Валовой | в том числе: | ||||||
Период | региональный продукт, | Поступление доходов в бюджеты Владимирской области, млн. рублей | Уровень налоговой нагрузки, всего, | федеральный бюджет и внебюджетные фонды РФ | муниципальные бюджеты | областной бюджет и территориальные внебюджетные фонды | из него: территориальный Фонд ОМС |
2008 год | 174000 | 50460 | 29,0 | 13,1 | 5,2 | 10,7 | 0,71 |
2009 год | 205600 | 57774 | 28,1 | 12,4 | 5,1 | 10,6 | 0,70 |
2010 год | 240000 | 66000 | 27,5 | 11,9 | 5,1 | 10,5 | 0,69 |
2011 год | 275800 | 74742 | 27,1 | 11,7 | 5,0 | 10,4 | 0,68 |
Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) увеличится за 2008-2011 годы в 1,6 раза и составит в 2011 году 275,8 млрд. рублей, что позволит повысить доходы бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов за этот период на 48,1 процента.
Уровень налоговой нагрузки по всем уровням бюджетов и внебюджетным фондам снизится с 29 процентов в 2008 году до 27,1 процента в 2011 году, в том числе по областному бюджету и территориальному внебюджетному фонду ОМС - с 10,7 до 10,4 процента.
По оценке главных администраторов доходов поступления в областной бюджет составят в 2009 году 19857 млн. рублей, что ниже прогнозных данных департамента финансов, бюджетной и налоговой политики на 966 млн. рублей, в 2010 году - 22801 млн. рублей (меньше на 1739 млн. рублей), в 2011 году - 26956 млн. рублей (снижение на 2056 млн. рублей).
Прогноз поступления доходов в областной бюджет по данным главных администраторов доходов на 2009-2011 годы представлен в приложении к основным направлениям бюджетной и налоговой политики Владимирской области на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов.
На формирование налогового потенциала в 2009 году и плановом периоде 2010 и 2011 годах окажут влияние такие факторы, как уточнение макроэкономических показателей и изменения, вносимые в федеральное, областное налоговое и бюджетное законодательство.
2.2. Налоги на прибыль, доходы.
Налогам на прибыль и на доходы уделяется особое внимание при реализации мер в области налоговой политики, так как данные платежи являются основными источниками доходов областного бюджета.
Прирост ВРП Владимирской области в 2009 году на 18,2 процента, в 2010 году - на 16,7 процента, в 2011 году - на 14,9 процента; прогнозируемое снижение суммы убытков организаций на 10 процентов; улучшение администрирования налога на прибыль организаций приведут к увеличению налогооблагаемой базы по налогу и, соответственно, поступлений его в бюджет.
Предполагается сохранение льготы по налогу на прибыль получателям государственной поддержки инвестиционной деятельности в соответствии с Законом Владимирской области от 6 мая 2008 года N 81-ОЗ «О снижении ставки налога на прибыль организаций получателям государственной поддержки инвестиционной деятельности» в виде снижения ставки налога с 17,5 до 13,5 процента. Данная государственная поддержка организаций является прямым вкладом в экономику области, поскольку способствует созданию благоприятных экономических условий для стимулирования инвестиционной активности, технического перевооружения и реконструкции крупных предприятий.
Будет действовать льгота, установленная Законом Владимирской области от 6 сентября 2007 года N 99-ОЗ «О снижении ставки налога на прибыль учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы Владимирской области», которым предусмотрено снижение ставки налога на прибыль с 17,5 до 13,5 процента.
Выпадающие доходы областного бюджета в связи с предоставлением льгот по областным законам оцениваются в 2009 году в сумме 160 млн. рублей, в 2010 году - 172 млн. рублей, в 2011 году - 183 млн. рублей.
Кроме того, на формирование налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций окажут влияние вносимые с 2009 года в Налоговый кодекс Российской Федерации изменения, направленные на устранение недостатков, связанных с отнесением расходов организациями на затраты, учитываемые при налогообложении:
- учет всех экономически обоснованных расходов организаций по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников;
- увеличение с 3 до 6 процентов норматива, исчисляемого исходя из суммы расходов на оплату труда, в пределах которых взносы организации по договорам добровольного личного страхования, предусматривающие оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов;
- учет расходов, связанных с софинансированием организациями выплат процентов по ипотечным кредитам своих работников. В случае принятия данной меры она будет носить временный характер (не более трех-пяти лет);
- учет расходов на приобретение лицензий на право пользования недрами при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации в течение срока, не превышающего два года.
Принимая во внимание эти факторы, доходы от уплаты налога на прибыль организаций в областной бюджет возрастут в 2009 году на 20 процентов к уровню 2008 года.
На среднесрочную перспективу прогнозируется увеличение поступлений от налога на доходы физических лиц в областной бюджет в 2009 году на 30 процентов, в 2010 году - на 25 процентов, в 2011 году - на 23 процента за счет:
- увеличения с 1 января 2009 года размера минимальной заработной платы;
- усиления конкуренции на рынке труда;
- индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы на уровень инфляции и введения отраслевых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях;
- проведения мероприятий по легализации заработной платы.
В долгосрочной перспективе в части налогообложения налогом на доходы физических лиц будет сохранена налоговая ставка в размере 13 процентов. Такое решение подтверждено Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
В целом налог на доходы физических лиц оправдал себя и не требует серьезных изменений. Вместе с тем, в действующий порядок применения этого налога, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с 2009 года, будут внесены корректировки, которые снизят налогооблагаемую базу по этому налогу: