ЗАКОН
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 12 ноября 2007 года N 131-ОЗ
Об областной целевой программе "Улучшение демографической ситуации во Владимирской области на 2008-2010 годы"
Принят Законодательным Собранием области 31 октября 2007 года
(Утратил силу:
Закон Владимирской области от 04.08.2009 N 76-ОЗ, НГР: ru33000200900320)
(Изменение:
Закон Владимирской области от 11.03.2008 N 39-ОЗ, НГР:ru33000200800093;
Закон Владимирской области от 07.11.2008 N 165-ОЗ, НГР: ru3300020080456)
Действие Закона приостановлено до 1 января 2010 года в части, не обеспеченной финансированием из областного бюджета - Закон Владимирской области от 07.05.2009 N 15-ОЗ, НГР: ru33000200900147
Утвердить областную целевую программу "Улучшение демографической ситуации во Владимирской области на 2008-2010 годы" согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Владимирской области | Н.В.Виноградов |
Владимир
12 ноября 2007 г.
N 131-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2010 ГОДЫ"
Наименование Программы | "Улучшение демографической ситуации во Владимирской области на 2008-2010 годы" | |
Основание для разработки Программы | - Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год; | |
Заказчик Программы | Администрация Владимирской области | |
Основной разработчик Программы | Комитет по социальной политике администрации Владимирской области | |
Цели и задачи программы | Цели Программы: | |
Важнейшие целевые показатели: | - уровень младенческой смертности населения на 1000 родившихся живыми; | |
Сроки реализации Программы | 2008-2010 годы | |
Исполнители мероприятий Программы | Департамент здравоохранения администрации области; | |
Объемы и источники финансирования Программы | Объем финансирования Программы на 2008-2010 годы из областного бюджета составляет 1674627,0 тыс.руб., в том числе: | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Прог раммы \ | Реализация Программы позволит: | |
Контроль за исполнением Программы | Губернатор Владимирской области |
В течение последних лет наметились положительные тенденции в некоторых показателях, характеризующих демографическую ситуацию в области. За 2006 год сократилась естественная убыль населения на 11,6%, что обусловлено снижением числа умерших на 5,5% и увеличением числа родившихся на 1,7%. Снизился показатель младенческой смертности до уровня 7,8 на 1000 родившихся.
В то же время демографическая ситуация в области остается сложной. Продолжает сокращаться численность населения. На 1 января 2007 года она составила 1 миллион 459 тыс. человек, что на 12,9 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2006 года. Это обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся в 2,2 раза.
Вследствие происходящих демографических перемен наблюдаются изменения в возрастном составе населения. Особенностью возрастного состава населения области является высокая доля лиц старших возрастов, снижение удельного веса детей и подростков. Численность населения старше трудоспособного возраста составляет 23,9% в общей численности населения, в возрасте 0 - 8 лет - 17,5%.
Уровень смертности в области в 2006 году составил 19,3 на 1000 населения, что превышает данный показатель, зарегистрированный в 2005 году по Центральному федеральному округу и Российской Федерации в целом (по Российской Федерации - 16,1; в ЦФО - 17,4). Высокий показатель смертности в области во многом обусловлен смертностью лиц старших возрастных групп. В структуре смертности 63,2% принадлежит болезням системы кровообращения.
В связи с проводящейся в течение ряда лет диспансеризацией детского контингента, а также осуществлением мероприятий, направленных на раннее выявление, диагностику и лечение детей, увеличились количественные показатели заболеваемости детей. На 01.01.2006 года численность детей, состоящих на диспансерном учете, составила более 129,0 тыс. человек или 47,9% от их общей численности. Своевременное проведение мероприятий по оздоровлению детей позволило в 2005 году уменьшить эту цифру на 2,9%.
