Данная Концепция определяет основные направления организации региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования Владимирской области на период 2005-2008гг. с целью обеспечения доступного качественного образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами и реализации политики кадрового обеспечения социально-экономического развития Владимирской области.
Региональная сеть учреждений начального и среднего профессионального образования, расположенная на территории Владимирской области, включает 56 учебных заведений, в том числе 41 учреждение начального профессионального образования и 15 учреждений среднего профессионального образования, в которых обучается 20 тыс. человек по 123 профессиям и специальностям.
В условиях ожидаемого в регионе демографического спада контингент учащихся сократится на одну треть, что создает резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационального использования сети профессионального образования.
На современном этапе развития региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования обострились проблемы, требующие кардинального решения.
К наиболее актуальным относятся:
- устаревшая учебно-материально-техническая база, в настоящее время в 40 % учреждений начального и среднего профессионального образования учебно-материально-техническая база не соответствует современным требованиям, здания учреждений, оборудование, техника требуют капитального ремонта или замены, проблема осложняется сокращением инвестиций предприятий и организаций в развитие учебно-материальной базы учреждений начального и среднего профессионального образования;
- недостаточное кадровое обеспечение, положение усугубляется невысоким уровнем квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения (высшее профессиональное образование имеют 60 % педагогического состава, средний возраст мастеров производственного обучения 55 лет);
- отсутствие достаточных средств на приобретение учебной литературы, учебно-наглядных пособий, оборудования, инструментов;
- низкий уровень финансовой обеспеченности, при достаточно высоких удельных затратах бюджета на одного обучающегося в учреждениях начального профессионального образования, что объясняется неполной наполняемостью групп;
- отсутствие общежитий в учреждениях начального и среднего профессионального образования негативно влияет на организацию учебно-воспитательного процесса, снижает возможности миграции молодежи с целью получения необходимого образования (не достает 1100 мест);
- перечень профессий (специальностей), которые реализуются в учреждениях профессионального образования, не всегда отвечают запросам регионального рынка труда на подготовку квалифицированных кадров.
Для решения перечисленных проблем необходим комплексный подход, учитывающий социокультурный статус учреждений начального и среднего профессионального образования, демографическое состояние Владимирской области, накопленный позитивный опыт, традиции начального и среднего профессионального образования и систематический анализ перспективных потребностей регионального рынка труда.
Цель организации региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования состоит в обеспечении современного и качественного образования через создание укрупненных образовательных учреждений и интегрированных учебных комплексов в соответствии с потребностями личности и социального заказа на кадры путем создания механизма устойчивого развития системы профессионального образования.
Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие взаимосвязанные задачи:
1. Разработка новых нормативных правовых актов по вопросам функционирования и развития учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Владимирской области.
2. Создание новых экономических механизмов ресурсного и финансового обеспечения организации и совершенствования региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе путем привлечения дополнительных экономических ресурсов.
3. Создание укрупненных и интегрированных учреждений начального и среднего профессионального образования, разработка и внедрение в практику новых моделей реструктуризации сети учреждений, за счет объединения в комплексы для рациональной образовательной деятельности в территориях, статусного самоопределения, внедрения дистанционных форм и средств обучения.
4. Подготовка квалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с региональным перечнем профессий и специальностей, с учетом изменений рынка труда и потребностей экономики Владимирской области.
5. Кадровое обеспечение учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе управленческого и технического персонала.
6. Реализация управления качеством профессионального образования через введение регионального компонента содержания профессионального образования.
Реализация Концепции организации региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования предусматривает 2 этапа.
Первый этап - 2005-2006 г.г.
Конечный результат этапа - создание региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования, отвечающей образовательным потребностям населения и изменениям квалификационной структуры кадров для различных отраслей экономики области.
Второй этап - 2007-2008 г.г.
Конечный результат этапа - модернизация содержания начального и среднего профессионального образования области и обеспечение его конкурентоспособности на рынке труда.
В целях формирования единого регионального профессионально-образовательного пространства, позволяющего минимизировать издержки финансирования, сконцентрировать усилия на главных направлениях в области подготовки квалифицированных кадров на базе консолидации всех социальных партнеров. Организацию региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования предполагается проводить по следующим основным направлениям:
1. Принятие на областной бюджет учреждений начального (41) и среднего (6) профессионального образования.
2. Определение потребности в бюджетных местах учреждений профессионального образования для реализации государственных гарантий и равных возможностей молодежи в получении полноценного профессионального образования и профессиональной подготовки.