ЗАКОН
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 13 сентября 2006 года N 113-ОЗ
Об областной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2007 - 2011 годы"
(Название в редакции Закона Владимирской области от 10.11.2008 N 179-ОЗ)
Принят Законодательным Собранием области 30 августа 2006 года
(Утратил силу: Закон Владимирской области от 07.10.2009 N 128-ОЗ, НГР: ru33000200900432)
(Изменения:
Закон Владимирской области от 12.03.2007 N 20-ОЗ, НГР:ru33000200700076,
Закон Владимирской области от 26.12.2007 N 194-ОЗ, НГР:ru33000200700576, - утратил силу: Закон Владимирской области от 07.10.2009 N 128-ОЗ, НГР: ru33000200900432,
Закон Владимирской области от 07.07.2008 N 105-ОЗ, НГР:ru33000200800287,
Закон Владимирской области от 10.11.2008 N 179-ОЗ, НГР:ru33000200800447)
Утвердить областную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2007 - 2011 годы" согласно приложению.
(статья в редакции Закона Владимирской области от 10.11.2008 N 179-ОЗ)
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор | Н.В.Виноградов |
Владимир
13 сентября 2006 г.
N 113 - ОЗ
Областная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2007 - 2011 годы"
(Название в редакции Закона Владимирской области от 10.11.2008 N 179-ОЗ)
Наименование Программы | "Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2007 - 2011 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R199303476.html |
Заказчик Программы | Администрация Владимирской области |
Основной разработчик Программы | Департамент здравоохранения администрации Владимирской области |
Цели Программы | Совершенствование стратегии и тактики организации противотуберкулезных мероприятий. |
Задачи Программы | Развитие и укрепление материально-технической базы учреждения здравоохранения противотуберкулезной службы. |
Сроки реализации Програм-мы | 2007 - 2011 годы |
Исполнители основных ме-роприятий Программы | Департамент здравоохранения администрации Владимирской области |
Источники и объемы финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы на 2007 - 2011 годы из областного бюджета составляет 51065 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу во Владимирской области: |
Контроль за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляют Губернатор Владимирской области и Законодательное Собрание Владимирской области |
Туберкулез является медико-социальной проблемой, на которую оказывают влияние не только эффективность противотуберкулезных мероприятий, но и экономические и социальные факторы, качество жизни и питания.
Реализация целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2004 - 2006 годы" позволила стабилизировать эпидемиологическую обстановку по туберкулезу, улучшить материально-техническую базу противотуберкулезной службы области, приобрести передвижные цифровые флюорографы для своевременного выявления туберкулеза, усилить меры инфекционного контроля, обеспечить качественно новый уровень санитарно-просветительской работы с населением, создать систему мер поощрения и социальной поддержки социально неадаптированных лиц, больных туберкулезом, в целях повышения эффективности лечения.
Во Владимирской области совместно с Центральным НИИ туберкулеза (г. Москва), Всемирной Организацией Здравоохранения (далее - ВОЗ), проводится плановая централизация микроскопических и бактериологических методов исследования путем создания центров микроскопии и оснащения централизованной бактериологической лаборатории.
Создана компьютеризированная система контроля оборота противотуберкулезных препаратов в области. Во всех случаях у впервые выявленных больных лечение проводится под непосредственным контролем медицинского работника по стандартам лечения, рекомендованным ВОЗ и утвержденным приказами Минздрава Российской Федерации.
В результате реализации программных мероприятий в настоящее время эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в области имеет управляемый характер, в ее развитии наметились положительные тенденции. Показатель заболеваемости туберкулезом (включая систему ФСИН) снизился с 2000 года на 44,8 % и составил 72,9 на 100 тысяч населения.
Вместе с тем, до настоящего времени не удалось достигнуть уровня снижения заболеваемости (50 на 100 тыс.) и смертности (12 на 100 тыс.) от туберкулеза, установленного в указанных целевых программах. В периоды реализации целевых программ в 2001 - 2003 годах и 2004 - 2006 годах заболеваемость постоянного населения области стабилизировалась на уровне 52 - 56 на 100 тыс. населения, соответствующий показатель по Российской Федерации составил 65 - 68 на 100 тыс. населения. Уровень смертности от туберкулеза стал снижаться лишь после 2003 года с 19,9 до 17,1 на 100 тыс. населения. В то время как в Российской Федерации показатель смертности в 2004 году достиг 21,3 на 100 тыс. населения и продолжает нарастать. Таким образом, благодаря реализации целевых программ борьбы с туберкулезом во Владимирской области удалось добиться позитивных сдвигов на фоне продолжающегося обострения проблемы туберкулеза в стране в целом.