Наряду с медицинскими факторами, влияющими на изменение демографической ситуации, большое значение для семей области имеет уровень благосостояния, степень социальной защищенности. Небольшой размер ежемесячного пособия на ребенка, недостаточная заработная плата родителей, безработица, отсутствие жилищных условий формируют отрицательное отношение к семейности, деторождаемости. Система государственных гарантий матери и ребенку требует совершенствования, усиления мер социальной и материальной поддержки семей, особенно воспитывающих несовершеннолетних детей.
Воспитание семейных ценностей зарождается в семье, но большую роль в этом играют общественные институты. Ответственное отношение к родительству необходимо развивать, начиная с дошкольных образовательных учреждений и на протяжении периода воспитания молодежи на всех ступенях образования. Для этого необходима целостная система духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Большое воздействие на общественное сознание оказывают средства массовой информации, рекламная продукция, пропагандистские мероприятия. Задача общества - возродить ценности материнства, отцовства, детства, поднять на пьедестал многодетность, укрепить нравственность и мораль.
Таким образом, в сложившейся ситуации крайне необходима реализация комплекса программных мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации.
Настоящая Программа предусматривает комплекс дополнительных правовых, информационных, научно-методических, организационных, финансовых мер для преодоления негативных тенденций в демографических процессах, обеспечения количественного и качественного роста населения, и в первую очередь - дополнительных мер по реализации имеющихся резервов в области рождаемости и укрепления института семьи.
Основными целями Программы являются стабилизация численности населения области и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Достижение указанных целей будут осуществляться в ходе реализации основных задач Программы:
- повышение уровня рождаемости;
- сокращение смертности взрослого населения, особенно трудоспособного возраста;
- стабилизация продолжительности жизни населения;
- укрепление института семьи, воспитание отношения к семье и детям как к важнейшей общественной и личностной ценности.
Программа содержит конкретные мероприятия, направленные на реализацию ее целей и задач. Мероприятия увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям.
В разделе "Анализ демографической ситуации" предусмотрены мероприятия, которые позволят провести мониторинг демографической ситуации в области, научные и социологические исследования для подготовки предложений о внесении необходимых изменений и дополнений в реализуемые на территории области нормативные правовые акты.
Раздел "Стимулирование рождаемости, поддержка семьи, материнства и детства" обобщает реализуемые в области меры государственной помощи семьям, имеющим детей, в том числе в решении жилищных проблем и доступности образования, а также предусматривает мероприятия по совершенствованию системы государственной поддержки семей с детьми.
К ним относятся:
- увеличение размера предоставляемого в области ежемесячного детского пособия с 125,0 рублей до 300,0 рублей;
- установление региональной выплаты при рождении детей;
- установление дотации на организацию питания школьников в образовательных учреждениях;
- меры по формированию в обществе семейных ценностей, которые косвенно влияют на повышение уровня рождаемости.
Мероприятия раздела "Улучшение здоровья населения и снижение смертности" ориентированы на материально-техническое перевооружение и обеспечение медицинских учреждений и служб, деятельность которых непосредственно связана с диагностикой и лечением жизнеугрожающих состояний. Особую роль играют профилактические мероприятия по предотвращению заболеваемости и преждевременной смертности.
Раздел "Формирование здорового образа жизни населения" включает в себя мероприятия по развитию инфраструктуры для занятий массовым спортом по месту жительства и пропаганде здорового образа жизни.
Разделом "Правовое обеспечение Программы" предусматривается внесение изменений в действующее законодательство Владимирской области об увеличении размера ежемесячного детского пособия, об установлении региональных выплат при рождении (усыновлении) детей, а также о предоставлении субсидий на организованное горячее питание школьников 1-4 классов общеобразовательных учреждений.
Механизм выполнения поставленных в Программе задач и решения существующих проблем основывается на указанных выше целевых установках и представляет собой реализацию программных мероприятий.
Заказчиком Программы является администрация Владимирской области.
Взаимодействие между исполнителями Программы, координацию по реализации мероприятий и внесение в установленном порядке предложений по их уточнению с учетом складывающейся социально-экономической ситуации осуществляет комитет по социальной политике администрации области.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется по отраслям через главных распорядителей средств (департаменты администрации области) на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета на очередной год в пределах объемов финансирования и утвержденных лимитов бюджетных обязательств согласно таблице 2.
