Действующий

Об утверждении требований к качеству государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями культуры, искусства и кинематографии и государственными образовательными учреждениями в сфере культ и (с изменениями на 25 марта 2010 года)

3. Требования к качеству государственных услуг по библиотечному обслуживанию
 граждан, комплектованию и сохранению библиотечных фондов


3.1. Государственные услуги по библиотечному обслуживанию граждан, комплектованию и сохранению библиотечных фондов предоставляют государственные областные библиотеки.

3.2. Предоставление услуг по библиотечному обслуживанию граждан, комплектованию и сохранению библиотечных фондов производится: взрослого населения с 10 до 20 часов - в рабочие дни, с 10 до 18 часов - в выходные дни, детей - с 10 до 18 часов - в рабочие дни, с 9 до 17 часов - в выходные дни, юношества - с 10 до 18 часов - в рабочие и выходные дни, людей с ограниченными возможностями (слепых и слабовидящих) - с 9 до 18 часов; на проведение санитарного дня отводится один день в месяц.

3.3. Пользователь государственной библиотеки имеет право на получение бесплатно основных библиотечных услуг:

- предоставление информации о наличии в библиотеке конкретного документа;

- оформление процедуры регистрации (записи) и перерегистрации читателя библиотеки;

- предоставление полной информации о составе библиотечных фондов через системы каталогов и другие формы библиотечного информирования;

- оказание консультационной помощи в поиске и выборе источника информации;

- выдача документов из фондов библиотеки во временное пользование в читальном зале или на абонементе;

- предоставление требуемого документа из других библиотек через систему межбиблиотечного абонемента.

3.4. Информация о графике работы и правилах пользования библиотекой должна быть размещена на видном месте в общедоступной (доконтрольной) зоне и на сайте библиотеки (при его наличии) или в сети Интернет.

3.5. Схема расположения помещений (поэтажный план) должна быть размещена на видном месте в общедоступной (доконтрольной) зоне, а также в каждом читальном зале, зале абонемента.

3.6. Вся информация должна быть представлена в доступном и наглядном виде. Правила пользования библиотекой и схема расположения помещений должны быть максимально визуализированы.

3.7. Помещения библиотеки должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, правил пожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенные температура и влажность воздуха, запыленность, загазованность, шум, вибрация и т.д.).

3.8. В библиотеке должны быть следующие функциональные зоны, предназначенные для пользователей: регистрации, каталогов, справочно-библиографическая, универсальная читальная, копирования документов, абонемент, общедоступные туалеты, в т.ч. для инвалидов, гардероб, достаточный для обслуживания всех читателей библиотеки.

3.9. Перечень дополнительных платных услуг библиотеки, порядок и стоимость их предоставления определяются правилами пользования библиотекой и должны быть доведены до сведения пользователей в соответствии с пунктом 3.4.

3.10. Помещения библиотеки должны быть оборудованы системами охранной сигнализации (в т.ч. при необходимости камерами видеонаблюдения), противопожарной сигнализации, звукового оповещения об опасности, автоматического пожаротушения.

Особенности предоставления услуги специальным категориям пользователей

3.11. Специализированное библиотечное, информационное и справочное обслуживание детей и подростков должно осуществляться с учетом специальных потребностей данной возрастной категории.

3.12. Информация о библиотеке, правила пользования, схема размещения помещений и фондов библиотеки должны быть максимально понятными и наглядными. Они должны размещаться на разном уровне по высоте и в разных местах с учетом физических и психологических особенностей детей и подростков.

3.13. Помещения, мебель и другое оборудование, оформление интерьеров должны соответствовать возрастным особенностям пользователей.

В помещениях должны соблюдаться требования к освещенности и кондиционированию воздуха.

3.14. Пользователи библиотек, которые не могу посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ.

Специализированное библиотечное обслуживание читателей с проблемами зрения

3.15. Здание библиотеки должно быть расположено в месте с хорошим транспортным сообщением, вблизи от остановки общественного транспорта, оборудовано снаружи направляющим поручнем ко входу в библиотеку.

3.16. Вся информация для пользователей, указатели и таблички справочно-навигационной системы должны быть дублированы рельефно-точечным шрифтом.

3.17. Помещения, мебель и оборудование должны быть максимально приспособлены для инвалидов по зрению.

Мебель и оборудование должны быть расположены на постоянных местах для облегчения пользователями ориентирования по памяти.

3.18. Библиотечное обслуживание слепых и слабовидящих должно обеспечивать получение ими документов на специальных носителях информации всех видов: «говорящая книга», книги с рельефно-точечным шрифтом (брайлевский шрифт), крупношрифтовые книги, плоскопечатные издания. Для этого библиотека должна быть оснащена специальными адаптированными техническими средствами для слепых и слабовидящих (читающие комплексы, адаптированное компьютерное оборудование, тифломагнитофоны, СД-плейеры, увеличивающие устройства для чтения текста, звуковые сигнализаторы и т.д.), а также иметь возможность для репродуцирования плоскопечатной литературы в специальные форматы.