Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития страны, что подчеркнул в 2007 году в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин.
Происшествия на дорогах являются одной из серьезнейших социально-экономических проблем и во Владимирской области.
С целью ее решения в 2004 году была разработана областная целевая программа по обеспечению безопасности дорожного движения во Владимирской области на 2004 - 2010 годы, утвержденная Законом Владимирской области от 01.12.2004 N 204-ОЗ.
За период 2004 - 2007 гг. в рамках данной программы выполнен значительный комплекс мероприятий по улучшению государственной системы по обеспечению безопасности дорожного движения, совершенствованию организации и условий дорожного движения, контрольно-надзорной деятельности, снижению динамики аварийности на внутриобластной и федеральной сети дорог. Сумма средств областного бюджета выделенных и освоенных на реализацию мероприятий программы за указанный период составила 157,4 млн. рублей. Средства федерального бюджета освоены в размере 1332,7 млн. рублей.
В 2007 году во Владимирской области произошло свыше 3700 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибли 595 и получили ранения 4877 человек. По сравнению с 2003 годом число ДТП возросло на 14,4%, количество травмированных - на 25,9%, при этом на 16,8% снизилось количество погибших и на 30,2% сократилась тяжесть последствий ДТП.
В условиях быстрого роста численности автопарка, происходящего в последние годы, интенсивность движения на дорогах области значительно увеличилась. Продолжают оставаться высокими темпы автомобилизации региона. По итогам 2007 года их уровень достиг 232 транспортных средств на 1000 человек населения области. При этом темпы роста интенсивности движения опережают темпы строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, технический уровень которых не всегда отвечает современным требованиям.
В этих условиях, учитывая складывающуюся тенденцию продолжающегося роста ДТП и количества пострадавших в них лиц, увеличения правонарушений, связанных с управлением транспортом в состоянии опьянения, нарушения скоростного режима движения, происшествий по вине водителей автобусов, пренебрежения к требованиям Правил дорожного движения, необходимо обеспечить реализацию Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части усиления административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, исполнения вопросов организационного, материально-технического обеспечения подразделений ГИБДД.
Вместе с тем требуют решения вопросы снижения уровня аварийности и тяжести последствий ДТП (в том числе детского травматизма), осуществления мероприятий по повышению безопасности движения на наиболее опасных участках дорог, включая ликвидацию очагов концентрации ДТП на дорожной сети области.
Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов поведения в рамках законодательства осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием безнаказанности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям ДТП, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения ДТП, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению ДТП.
Особенностью современного дорожно-транспортного травматизма является постепенное увеличение количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких ДТП, является одной из основных причин их высокой смертности.
Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной стратегии, координации усилий власти и общества, концентрации региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Владимирской области, органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.
Ожидаемые показатели аварийности в условиях отсутствия программно-целевого метода приведены в таблице 1.
Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий органов исполнительной власти, что ведет к разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.