Исполнители мероприятий Программы являются ответственными за реализацию этих мероприятий.
Главные распорядители средств организуют ведение учета, контроля и отчетности по средствам Программы и обеспечивают целевое использование средств.
В целях обеспечения контроля за ходом реализации Программы исполнители мероприятий предоставляют в комитет по социальной политике администрации области отчеты к 25 числу, следующего месяца за отчетным кварталом, и ежегодно до 1 марта, следующим за отчетным годом.
Контроль за реализацией Программы осуществляют Губернатор Владимирской области и Законодательное Собрание Владимирской области.
Реализация мероприятий Программы позволит:
1. Своевременно и оперативно оценивать сложившуюся демографическую ситуацию.
2. Переориентировать сознание граждан на традиционные семейные ценности и популяризировать многодетность в качестве нормы преуспевающей семьи.
3. Сократить коэффициент естественной убыли населения до 7,8-6,8.
4. Повысить суммарный показатель рождаемости до уровня 1,41.
5. Снизить смертность до 18,3-17,8 на 1000 человек населения.
6. Увеличить ожидаемую продолжительность жизни населения до 65,3 лет за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения.
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система целевых индикаторов и показателей по основным направлениям деятельности в рамках задач Программы, которая приведена в Таблице 1.
Целевые индикаторы и показатели эффективности и результативности реализации областной целевой программы "Улучшение демографической ситуации во Владимирской области на 2008-2010 годы"
Единица измерения | На конец 2006 года (базовый, оценка) | Динамика основных целевых индикаторов и показателей реализации Программы* | |||
2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
Смертность населения: | |||||
- младенческая; | на 1000 родившихся живыми | 7,78 | 7,0-8,0 | 6,5-7,5 | 6,0-7,0 |
- от 1 года до 4 лет; | на 1000 детей соответствующего возраста | 0,63 | 0,61 | 0,59 | 0,57 |
- от 5 до 9 лет; | 0,4 | 0,39 | 0,38 | 0,37 | |
- от 10 до 14 лет; | 0,38 | 0,37 | 0,36 | 0,35 | |
- от 15 до 19 лет; | 1,4 | 1,3 | 1,2 | 1,1 | |
- материнская; | на 100 тыс. родившихся живыми | 14,4 | 14,0-25,0 | 13,5-20,0 | 13,0-17,0 |
- в трудоспособном возрасте - всего, | на 1000 трудоспособного возраста | 9,0 | 8,8 | 8,6 | 8,4 |
в том числе по трем основным причинам: | |||||
- орг. кровообращения; | на 1000 зарегистрированных в данной нозологической группе | 3,98 | 3,9 | 3,8 | 3,7 |
- внешние причины; | 2,87 | 2,85 | 2,83 | 2,8 | |
- новообразования; | 0,97 | 0,95 | 0,93 | 0,9 | |
- в результате дорожно-транспортных происшествий | 0,39 | 0,38 | 0,37 | 0,36 | |
Количество родившихся на 1000 человек населения | промилле | 9,5 | 9,5-10,0 | 10,0-10,5 | 10,5-11,0 |
Убыль населения | тыс.чел. | 13,0 | 10,9 | 9,4 | 7,7 |
Естественная убыль населения | коэффициент | 9,8 | 9,8-8,8 | 8,8-7,8 | 7,8-6,8 |
Продолжительность жизни населения | лет | 64,73 | 65,07 | 65,19 | 65,32 |
Количество детского населения (от 0 до 14 лет) на начало года | тыс.чел. | 193,0 | 188,8 | 190,3 | 192,2 |
Доля вторых, третьих и последующих рождений в структуре рождаемости | процентов | 35,4 | 37,0 | 39,5 | 42,0 |
Доля внебрачных рождений в общем числе родившихся | процентов | 28,3 | 28,0 | 27,7 | 27,4 |