Недействующий

Об областной целевой программе "Молодежь Владимирской области" на 2008-2010 годы"

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


На территории Владимирской области проживает более 357 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 24% от численности всего населения. Это наиболее динамично развивающаяся категория населения, и от ее позитивного настроя, социального и духовного благополучия во многом зависит успех проводимых преобразований, общее развитие региона.

Современная молодежь, как социально-демографическая группа, характеризуется самостоятельностью, социальной активностью, стремлением к профессиональному росту, способностью к инновационной деятельности. В то же время ее отличает недостаток жизненного опыта и несформированность духовно-нравственных ориентиров, она подвержена влиянию деструктивных сил, что увеличивает социальную напряженность.

Сегодня необходимо на государственном уровне создавать условия для самореализации молодежи и стимулы для вовлечения молодых людей в позитивные общественные процессы.

В течение последнего десятилетия во Владимирской области предпринимаются существенные шаги по решению проблем молодежи. Уставом (Основным Законом) Владимирской области осуществление государственной молодежной политики признано важной частью социальной политики региона. В области заложены правовые и организационные основы для формирования и осуществления молодежной политики, апробированы различные формы ее реализации.

С 1998 года действует Закон Владимирской области "О молодежной политике во Владимирской области". Накоплен положительный опыт реализации областных целевых программ "Обеспечение жильем молодых семей во Владимирской области", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", "Комплексные меры профилактики правонарушений во Владимирской области", комплексов мер по реализации молодежной политики и по патриотическому воспитанию граждан. В 2006 году принят Закон Владимирской области "О государственной поддержке молодых ученых".

В предыдущие годы была сформирована основа инфраструктуры молодежной политики - подразделения по работе с молодежью администраций городских округов и муниципальных районов, создан ряд муниципальных учреждений молодежной сферы. В то же время реализация молодежной политики на местном уровне осложнена тем, что отдельные управленческие структуры по работе с молодежью существуют лишь в 6-ти муниципальных образованиях (г.Владимир, г.Гусь-Хрустальный, округ Муром, Александровский, Кольчугинский и Киржачский районы). В остальных 15-ти функции регулирования молодежной политики в различных комбинациях объединены с проблемами семьи, женщин и детей, вопросами культуры, спорта и образования. В большинстве муниципалитетов финансирование молодежной политики носит эпизодический характер, средства выделяются на отдельные, разовые мероприятия, а не на формирование целостной системы работы с молодежью. Поэтому вопрос организационно-правового оформления структуры органов по делам молодежи - это вопрос, прежде всего, содержания и эффективности реализации молодежной политики.

В ходе реализации государственной молодежной политики в регионе за последние годы достигнуты определенные позитивные результаты.

Увеличилось количество молодежных и детских общественных объединений и их численность, как на местном, так и на областном уровне. Возросла активность добровольческих инициатив молодежи. Ежегодно на конкурсной основе оказывается государственная поддержка деятельности более 30 молодежных и детских объединений и учреждений, работающих с молодежью. В целях выявления лидеров в молодежной среде, изменения самосознания молодежи, ее вовлечения в социально-значимую деятельность проводятся лидерские лагеря, школы молодежного и студенческого актива, семинары по развитию добровольческой работы. Вместе с тем доля охваченной активной общественной деятельностью молодежи от общего числа молодых граждан составляет чуть более 6%. Невысока социальная активность сельской молодежи.

С созданием в 2005 году Молодежного парламента Владимирской области значительно расширился диалог представителей молодежи городов и районов, областных молодежных организаций с областной администрацией и Законодательным Собранием области. Молодые парламентарии принимают активное участие в разработке нормативных правовых актов, затрагивающих интересы молодежи, инициируют подготовку законопроектов сферы молодежной политики. В то же время при естественной ротации членов Молодежного парламента существует необходимость в постоянном их обучении основам парламентской деятельности, распространении опыта молодежного парламентаризма на муниципальном уровне.

Достигнута значительная активизация движения студенческих трудовых отрядов, как одной из эффективных форм временной молодежной занятости. С 2004 года возобновлена деятельность областного Штаба студенческих отрядов, что позволило повысить уровень координации и межведомственного взаимодействия в данном направлении работы. В течение летнего трудового семестра 2006 года на территории области и за ее пределами работал 81 студенческий отряд, объединивший в своих рядах 2079 человек. Вместе с тем, несмотря на ежегодное увеличение численности студенческих трудовых отрядов, доля их участников составляет менее 4% от общего количества профессионально обучающейся молодежи области.

