Недействующий

О прогнозе социально-экономического развития Владимирской области На 2008 год и на период до 2010 года

Рынок товаров и услуг


Рынок товаров и услуг в регионе продолжает развиваться поступательно. Начиная с 2001 г., наблюдается возрастание темпов ежегодного прироста оборота розничной торговли. Наибольшее значение достигнуто в 2006 г. - 17,5% в сопоставимых ценах (2005 г. - 16%), с опережением данного показателя по Центральному Федеральному округу и Российской Федерации.

В структуре потребительского рынка сектор розничной торговли занимал в 2006 г. 67,5%, рынок платных услуг населению - 29,3%, сфера общественного питания - 3,2%.

Объём оборота розничной торговли по области составил 40,7 млрд.рублей (121,1% к уровню 2005 г.), общественного питания - 1,9 млрд. руб. или 110,1%, а по бытовому обслуживанию населения соответственно - 2,0 млрд. руб. при росте 103,4%.

Положительная динамика развития сфер потребительского рынка позволяет успешно решать вопросы занятости населения: в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании населения работает 15,5% от общего числа занятых в экономике области. Вклад торговли и общественного питания в валовой региональный продукт возрос до 10%.

Качественные изменения структуры формирования оборота розничной торговли проявляются в повышении роли организованного рынка. Удельный вес крупных и средних организаций в обороте розничной торговли возрос в истекшем году до 45,9%, доля малых предприятий составила 20,5%, индивидуальных предпринимателей - 19,5% при одновременном снижении (на 2,2 процентных пункта) удельного веса вещевых, смешанных и продовольственных рынков до 14,2%.

Однако, доля современных форматов торговли низка: в настоящее время в области 98 торговых организаций, насчитывающих пять и более территориально-обособленных объектов, объединяют 1423 торговых объекта, что составляет лишь 20% от розничной торговой сети.

В макроструктуре оборота розничной торговли (соотношение продовольственных и непродовольственных товаров), являющейся важным качественным индикатором рынка, непродовольственные товары занимают около половины (49,2%).

Учитывая повышение уровня реальных денежных доходов населения и социального обеспечения, прогнозируется увеличение оборота розничной торговли в 2007 г. в товарной массе на 19% по отношению к предыдущему году. В 2008-2010 гг. предполагается сохранение высоких темпов развития розничной торговли региона. Среднегодовой прирост по первому варианту 17%, по второму - 17,5% в сопоставимых ценах, что означает удвоение объемов к 2010 г. в сравнении с 2005 г.

В номинальном выражении оборот розничной торговли увеличится с 40,7 млрд. руб. в 2006 г. до 96,9 млрд. руб. по первому варианту прогноза и до 97,3 млрд. руб. по второму варианту в 2010 г.

Предполагается улучшение макроструктуры оборота розничной торговли - доля непродовольственных товаров, по оценке, увеличится до 51-52%.

Ускорение темпов роста наблюдается также и в общественном питании. В 2006 г. индекс физического объема оборота общественного питания составил по области 110,1% (1,9 млрд.руб.).

В прогнозируемом периоде среднегодовой прирост оборота общественного питания области по первому варианту предположительно превысит 7,4%, по второму варианту - 8,2% в сопоставимых ценах и составит 3,4 - 3,44 млрд. рублей.

Поступательному развитию торгового бизнеса способствует реализация инвестиционных проектов. В 2006 г. наряду с традиционными операторами розничного рынка в регион пришли «ГРОССМАРТ», «СПАР», «КОПЕЙКА». В текущем году начнется строительство первого гипермаркета сети «ГЛОБУС». Инвестиционные портфели многих из них, озвученные в ходе презентаций, превышают 100 млн. долл., что создает серьезные предпосылки для быстрого развития и позволяет заметно в ближайшее время поднять стандарты качества и безопасности обслуживания жителей области.

Развитие рынка платных услуг населению в значительной степени подвержено влиянию ценового фактора. Рост цен на платные услуги по-прежнему значительно опережает рост цен на товары. Индекс цен на платные услуги в 2006 г. составил 118,9% к предыдущему году, на товары соответственно - 106,6%.

Структура объема платных услуг, оказываемых населению области в 2006 г., сложилась следующим образом: более 70% приходится на услуги, «обязательные» к оплате: жилищно-коммунальные (доля в общем объеме услуг составила 37,7%), услуги связи (20,5%), услуги пассажирского транспорта (12%).

Удельный вес бытовых услуг составил в 2006 году 11,8%, их объем превысил 2 млрд. рублей (103,4% к 2005 г.).

Наиболее востребованы следующие виды бытовых услуг: ремонт и строительство жилья (доля в общем объеме 44,5%), услуги парикмахерских (10,8%), ремонт и пошив одежды (9%), ремонт и техобслуживание автомототранспортных средств (7,1%). Последний вид услуг в 2006 г. развивался наиболее быстрыми темпами (113,6% к предыдущему году).

С учетом платежеспособного спроса населения в 2007 г. общий объем оказываемых платных услуг предположительно превысит 21 млрд.рублей, рост к 2006 г. - 106,7%. На формирование объема услуг в прогнозируемом периоде существенное влияние по-прежнему будет оказывать ценовая политика по регулированию цен и тарифов в ЖКХ.

По оценке объем платных услуг населению области до 2010 г. увеличится по первому варианту на 27,2%, по второму варианту - 28,4% к уровню 2006 г. и составит 35,2 - 35,8 млрд. рублей.

Определяющим фактором развития рынка услуг в среднесрочной перспективе будет оставаться динамика темпов роста платежеспособного спроса населения, политика по регулированию цен на отдельные виды платных услуг.

При прогнозировании объемов транспортных услуг принималось во внимание ежегодное увеличение тарифов на перевозки грузов и пассажиров всеми видами транспорта общего пользования, а также наметившаяся тенденция к некоторому снижению спроса на пассажирские перевозки автомобильным и городским электрическим транспортом в связи с увеличением числа личного автотранспорта.

Снижение темпов роста коммунальных услуг, оплаченных населением области в 2006 г., вызвано наличием дебиторской задолженности организаций ЖКХ, а также мерами, принимаемыми жителями по ресурсосбережению. Прогнозируемые показатели развития объемов жилищных и коммунальных услуг населению разработаны с учетом предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан, утвержденных Федеральной службой по тарифам.

Объем туристических услуг в ближайшие годы будет расти вследствие увеличения объемов продаж, обусловленного развитием туристской инфраструктуры (в значительной степени гостиничного сектора), а также объемов реализации выездных туров. Кроме того, предполагается увеличение количества субъектов туристического рынка области вследствие отмены с 2007 г. лицензирования турагентской и туроператорской деятельности.

Рост услуг физической культуры и спорта в 2006 г. (120,6%) был обусловлен существенным ростом абонементных (платных) групп обслуживания. В 2007-2010 гг. планируется стабильный рост услуг, оказываемых спортивными организациями.

В развитии ветеринарных услуг отмечается стабилизация объемов. Однако, в связи с предстоящими изменениями законодательства о ветеринарии, возможно уменьшение доли платных услуг, оказываемых государственными ветеринарными учреждениями.