Программа "Развитие сельского хозяйства Владимирской области на 2008 - 2012 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы" и Указом Губернатора области от 12.02.2007 N 4 "О законодательной инициативе и нормотворческой деятельности в 2007 году".
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
За период с 1999 по 2006 год объем производства валовой продукции сельского хозяйства области увеличился с 7,7 млрд. руб. до 15,3 млрд. руб. Прирост валовой продукции в сельскохозяйственных организациях составил 26,8 процента, в т.ч. в животноводстве 45,5 процента, в растениеводстве - 3,9 процента.
Однако существует тенденция отставания отрасли от темпов роста экономики области в целом. Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей импортное сырье, объем поставок которого растет быстрее, чем внутреннее производство.
Потребительский спрос на рынке области полностью обеспечен продукцией собственного производства только по картофелю, овощам, яйцу. Обеспеченность молоком составляет 67 процентов, мясом 45 процентов. Расширение спроса на отечественную продовольственную продукцию, рост ее производства сдерживается в связи с низкой конкурентоспособностью по отношению к субсидируемой импортной продукции. Общий объем ввоза (включая импорт) в область мяса и молока постоянно увеличивается. Так в 2006 году он составил по мясу 36 тыс. тонн, молоку - 74,1 тыс. тонн и увеличился по сравнению с 2000 г. в 2,0 и 1,7 раза соответственно.
Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села.
Основными причинами относительно медленного развития сельского хозяйства являются:
- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, сокращения бедности и повышения продовольственной безопасности, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития области в рассматриваемой перспективе.