Недействующий

Об областной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2007 - 2011 годы"

II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Туберкулез является медико-социальной проблемой, на которую оказывают влияние не только эффективность противотуберкулезных мероприятий, но и экономические и социальные факторы, качество жизни и питания.

Реализация целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2004 - 2006 годы" позволила стабилизировать эпидемиологическую обстановку по туберкулезу, улучшить материально-техническую базу противотуберкулезной службы области, приобрести передвижные цифровые флюорографы для своевременного выявления туберкулеза, усилить меры инфекционного контроля, обеспечить качественно новый уровень санитарно-просветительской работы с населением, создать систему мер поощрения и социальной поддержки социально неадаптированных лиц, больных туберкулезом, в целях повышения эффективности лечения.

Во Владимирской области совместно с Центральным НИИ туберкулеза (г. Москва), Всемирной Организацией Здравоохранения (далее - ВОЗ), проводится плановая централизация микроскопических и бактериологических методов исследования путем создания центров микроскопии и оснащения централизованной бактериологической лаборатории.

Создана компьютеризированная система контроля оборота противотуберкулезных препаратов в области. Во всех случаях у впервые выявленных больных лечение проводится под непосредственным контролем медицинского работника по стандартам лечения, рекомендованным ВОЗ и утвержденным приказами Минздрава Российской Федерации.

В результате реализации программных мероприятий в настоящее время эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в области имеет управляемый характер, в ее развитии наметились положительные тенденции. Показатель заболеваемости туберкулезом (включая систему ФСИН) снизился с 2000 года на 44,8 % и составил 72,9 на 100 тысяч населения.

Вместе с тем, до настоящего времени не удалось достигнуть уровня снижения заболеваемости (50 на 100 тыс.) и смертности (12 на 100 тыс.) от туберкулеза, установленного в указанных целевых программах. В периоды реализации целевых программ в 2001 - 2003 годах и 2004 - 2006 годах заболеваемость постоянного населения области стабилизировалась на уровне 52 - 56 на 100 тыс. населения, соответствующий показатель по Российской Федерации составил 65 - 68 на 100 тыс. населения. Уровень смертности от туберкулеза стал снижаться лишь после 2003 года с 19,9 до 17,1 на 100 тыс. населения. В то время как в Российской Федерации показатель смертности в 2004 году достиг 21,3 на 100 тыс. населения и продолжает нарастать. Таким образом, благодаря реализации целевых программ борьбы с туберкулезом во Владимирской области удалось добиться позитивных сдвигов на фоне продолжающегося обострения проблемы туберкулеза в стране в целом.

В 2005 году во Владимирской области зарегистрировано 1085 впервые выявленных больных туберкулезом, из них 215 больных в пенитенциарной системе. Под диспансерным наблюдением в противотуберкулезных учреждениях Владимирской области находятся 11069 человек, в том числе 2158 больных с активной формой туберкулеза.

По состоянию на 01.01.2006 г. во Владимирской области определено 1035 очагов туберкулезной инфекции. В противотуберкулезных учреждениях на учете по контакту состоит свыше 2 тысяч человек, из которых 41,6 % составляют дети и подростки. Имеется тенденция роста заболеваемости туберкулезом среди сельского населения, маргинальных слоев (лица без определенного места жительства, алкоголики, безработные), а также ВИЧ-инфицированных.

В последние годы возросла заболеваемость детей в очагах туберкулезной инфекции, в особенности проживающих в общежитиях, а также в социально неблагополучных семьях. Кроме того, стало возможным выявление ранее нераспознаваемых доклинических стадий туберкулеза у детей с внедрением в клиническую практику цифровой компьютерной томографии. В связи с чем в 2004 - 2005 годах вырос показатель заболеваемости туберкулезом детей до уровня 15,1 на 100 тыс. населения, соответствующий показатель по Российской Федерации - 16.

Применение программно-целевого метода управления финансовыми средствами позволило в 2001 - 2006 годах улучшить материально-техническую базу ряда учреждений противотуберкулезной службы области (Государственное учреждение здравоохранения Владимирской области "Областной противотуберкулезный диспансер" (далее - ГУЗВО ОПТД), Владимирское областное государственное учреждение здравоохранения "Патакинская областная туберкулезная больница", в городах Гусь-Хрустальный, Ковров, Вязники, округе Муром).

Вместе с тем, на основании проведенного в 2005 году технического обследования здания стационара областного противотуберкулезного диспансера (постройки 1988 г.), установлено, что необходимо завершение ремонта с утеплением его фасада с целью экономии бюджетных средств за счет оплаты тепловой энергии, а также для значительного продления срока его эксплуатации.

Для решения проблемы обеззараживания и утилизации опасных отходов областного противотуберкулезного диспансера в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами необходимо строительство отдельного сооружения для этих целей с привлечением дополнительных капитальных вложений.

Для лечения больных, включая больных с мульти-резистентными формами туберкулеза, необходимо достаточное обеспечение противотуберкулезными препаратами, в том числе и дорогостоящими препаратами второго ряда.

Вместе с тем, для закрепления достигнутых результатов, обеспечения тенденции снижения заболеваемости туберкулезом и его распространенности, необходимо долговременное продолжение активных мероприятий как по укреплению материально-технической базы противотуберкулезной службы, совершенствованию системы мониторинга эпидемиологической ситуации, так и по внедрению системы инфекционного контроля в противотуберкулезных учреждениях, направленной на кардинальное снижение риска инфицирования и заболевания для персонала и больных, продолжению реализации системы поощрения больных. Необходимым условием успешности проводимых мероприятий является их системный и межведомственный характер.