тяжких и особо тяжких составов, в том числе умышленных убийств и изнасилований. Увеличилось число преступлений, совершённых в составе группы. Наиболее сложная обстановка сохраняется в Гусь-Хрустальном, Селивановском, Судогодском, Гороховецком, Собинском и Кольчугинском районах.

Снижение жизненного уровня населения в результате экономического кризиса привело к распространению таких преступлений как кражи, грабежи, разбои и мошенничество. На их долю приходится более половины зарегистрированных правонарушений. Среди привлечённых к уголовной ответственности 64,2% составляют лица, не имеющие источников доходов, 33,8% - ранее судимые. Несовершенство системы социальной реабилитации и занятости ставит их в сложное положение и способствует вовлечению в криминальную среду.

Одним из факторов, оказывающих негативное влияние на обстановку в области, является пьянство, на почве которого совершается каждое пятое преступление. Не обеспечивается безопасность граждан на улицах. Несмотря на сокращение преступности несовершеннолетних, профилактическая работа в молодёжной среде остаётся недостаточно эффективной. Вследствие этого увеличивается число подростков, состоящих на учёте в органах внутренних дел (1600 чел.), свыше 1 тысячи несовершеннолетних ежегодно привлекается к уголовной ответственности. Под контролем правоохранительных органов находятся 1135 родителей, оказывающих отрицательное влияние на детей.

Требуется принятие системных мер по защите различных форм собственности, предупреждению фактов криминального банкротства, рейдерских захватов предприятий, противодействию коррупции. В 2009 году выявлено 1400 нарушений антикоррупционного законодательства, к уголовной ответственности привлечено 109 лиц, совершивших преступления с использованием служебного положения, в отношении 97 из них судами вынесены обвинительные приговоры.

В условиях многонационального состава населения области, наличия 345 религиозных организаций, относящихся к 16 конфессиям, актуальной задачей остаётся предупреждение экстремистских проявлений и межнациональных конфликтов. Насущной необходимостью является повышение антитеррористической защищённости учреждений образования, здравоохранения, объектов критической инфраструктуры и жизнеобеспечения. Достаточно сложной остаётся ситуация, связанная с безопасностью и травматизмом на дорогах области. В результате автоаварий в минувшем году получили ранения свыше 3 тыс. человек, 285 погибли, в том числе 8 детей.

Оценивая основные тенденции состояния правопорядка на территории области, следует признать, что в 2010 и последующих годах весьма вероятно осложнение обстановки, связанное с увеличением количества преступлений, повышением криминальной активности отдельных категорий граждан, находящихся в конфликте с обществом. Причём определяющими в этой связи остаются последствия экономического кризиса, которые могут привести к дальнейшему ухудшению социального положения граждан, нестабильности на рынке труда, усилению протестных настроений среди населения.

Решение задач обеспечения правопорядка и общественной безопасности в этих условиях требует комплексного подхода, совершенствования механизма противодействия криминальной среде, использования возможностей программно - целевого метода планирования правоохранительных мероприятий на среднесрочную перспективу, консолидации сил и средств региона на приоритетных направлениях  борьбы с преступностью.

Запланированные программные мероприятия полностью отвечают стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года, среди целевых показателей которой представлены задачи по повышению уровня личной безопасности граждан, защищенности их личной собственности и снижению уровня коррупции. Задачи по противодействию коррупции, профилактике правонарушений несовершеннолетних, формированию здорового образа жизни являются составной частью среднесрочного плана развития Владимирской области на 2009 - 2012 годы.