Недействующий

Об областной целевой программе развития образования Владимирской области на 2007-2010 годы

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее реализации программными методами


Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1340-р, образование определено как важнейший фактор, обеспечивающий экономический рост, социальную стабильность, становление в нашей стране институтов гражданского общества. Во Владимирской области образование, включающее дошкольное, общее, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, также рассматривается как одно из основных условий развития региона, средство удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.

На конец 2005-2006 учебного года региональная система образования представлена 595 учреждениями дошкольного образования, 525 общеобразовательными школами, 77 учреждениями дополнительного образования детей, 33 учреждениями начального профессионального образования, 20 детскими домами, 26 специальными (коррекционными) школами-интернатами, 19 вечерними школами.

Все действующие образовательные учреждения лицензированы, аттестованы, имеют свидетельство государственной аккредитации. Таким образом, в области созданы необходимые условия для получения обучающимися и воспитанниками качественного образования.

В региональной системе образования занято более 31,4 тыс. педагогических работников, 89 % из них имеют высшее профессиональное образование, 82 % аттестованы на квалификационные категории, 98 % руководителей образовательных учреждений имеют высшее образование.

Вопросы образования занимают особое место в деятельности администрации области. Подтверждением этого является рост расходов областного бюджета на нужды образования: в 2005 году увеличились объемы бюджетного финансирования в 1,5 раза по сравнению с 2004 г.

На одного учащегося дневных школ в среднем по области направлено в 2004-2006 годах 10,5 тыс. руб. в год, на одного воспитанника детского дома из областного бюджета расходовалось около 110 тыс. руб.

Средняя заработная плата в образовании возросла по сравнению с 2005 годом на 26 %. Удельный вес доплат и надбавок стимулирующего характера в среднем по области в общеобразовательных учреждениях составил 16,7 %. Льготами по коммунальным услугам в 2005 г. пользовались 7,5 тыс. специалистов образования.

Увеличены расходы на образование, в том числе инвестиционного порядка. Средства областной адресной инвестиционной программы в объеме более 15 млн. руб. направлены на ввод учебного корпуса школы Иванищи Гусь-Хрустального района, котельной Омофоровской школы-интерната для детей-сирот.

При долевом участии муниципалитетов в финансировании программы "Дети Владимирской области" для организации подвоза учащихся в 2005 г. приобретено 15 автобусов, в 2006 г. - 13 единиц автотранспорта.

На реализацию программы "Безопасность образовательного учреждения на 2004-2007 гг." направлено более 100 млн. руб., что в 8 раз превышает уровень 2004 года.

Каждая пятая школа области получила в ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование" существенную материальную поддержку: 25 школ - 1 млн. руб. на модернизацию материально-технической базы учреждения, 71 школа - учебные кабинеты, 12 школ - автобусы для подвоза детей, 16 школ - 900 тыс. руб. на реконструкцию и развитие учебной базы.

В период с 2001 по 2005 год в рамках реализации Основных направлений модернизации образования на 2004-2006 годы:

- созданы: новый механизм распределения бюджетных ресурсов и основа для формирования новых экономических отношений в образовании. Общеобразовательные учреждения области в соответствии с действующим законодательством в течение отчетного периода были переведены на новый метод финансирования. Из регионального бюджета финансируются заработная плата работников системы образования, приобретение книгоиздательской продукции, учебные расходы; из бюджетов муниципальных образований области - расходы на содержание зданий, сооружений общеобразовательных учреждений системы образования. Это позволило не только решить проблемы с заработной платой педагогическим работникам, но и существенно укрепить материальную базу, повысить самостоятельность образовательных учреждений и ответственность их руководителей за результат работы. Увеличилась доля внебюджетных средств, полученных учреждениями от реализации образовательных услуг;

- апробированы варианты и модели государственно-общественного управления образованием. Администрацией Владимирской области создан Совет по образованию, воспитанию и защите прав детей при заместителе Губернатора области, действуют советы ректоров вузов, руководителей учреждений среднего и начального профессионального образования. На уровне большинства муниципальных органов управления образованием также сформированы координационные советы по развитию образования. Ведется работа по созданию механизмов социального партнерства, прежде всего с работодателями;

- начата работа по оптимальной организации образовательного пространства и реструктуризация образовательных учреждений. С 2001 по 2005 год вследствие неблагоприятной демографической обстановки и реализации муниципальных программ реструктуризации закрыто 36 образовательных учреждений, в том числе общеобразовательные школы;

- в муниципальных районах области сформировалось несколько моделей организации образовательного пространства. Наиболее распространена модель образовательного округа с опорной школой;

- доступности образования способствует реализация областной целевой программы "Дети Владимирской области". К настоящему времени для перевозки обучающихся к месту учебы и обратно задействовано 108 автобусов, приобретенных, в том числе, по указанной Программе;

- сформирована основа регионального рынка услуг по повышению квалификации педагогических и руководящих работников отрасли. В настоящее время в региональную систему повышения квалификации входят государственное образовательное учреждение Владимирской области "Институт повышения квалификации" и ведущие учреждения высшего профессионального образования;

- существенно укреплена материальная база информационного обеспечения образовательного процесса, на эти цели из бюджетов всех уровней в 2004-2005 гг. направлено 12 млн. руб. Если в 2000-2001 гг. на 1 компьютер приходилось 36 обучающихся, то в 2005-2006 гг. - 22 человека. Компьютерный парк образовательных учреждений в настоящее время в основном позволяет организовать образовательный процесс с использованием информационных технологий;

- начата отработка возможностей персонализации образования. Создана основа для поэтапного перехода общеобразовательных школ на новый базисный учебный план и введения предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников;

- по сравнению с 2000 годом усилилась ориентация учреждений профессионального образования на потребности регионального рынка труда. Созданы механизмы социального партнерства в сфере начального и среднего профессионального образования. За 2001-2005 гг. количество обучающихся в профессиональных лицеях, формируемое на основе заявок предприятий, учреждений, организаций, выросло с 5 % до 24 %, увеличился выпуск молодых рабочих с повышенным уровнем квалификации.

В целом региональная система образования Владимирской области отличается стабильностью, наличием конструктивных связей с другими смежными отраслями. Во многих муниципальных округах и образовательных учреждениях развивается инновационная деятельность, направленная на решение актуальных задач образования. Регион принимает активное участие в реализации федеральных и международных образовательных программ (единый государственный экзамен, изменение структуры и содержания общего и профессионально образования, разработка индексов доступности и эффективности образования и т.п.).

Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в ходе реализации "Основных направлений модернизации образования области на 2004-2006 гг.", в региональной системе образования сохраняются многочисленные проблемы, свидетельствующие о том, что темпы изменений и образовательные результаты не в полной мере удовлетворяют государство, общество и самих обучающихся. Основными из них являются:

- недостаточный для современной жизни уровень образовательной и социальной мобильности школ, учреждений начального и среднего профессионального образования;

- несоответствие требованиям работодателей уровня ответственности, коммуникабельности и профессиональной компетентности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;

- существенное ухудшение здоровья обучающихся в процессе получения образования;

- несформированность системы государственно-общественного контроля организации образовательного процесса и качества образования;

- несовершенство системы информирования администраторов образования и местного сообщества о состоянии, результатах и изменениях в региональной системе образования;