Недействующий

О долгосрочной целевой Программе содействия занятости населения Владимирской области на 2009-2011 годы (утратило силу на основании постановления Администрации Владимирской области от 05.08.2014 N 819)

II. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости её решения программными методами


Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2008 г. N 1663-р, в качестве ключевой задачи государственной политики на рынке труда определено создание условий, способствующих поддержанию эффективной занятости населения.

На протяжении последних лет экономические условия для развития занятости в регионе реализуются в рамках инвестиционных, федеральных и областных целевых программ, предусматривающих меры по созданию рабочих мест и улучшению их качественной структуры. В результате выполнения вышеназванных программ в 2006 - 2008 годах в области создано около 70 тыс. новых рабочих мест. Среднесписочная численность работающих в экономике области увеличилась за эти годы на 4,4% и составила в 2008 г. 504,7 тыс. человек.

Численность безработных граждан, определяемая в соответствии с методологией Международной организации труда, уменьшилась в этот период с 72,8 тыс. до 55 тыс. человек.

Показатели реализации Программы содействия занятости населения Владимирской области на 2006-2008 годы свидетельствуют о том, что на протяжении этих лет успешно проводилась политика, направленная на повышение экономической активности рабочей силы и обеспечение социальной поддержки безработных граждан. Населению области оказано более 133 тыс. информационно - профориентационных услуг, способствующих повышению конкурентоспособности и социальной адаптации граждан на рынке труда. Благодаря предоставлению государственных услуг, ориентированных на создание дополнительных условий для трудоустройства, около 140 тыс. граждан (70%) из числа обратившихся в органы службы занятости нашли работу. Возможность получить профессию, повысить квалификацию или пройти переподготовку получили 6,8 тыс. безработных граждан.

В период с января 2006 г. до декабря 2008 г. число зарегистрированных безработных уменьшилось с 17,1 тыс. человек до 11,5 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 2,1 до 1,5%.

Сокращение масштабов безработицы сопровождалось ростом спроса предприятий на рабочую силу. Потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости в 2008 году, составила 90,9 тыс. человек или 104,4% относительно предыдущего года. Вместе с тем, свободные рабочие места и должности не замещались в полном объеме, так как качественные характеристики вакансий и соискателей работы не совпадали. Вследствие структурного дисбаланса на рынке труда и высокой текучести кадров (ежегодно более 30% среднесписочной численности) отмечался дефицит трудовых ресурсов по определенным профессиональным группам и, в первую очередь, рабочих кадров высокой квалификации.

Работодатели частично восполняли потребность в кадрах за счет трудовых мигрантов. В 2008 году численность легальной иностранной рабочей силы увеличилась в четыре раза и составила более 17 тысяч человек. В тоже время существующий порядок привлечения иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию в безвизовом режиме, затруднял регулирование трудовой миграции и защиту национального рынка труда.  

Вследствие изменения экономической ситуации в результате финансового кризиса в декабре положение на рынке труда осложнилось. Регистрируемая безработица увеличилась в 1,5 раза и достигла на начало 2009 г. 17,2 тыс. человек или 2,2% экономически активного населения. Существенно сократилась потребность предприятий в работниках. Число вакансий, сведениями о которых располагали центры занятости населения, уменьшилось в последние месяцы   2008 г. в 2 раза с 14134 ед. до 7116 ед.

В массовом порядке уволено в связи с сокращением численности (штата)  более 500 работников. Многие предприятия ввели режим неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, а некоторые приостановили работу.

В предстоящие годы ситуация в сфере занятости будет определяться стратегией региональной экономической политики. Объемы спроса на рабочую силу и ее предложение на рынке труда во многом будут зависеть от динамики фактических темпов производства, финансового состояния хозяйствующих субъектов, реализации антикризисных мероприятий.

Не исключено, что экономические процессы будут сопровождаться ликвидацией неэффективных рабочих мест, снижением спроса на рабочую силу.

Напротив, объемы предложения рабочей силы на регистрируемом рынке труда возрастут несмотря на сохраняющуюся тенденцию сокращения численности трудоспособного населения. В условиях финансового кризиса прогнозируется повышение экономической активности значительного числа незанятого населения трудоспособного и пенсионного возраста. Ожидается увеличение притока на рынок труда граждан, потерявших работу в результате ликвидации организаций, сокращения численности персонала. По информации, поступившей от работодателей в центры занятости населения, только в первом квартале 2009 года планируются массовые увольнения более 3000 работников.

Предложение рабочей силы, как и в предыдущие годы, будет также формироваться за счет граждан, стремящихся сменить место работы, уволенных из Вооруженных Сил, выпускников школ, учреждений профессионального образования (число выпускников и неработающей молодежи на рынке труда, по оценке, будет ежегодно составлять от 10 до 17 тыс. человек) и других категорий населения.

По прогнозной оценке общая численность безработных (по методологии Международной организации труда) в 2009-2010 гг. ожидается в пределах  55 - 60 тыс. человек, в 2011 г. возможно снижение до 48-50 тыс. человек. Уровень общей безработицы в эти годы будет изменяться в интервале  от 7,7% до 6,6%.

Численность регистрируемых безработных может достигнуть в 2009 г.     27-30 тыс. человек в среднегодовом исчислении, что составляет 3,5%-3,9% экономически активного населения, в 2010 г. - 25 тыс. человек, 2011 г. - 20 тыс. человек (3,4%-2,7% экономически активного населения).

Действие новых факторов усиливается нерешённостью ряда проблем, важнейшими из которых являются:

низкая квалификация и вследствие этого неконкурентоспособность на рынке труда значительной части высвобождаемых работников и безработных граждан;

слабое развитие условий и возможностей для интеграции в трудовую деятельность граждан с ограниченными физическими возможностями; необходимость принятия мер по отработке механизма квотирования и организации специализированных рабочих мест для инвалидов;

недостаточный уровень координации рынка образовательных услуг и рынка труда. Несмотря на принимаемые меры, направленные на формирование оптимальной структуры профессионального образования, остается несбалансированность объемов и профилей подготовки рабочих кадров и специалистов с потребностями рынка труда, что в ряде случаев усугубляет проблемы трудоустройства выпускников, особенно среднего профессионального образования на коммерческой основе.  

Также необходимо создание условий для стимулирования занятости женщин, имеющих малолетних детей и детей-инвалидов.

Данные проблемы требуют скоординированных действия всех участников рынка труда и программно-целевого метода решения.

Достижение намеченных в Программе целей и решение соответствующих задач требует применения механизмов взаимодействия, способствующих сбалансированности спроса и предложения на рабочую силу, повышения качества профессиональной подготовки и трудовой мобильности, обеспечения потребности работодателей в иностранной рабочей силе и замещения свободных рабочих мест в приоритетном порядке гражданами Российской Федерации.

Реализация Программы будет способствовать снижению напряженности на региональном рынке труда, полному и качественному исполнению переданных полномочий Российской Федерации в сфере содействия занятости.  

Программно-целевой метод направлен на результативное использование средств субвенций федерального бюджета и привлечение средств работодателей, местных бюджетов в соответствии с приоритетами активной политики занятости.