Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы Владимирской области "Социальное развитие села на период 2009 - 2013 годов"

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (далее - Госпрограмма) и Государственной программы развития агропромышленного комплекса Владимирской области на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Губернатора области от 25.09.2012 N 1065 (далее - Областная госпрограмма), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

(в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 20.03.2013 N 312)

Решение социальных проблем села в области было начато в 2003 году на основании соглашений с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о софинансировании мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858.

Абзац исключен.

(в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 22.08.2011 N 875)

Всего за период с 2003 по 2008 год на преобразование села в рамках вышеуказанных программ было направлено 2,088 млрд. рублей, в том числе за счет средств:

федерального бюджета - 284,32 млн. рублей;

областного бюджета - 784,79 млн. рублей;

местных бюджетов- 167,91 млн. рублей;

внебюджетных источников - 850,59 млн. рублей.

Исходя из ресурсных возможностей областного бюджета на 2003 - 2008 годы, приоритетными направлениями государственной поддержки были определены: жилищное строительство, газификация и водоснабжение сельских поселений, развитие средств связи общего пользования и строительство автомобильных дорог в сельской местности.

За счет всех источников финансирования было приобретено и построено 27,893 тыс. кв. м жилья для 460 семей сельских граждан, в том числе 6,932 тыс. кв. м жилья - для 126 молодых семей и молодых специалистов на селе. Построено 632,14 км распределительных газовых сетей, газифицировано 353 сельских населенных пункта и 51,4 тыс. человек получили возможность пользоваться сетевым газом. При этом 20,1 тыс. сельских граждан в 58 сельских населенных пунктах получили газ с привлечением субсидий из федерального бюджета. В 10 сельских населенных пунктах построены 14,3 км водопроводных сетей, 1 водозабор и 635 человек получили возможность пользоваться водопроводом.

Введено в эксплуатацию 5 сельских телефонных станций на 370 телефонных номеров, построено 24,0 км дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты.

Реконструировано 623 км электрических сетей и 60 трансформаторных подстанций. Значительно расширилась сеть бытового обслуживания за счет открытия 45 предприятий бытового обслуживания и 343 пунктов приема заказов на бытовые услуги при магазинах потребительской кооперации. Сеть торговли и общественного питания в сельской местности пополнилась 10 новыми зданиями, 129 предприятий розничной торговли и общественного питания реконструировано. Финансовое обеспечение этих мероприятий полностью осуществлялось за счет средств филиала "Владимирэнерго" ОАО "МРСК Центра и Поволжья" и Владимирского областного союза потребительских обществ соответственно.

(в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 26.12.2012 N 1513)

В 2007 году в целях активизации культурно-досуговой деятельности на селе проведены ремонтные и противоаварийные работы в 29 учреждениях культуры, приобретено 53 комплекта свето-, звукотехнического оборудования, 62 единицы музыкальных инструментов, 84 комплекта компьютерной и множительной техники, 18 единиц транспортных средств.

Ситуация, сложившаяся в социальной сфере к началу 2009 года, по-прежнему препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса, но несколько отличается от той, которая имела место к моменту начала реализации в области федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года".

(в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 22.08.2011 N 875)

Сельский жилищный фонд увеличился почти в 1,5 раза и составляет 203,5 тыс. квартир (индивидуальных домов). Его общая площадь - 9475,1 тыс. кв. м в том числе ветхий и аварийный фонд – 484,6 тыс. кв. м (рост в 1,17 раза и 1,7 раза соответственно). Более половины жилищного фонда оборудовано водопроводом- 51,7 процента и центральным отоплением (с учетом локальных устройств) – 54 процента (43,2 и 29,7 процента на начало 2004 года соответственно). Несколько повысился уровень благоустройства жилищного фонда канализацией (с 31,7 до 39,9 процента) и горячим водоснабжением (с 14,7 до 19,4 процента).

Медицинская помощь жителям села осуществляется 12 центральными районными больницами, 13 районными больницами, 7 участковыми больницами, 20 сельскими врачебными амбулаториями и 354 фельдшерско-акушерскими и фельдшерскими пунктами.

Среди неблагоприятных факторов остается низкий уровень финансирования учреждений здравоохранения, прогрессирующее ухудшение материально-технической базы и кадровые проблемы.

Сельская спортивная база находится в рабочем состоянии, однако большинство спортсооружений требуют ремонта и реконструкции. Отсутствие необходимого спортивного инвентаря и оборудования в учебных заведениях снижает методический и организационный уровень проведения учебно-тренировочных занятий, уроков по физической культуре.

В сельской местности области в настоящее время функционирует 291 общеобразовательная школа (266 - малокомплектные), в них обучаются 22311 учащихся. В две смены работают 22 общеобразовательные школы.

Нуждается в укреплении материально-техническая база сельских школ: необходим капитальный ремонт 16 процентов школьных зданий, в 65 зданиях отсутствует канализация, в 40 - водопровод, 78 школ не имеют спортивного зала, 30 – столовой или буфета. Нет кабинетов информатики в 4 средних и 56 основных школах. Не снята проблема приобретения школьного транспорта для обеспечения подвоза детей на занятия.

Сокращается сеть клубных учреждений, библиотек, киноустановок. Одна из причин такого сокращения заключается в том, что муниципальные бюджеты не в состоянии осуществлять их ремонт, техническое оснащение и содержание.

Сохраняются позитивные тенденции по открытию и восстановлению торговой сети и предприятий общественного питания. Объем товарооборота в расчете на одного жителя с 2003 года вырос в 2,1 раза и в 2008 году составил 8,4 тыс. рублей. Объем оказания бытовых услуг за тот же период вырос в 2,4 раза и составил 12,3 млн. рублей. В настоящее время в сельской местности функционируют 582 магазина, 58 предприятий общественного питания и 45 предприятий сферы услуг.

Продолжается масштабное старение электросетевого хозяйства в сельских населенных пунктах из-за недостаточности объемов инвестиций в новое сетевое строительство и техническое перевооружение.

Линии электропередачи и трансформаторное оборудование, находящиеся в собственности сельскохозяйственных организаций и муниципальных образований, отработали свой нормативный срок и требуют вывода их из работы, обновления и замены, дальнейшая их эксплуатация опасна для жизни потребителей.