Государственная семейная политика во Владимирской области основывается на следующих принципах:
- единства семейной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях: сочетания предоставления семье установленных на федеральном уровне социальных гарантий и льгот, разработки областных законов и иных нормативных правовых актов в поддержку семьи;
- реализации прав человека: признания важности и ценности каждой семьи, равенства прав семей и всех ее членов на поддержку по принципу социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям; укрепления и развития семьи во всем многообразии ее форм и функций;
- гендерного равенства: практической реализации принципа равных прав, свобод и возможностей для женщин и мужчин путем обеспечения равенства в аспектах законодательства, равной поддержки и развития культуры материнства и отцовства, поощрения равенства мужчин и женщин в распределении домашних обязанностей и занятости;
- научного подхода: оценки эффективности социальных услуг, опоры программ и проектов в области семейной политики на научный анализ сущности семейных проблем и независимую экспертизу, проводимую специалистами в области семьи, семейной политики, социального проектирования;
- социального партнерства: организации тесного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с государственными службами и учреждениями, коммерческими организациями, общественными и религиозными организациями, а также семьями и физическими лицами при осуществлении семейной политики;
- социального права семьи на самоопределение: признания суверенности каждой семьи и ее ответственности за воспитание духовно и физически развитой личности, автономности семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры семейной политики призваны содействовать саморазвитию семьи и направлены на обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной и жизнеохранительной функции;
- преемственности и стабильности мер, осуществляемых в русле семейной политики, дальнейшего совершенствования доступности, адресности и дифференцированности социальной помощи семье;
- системного подхода к социальной защите семьи: индивидуальной работы с членами семьи и отдельными семьями, осуществления программ, направленных на оздоровление экономической, правовой, социокультурной среды жизнедеятельности семьи на разных уровнях (ближайшее окружение семьи, местное сообщество, государственные учреждения, законодательная и исполнительная власть, негосударственные структуры, общественность, средства массовой информации);
- междисциплинарности и межведомственности: организация работы междисциплинарных групп различных специалистов внутри учреждений социальной сферы, координация деятельности социальных служб и их взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, культуры, органов внутренних дел, негосударственными организациями в целях полноценного удовлетворения потребностей семьи и защиты ее прав;
- специализации и дифференцированного подхода: предоставления гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни нетрудоспособным членам семьи; содействия занятости и общественной активности женщин, инвалидов, мигрантов; создания экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния семьи на трудовой основе; оказания профессиональной помощи семьям с детьми, нуждающимися в особых услугах с раннего возраста, в рамках индивидуальной программы реабилитации, включая реабилитацию семьи, а также отдельным лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; активизации ресурсной системы семьи; распространения позитивного опыта работы с семьей.