В сфере информационного обеспечения молодежи хорошо зарекомендовал себя специальный молодежный выпуск газеты "Владимирские ведомости", который издается с 2004 года ежемесячно тиражом 15 тысяч экземпляров и распространяется бесплатно. Появился ряд новых молодежных печатных изданий в муниципальных образованиях. В то же время дальнейшее развитие системы информирования молодежи о ее правах и возможностях, а также широкой общественности - о реализации молодежной политики в регионе невозможно без использования современных компьютерных технологий.

Сложилась традиционная система мероприятий по поддержке талантливой молодежи. В областных фестивалях и конкурсах ежегодно участвуют до 20 тысяч творчески одаренных молодых людей. Большой популярностью среди профессионально обучающейся молодежи пользуются фестивали студенческого творчества "Студенческая весна" и "Студенческая осень". Движение КВН нашло своих сторонников не только в среде студенчества, но и работающей молодежи. Вместе с тем назрела необходимость поднять уровень творческих молодежных коллективов, отдельных исполнителей через организацию творческих стажировок, участие в межрегиональных и всероссийских мероприятиях, на которые не выделялось средств в предыдущие годы.

Наряду с положительной динамикой, в условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных возможностей на получение образования, достойной работы продолжают нарастать негативные явления в молодежной среде.

Вызывает обеспокоенность рост экстремизма среди молодежи, нетерпимости к людям другой национальности. Таким образом, особенно актуальной становится работа по распространению в молодежной среде идей толерантного сознания, формированию межэтнической культуры.

Продолжают сохраняться негативные тенденции, связанные с положением молодых семей. Неполные семьи, незарегистрированные браки, внебрачная рождаемость становятся сегодня социальной нормой. Основными факторами, влияющими на благополучие и стабильность молодых семей, остаются как материально-экономические, так и социально-психологические: социальный статус молодой семьи, значимость семейных ценностей. В этой связи необходимо всемерно укреплять в сознании молодежи ценность семейных отношений, создавать клубы молодых семей, повышать уровень компетентности молодежи в вопросах семейной жизни.

Наряду с увеличением доли молодежи с высоким уровнем дохода по-прежнему велика доля социально неустроенных и неблагополучных молодых людей, составляющих значительную группу риска по совершению правонарушений, заболеваемости наркоманией, алкоголизмом. Это подчеркивает необходимость корректировки нормативных моделей молодежной субкультуры, устранения привлекательности пьянства и наркомании в представлениях, сознании молодежи, вытеснения подобных мифов ценностями здорового, развивающего образа жизни, активной просветительской работы в этой сфере.

Значительную роль в профилактике асоциального поведения среди подростков и молодежи играет организация их свободного времени. В целях привлечения подростков и молодых людей к активным видам досуга важно обеспечить динамику развития учреждений по работе с молодежью, подростково-молодежных клубов по месту жительства, обеспечив укрепление их материально-технической базы. Не соответствующая современным стандартам оснащенность этих учреждений, частое обновление их кадрового состава не позволяют привлечь в них большое количество подростков и молодежи, в том числе представителей группы социального риска.

Таким образом, социальная значимость проблем, связанных с процессами успешной социализации и самореализации молодежи, использования ее позитивной активности для обеспечения стабильного развития государства и общества, обуславливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на содействие физическому, творческому, профессиональному, социальному развитию и становлению молодежи. Программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является инструментом налаживания взаимодействия при выработке общих подходов к организации работы с молодежью, как на региональном, так и на местном уровнях.

Областная целевая программа "Молодежь Владимирской области" на 2008-2010 годы" является новым этапом реализации молодежной политики в регионе, она обобщает и дополняет положения ряда целевых программ и комплексов мер социально-экономического развития области, затрагивающих интересы молодежи, что в целом создает завершенную и слаженную систему мероприятий по работе с молодым поколением.

Формирование перечня программных мероприятий осуществлялось на основе следующих принципов:

сохранение преемственности - мероприятия, успешно зарекомендовавшие себя в предыдущие годы, были интегрированы в новую программную структуру;

широкомасштабность - расширение диапазона участников Программы за счет внедрения муниципальных этапов областных мероприятий и распространения успешного опыта работы на старшие возрастные категории молодежи;

адресный подход - охват различных категорий молодежи (работающая, учащаяся, сельская молодежь, студенчество, молодежь группы социального риска, молодые инвалиды, молодые семьи, члены молодежных и детских общественных объединений, органов молодежного самоуправления и иные категории) на основе учета их интересов, потребностей и условий жизнедеятельности;

превентивность мер - сочетание профилактических мер, направленных на работу с благополучной молодежью, с усилиями по решению проблем молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

межотраслевой характер - консолидирование усилий различных ведомств в решении проблемных вопросов молодежи.

Реализация Программы предусматривает создание и использование централизованных механизмов осуществления молодежной политики при активном участии самой молодежи, их координацию и распространение на муниципальном уровне, а также формирование системы соответствующих целевых индикаторов и показателей.