ЗАКОН
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 06 мая 2008 года N 86-ОЗ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Владимирской области от 11.07.2016 N 89-ОЗ, вступившего в силу после официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 12.07.2016).
____________________________________________________________________
(с изменениями на 14 мая 2009 года)
_______________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
Законом Владимирской области от 14.05.2009 N 35-ОЗ
_______________________________________
Принят
Постановлением Законодательного Собрания
Владимирской области
от 23 апреля 2008 года N 225
Настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной семейной политики во Владимирской области на основании Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Владимирской области. Определяет цели, принципы и приоритеты государственной семейной политики как важного направления государственной социальной политики.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией государственной семейной политики и предоставлением основных гарантий лицам с семейными обязанностями.
В настоящем Законе применяются следующие понятия:
- безнадзорные дети - несовершеннолетние, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
- группа риска - группа, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды;
- девиантное поведение - поведение, характеризующееся устойчивым, повторяющимся нарушением социальных норм и правил, а также поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам;
- дети-инвалиды - лица в возрасте до 18 лет, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
- дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Законом Владимирской области от 3 декабря 2004 года N 226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- демографическая ситуация - динамика численности и половозрастной структуры населения, а также демографических процессов (рождаемости, смертности, миграции, брачности и разводимости), протекающих на данной территории (страна, регион, поселение) в определенное время;
- жестокое обращение с детьми - все формы физического и психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное отношение, эксплуатация несовершеннолетних, в том числе покушение на их половую неприкосновенность;
- инфраструктура социальная - система учреждений социального обслуживания, образования, воспитания, развития, оказания медицинской и лечебно-профилактической помощи, медико-психолого-педагогического и юридического консультирования;
- меры социальной поддержки семьи и детей - меры, устанавливаемые органами государственной власти Владимирской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей;
- многодетная семья - семья, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей;
- молодая семья - семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей;
- мониторинг социальный - комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в социальной среде; диагностика ситуации, осуществляемая систематически с определенной заданной периодичностью и с использованием базовой системы индикаторов;
- партнерство социальное в интересах семьи и детей - взаимодействие органов власти, общественных организаций (объединений), коммерческих и некоммерческих организаций в интересах семьи и детей;
- реабилитация социальная - программы и действия, направленные на вхождение индивида в общество или культурную систему; комплекс медико-психологических, социально-правовых, педагогических мер, направленных на социально-психологическое возрождение ребенка, восстановление его социального статуса, психического, физического и нравственного здоровья;
- семейная политика - комплекс мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, разрабатываемых и реализуемых органами законодательной и исполнительной власти Владимирской области, органов местного самоуправления в целях улучшения социально-экономического статуса семьи и оптимизации отношений семьи и общества и направленный на предоставление гражданам области социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Владимирской области;
- семья - основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью;
- семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- социальное сиротство - следствие устранения или неучастия родителей в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения);
- трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Целями и задачами государственной семейной политики во Владимирской области являются:
- обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышение качества жизни семьи;
- поддержка института семьи, всемерное повышение роли и значения семьи;
- обеспечение гарантий защиты прав и интересов семьи органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями и организациями.
