Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры для обеспечения земельных участков в целях жилищного строительства основана на формировании предприятиями, предоставляющими коммунальные услуги, в том числе и электроэнергетического сектора, монопольной платы за присоединение к их инфраструктурным системам или на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, определенных по непрозрачным и изменяющимся принципам. Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных для жилищного строительства площадок.
Большинство муниципальных образований не имеют утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, схем развития инженерной инфраструктуры, из-за недостаточного выделения средств на эти цели. В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» с 1 октября 2005 г. земельные участки, определенные под жилищную застройку, должны реализовываться через торги или аукционы (иметь необходимую планировочную документацию, точки подключения к инженерным сетям). В связи с этим, необходимо отметить, что в 2005 г. под жилую застройку на территории области выделено 339 участков, из них на торгах предоставлено 129 или 38,1 %.
Органы местного самоуправления, как правило, не имеют комплексных планов развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.
В подавляющем большинстве городов отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства требует программно-целевых действий. Реализация такого подхода позволит не только обеспечить существенное увеличение объемов жилищного строительства, но и создать условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения бюджетных средств.