В 2005 году во Владимирской области зарегистрировано 1085 впервые выявленных больных туберкулезом, из них 215 больных в пенитенциарной системе. Под диспансерным наблюдением в противотуберкулезных учреждениях Владимирской области находятся 11069 человек, в том числе 2158 больных с активной формой туберкулеза.
По состоянию на 01.01.2006 г. во Владимирской области определено 1035 очагов туберкулезной инфекции. В противотуберкулезных учреждениях на учете по контакту состоит свыше 2 тысяч человек, из которых 41,6 % составляют дети и подростки. Имеется тенденция роста заболеваемости туберкулезом среди сельского населения, маргинальных слоев (лица без определенного места жительства, алкоголики, безработные), а также ВИЧ-инфицированных.
В последние годы возросла заболеваемость детей в очагах туберкулезной инфекции, в особенности проживающих в общежитиях, а также в социально неблагополучных семьях. Кроме того, стало возможным выявление ранее нераспознаваемых доклинических стадий туберкулеза у детей с внедрением в клиническую практику цифровой компьютерной томографии. В связи с чем в 2004 - 2005 годах вырос показатель заболеваемости туберкулезом детей до уровня 15,1 на 100 тыс. населения, соответствующий показатель по Российской Федерации - 16.
Применение программно-целевого метода управления финансовыми средствами позволило в 2001 - 2006 годах улучшить материально-техническую базу ряда учреждений противотуберкулезной службы области (Государственное учреждение здравоохранения Владимирской области "Областной противотуберкулезный диспансер" (далее - ГУЗВО ОПТД), Владимирское областное государственное учреждение здравоохранения "Патакинская областная туберкулезная больница", в городах Гусь-Хрустальный, Ковров, Вязники, округе Муром).
Вместе с тем, на основании проведенного в 2005 году технического обследования здания стационара областного противотуберкулезного диспансера (постройки 1988 г.), установлено, что необходимо завершение ремонта с утеплением его фасада с целью экономии бюджетных средств за счет оплаты тепловой энергии, а также для значительного продления срока его эксплуатации.
Для решения проблемы обеззараживания и утилизации опасных отходов областного противотуберкулезного диспансера в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами необходимо строительство отдельного сооружения для этих целей с привлечением дополнительных капитальных вложений.
Для лечения больных, включая больных с мульти-резистентными формами туберкулеза, необходимо достаточное обеспечение противотуберкулезными препаратами, в том числе и дорогостоящими препаратами второго ряда.
Вместе с тем, для закрепления достигнутых результатов, обеспечения тенденции снижения заболеваемости туберкулезом и его распространенности, необходимо долговременное продолжение активных мероприятий как по укреплению материально-технической базы противотуберкулезной службы, совершенствованию системы мониторинга эпидемиологической ситуации, так и по внедрению системы инфекционного контроля в противотуберкулезных учреждениях, направленной на кардинальное снижение риска инфицирования и заболевания для персонала и больных, продолжению реализации системы поощрения больных. Необходимым условием успешности проводимых мероприятий является их системный и межведомственный характер.
Основными целями Программы являются снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения за счет комплексного решения проблем профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных туберкулезом, внедрения в практику современных медицинских технологий.
Для достижения указанных целей предстоит решить следующие задачи:
развитие и укрепление материально-технической базы учреждения здравоохранения противотуберкулезной службы;
совершенствование методов профилактики раннего выявления, диагностики и лечения лиц, больных туберкулезом;
повышение профессиональной квалификации медицинских работников в области предупреждения и лечения туберкулеза;
обеспечение информированности населения о туберкулезе;
дальнейшее совершенствование эпидемиологического мониторинга туберкулеза во Владимирской области.
В систему мероприятий Программы включены:
1. Мероприятия по повышению безопасности условий труда в противотуберкулезных учреждениях и предотвращению внутрибольничного инфицирования.
Уровень риска профессиональных заболеваний туберкулезом среди работников противотуберкулезных учреждений области, а также среди патологоанатомов, судебных медиков, анестезиологов, эндоскопистов, врачей и медицинских сестер других специальностей может быть снижен путем поддержания мер инфекционного контроля.