Государственная семейная политика во Владимирской области основывается на следующих принципах:
- единства семейной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях: сочетания предоставления семье установленных на федеральном уровне социальных гарантий и льгот, разработки областных законов и иных нормативных правовых актов в поддержку семьи;
- реализации прав человека: признания важности и ценности каждой семьи, равенства прав семей и всех ее членов на поддержку по принципу социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям; укрепления и развития семьи во всем многообразии ее форм и функций;
- гендерного равенства: практической реализации принципа равных прав, свобод и возможностей для женщин и мужчин путем обеспечения равенства в аспектах законодательства, равной поддержки и развития культуры материнства и отцовства, поощрения равенства мужчин и женщин в распределении домашних обязанностей и занятости;
- научного подхода: оценки эффективности социальных услуг, опоры программ и проектов в области семейной политики на научный анализ сущности семейных проблем и независимую экспертизу, проводимую специалистами в области семьи, семейной политики, социального проектирования;
- социального партнерства: организации тесного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с государственными службами и учреждениями, коммерческими организациями, общественными и религиозными организациями, а также семьями и физическими лицами при осуществлении семейной политики;
- социального права семьи на самоопределение: признания суверенности каждой семьи и ее ответственности за воспитание духовно и физически развитой личности, автономности семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры семейной политики призваны содействовать саморазвитию семьи и направлены на обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной и жизнеохранительной функции;
- преемственности и стабильности мер, осуществляемых в русле семейной политики, дальнейшего совершенствования доступности, адресности и дифференцированности социальной помощи семье;
- системного подхода к социальной защите семьи: индивидуальной работы с членами семьи и отдельными семьями, осуществления программ, направленных на оздоровление экономической, правовой, социокультурной среды жизнедеятельности семьи на разных уровнях (ближайшее окружение семьи, местное сообщество, государственные учреждения, законодательная и исполнительная власть, негосударственные структуры, общественность, средства массовой информации);
- междисциплинарности и межведомственности: организация работы междисциплинарных групп различных специалистов внутри учреждений социальной сферы, координация деятельности социальных служб и их взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, культуры, органов внутренних дел, негосударственными организациями в целях полноценного удовлетворения потребностей семьи и защиты ее прав;
- специализации и дифференцированного подхода: предоставления гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни нетрудоспособным членам семьи; содействия занятости и общественной активности женщин, инвалидов, мигрантов; создания экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния семьи на трудовой основе; оказания профессиональной помощи семьям с детьми, нуждающимися в особых услугах с раннего возраста, в рамках индивидуальной программы реабилитации, включая реабилитацию семьи, а также отдельным лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; активизации ресурсной системы семьи; распространения позитивного опыта работы с семьей.
Приоритетными направлениями государственной семейной политики во Владимирской области являются:
- разработка и реализация региональных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей;
- создание условий для повышения качества жизни семей, их социальной поддержки;
- обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни;
- оказание помощи семье в области воспитания и образования детей;
- формирование социальной инфраструктуры с целью поддержки и развития института семьи;
- оказание государственной поддержки многодетным семьям;
- укрепление института молодой семьи;
- профилактика социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних.
1. Органы государственной власти и местного самоуправления Владимирской области обеспечивают социальную защищенность членов семьи на территории области в пределах своей компетенции.
2. Законодательное Собрание Владимирской области принимает законы и иные нормативные правовые акты по защите прав семьи, материнства, отцовства и детства, осуществляет контроль за их исполнением.
3. Администрация Владимирской области:
(п.3. ст. 6 в редакции Закона Владимирской области от 14.05.2009 года N 35-ОЗ - см. пред. редакцию)
- разрабатывает и представляет на утверждение в Законодательное Собрание Владимирской области проекты областных законов, направленных на решение задач в сфере семейной политики;
- устанавливает порядок принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ (подпрограмм), утверждает долгосрочные целевые программы (подпрограммы);
- разрабатывает систему региональных минимальных стандартов основных показателей качества жизни семей;
- координирует деятельность исполнительных органов государственной власти по обеспечению правовых гарантий социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
- взаимодействует с федеральными органами власти, органами местного самоуправления, общественными организациями (объединениями), предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности в целях реализации государственной семейной политики;
- содействует сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей и традиций семейного воспитания;
- содействует информационной и просветительской деятельности по вопросу реализации государственной семейной политики;
- осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции и полномочия по обеспечению защиты прав семьи, материнства, отцовства и детства
4. Порядок реализации мероприятий в сфере государственной семейной политики во Владимирской области, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется в соответствии с указами и постановлениями Губернатора области.
Органы местного самоуправления на своей территории:
- создают условия для реализации прав граждан с сфере семейной политики;