Централизованное обеспечение персонала противотуберкулезных учреждений и других ЛПУ с повышенным риском инфицирования респираторами европейского стандарта безопасности FFP2 позволит достичь дальнейшего снижения профессиональной заболеваемости сотрудников, повысить престиж и привлекательность профессии.
(абзац в редакции Закона Владимирской области от 10.11.2008 N 179-ОЗ)
2. Внедрение эффективных технологий раннего выявления, диагностики и мониторинга туберкулезной инфекции.
Приобретение туберкулина, диагностических и дезинфекционных средств и противотуберкулезных препаратов для противотуберкулезных учреждений области позволит повысить эффективность противотуберкулезных мероприятий в области, которая непосредственно зависит от сроков и качества диагностики и лечения заболевания туберкулезом на ранней стадии.
(абзац в редакции Закона Владимирской области от 07.07.2008 N 105-ОЗ)
3. Повышение квалификации медицинских работников по раннему выявлению и эффективному лечению туберкулеза.
Проведение специализированного курса повышения квалификации для медицинских сестер (100 тыс. рублей для группы из 40 обучающихся), сертификационного курса по специальности "фтизиатрия" для врачей гражданского и пенитенциарного секторов противотуберкулезной службы (150 тыс. рублей), регулярных семинаров для врачей разных специальностей по ранней диагностике туберкулеза позволит повысить профессиональный уровень медицинских работников области.
4. Укрепление материально-технической базы противотуберкулезного учреждения.
В целях улучшения состояния материально-технической базы учреждений противотуберкулезной службы, создания условий для полного выполнения современных природоохранных и санитарных требований обращения с медицинскими отходами необходимо строительство сооружения для временного хранения, обеззараживания и утилизации чрезвычайно опасных отходов (10 млн. руб.) для ГУЗ ВО ОПТД по адресу: г. Владимир, Судогодское шоссе, д.63.
(абзац в ред. Закона Владимирской области от 26.12.2007 N 194-ОЗ)
Завершение ремонта фасада с утеплением (12 млн. руб.) корпуса ГУЗВО ОПТД по адресу: г. Владимир, Судогодское шоссе, д. 63, обеспечит экономию тепло- и электроэнергии. Теплотехнические расчеты показывают, что в течение 10 лет экономия тепло- и электроэнергии превысит затраченные средства на утепление фасада.
(абзац в ред. Закона Владимирской области от 26.12.2007 N 194-ОЗ)
С целью обеспечения охраны государственного имущества, проведения мероприятий антитеррористической направленности, обеспечения режима пребывания больных, а также снижения затрат на оплату охраны зданий, планируется оборудовать территорию ГУЗВО ОПТД по адресу: г. Владимир, Судогодское шоссе, д.63, системой видеонаблюдения и электронными турникетами на сумму 700 тыс. рублей.
Приобретение флюорографического аппарата для муниципального учреждения "Ставровская районная больница N 1 Собинского района" позволит увеличить количество своевременно выявленных больных, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах.
Приобретение автотранспорта для амбулаторно-поликлинических учреждений (муниципального медицинского учреждения "Александровская ЦРБ", муниципального учреждения здравоохранения "Кольчугинская ЦРБ" и муниципального учреждения здравоохранения "Гусь - Хрустальная городская больница N 2") позволит обеспечить оперативную работу медицинского персонала в очагах туберкулезной инфекции, организовать контролируемое лечение на дому, доставку больных на стационарное лечение с учётом степени эпидемической опасности больного
(абзац в редакции Закона Владимирской области от 10.11.2008 N 179-ОЗ)
5. Проведение социальной поддержки лиц, больных туберкулезом.
В целях повышении эффективности лечения больных (сокращения количества случаев заболевания туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью, сроков лечения и рецидивов заболевания) социально не адаптированным больным туберкулезом, лечение которых осуществляется в амбулаторных условиях, предоставляются меры поддержки в виде наборов продуктов и предметов первой необходимости, при условии соблюдения режима лечения (далее - меры социальной поддержки больных туберкулезом).
Меры социальной поддержки больным туберкулезом предоставляются департаментом социальной защиты населения администрации области в порядке, установленном Губернатором области.
(пункт в редакции Закона Владимирской области от 10.11.2008 N 179-ОЗ)