ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 декабря 2004 года N 635
Об организации региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования Владимирской области
(Утратило силу:
постановление Губернатора Владимирской области от 16.03.2010 N 283, НГР: ru33000201000173)
Во исполнение Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации", на основании статьи 5 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), в целях обеспечения гражданам получения общедоступного и бесплатного начального профессионального образования и среднего профессионального образования на конкурсной основе и удовлетворения регионального рынка труда в квалифицированных специалистах и рабочих кадрах, постановляю:
1. Утвердить концепцию организации региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования согласно приложению N 1.
2. Утвердить региональный перечень профессий и специальностей, подготавливаемых в учреждениях начального и среднего профессионального образования, на 2005 год согласно приложению N 2.
3. Возложить на департамент образования администрации области (М.В.Корешков) ответственность за реализацию концепции организации региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования.
4. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Губернатора области Е.А.Завьялова.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области Н.В.Виноградов
Приложение N 1
к постановлению Губернатора области
от 02.12.2004 N 635
Данная Концепция определяет основные направления организации региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования Владимирской области на период 2005-2008гг. с целью обеспечения доступного качественного образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами и реализации политики кадрового обеспечения социально-экономического развития Владимирской области.
Региональная сеть учреждений начального и среднего профессионального образования, расположенная на территории Владимирской области, включает 56 учебных заведений, в том числе 41 учреждение начального профессионального образования и 15 учреждений среднего профессионального образования, в которых обучается 20 тыс. человек по 123 профессиям и специальностям.
В условиях ожидаемого в регионе демографического спада контингент учащихся сократится на одну треть, что создает резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационального использования сети профессионального образования.
На современном этапе развития региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования обострились проблемы, требующие кардинального решения.
К наиболее актуальным относятся:
- устаревшая учебно-материально-техническая база, в настоящее время в 40 % учреждений начального и среднего профессионального образования учебно-материально-техническая база не соответствует современным требованиям, здания учреждений, оборудование, техника требуют капитального ремонта или замены, проблема осложняется сокращением инвестиций предприятий и организаций в развитие учебно-материальной базы учреждений начального и среднего профессионального образования;
- недостаточное кадровое обеспечение, положение усугубляется невысоким уровнем квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения (высшее профессиональное образование имеют 60 % педагогического состава, средний возраст мастеров производственного обучения 55 лет);
- отсутствие достаточных средств на приобретение учебной литературы, учебно-наглядных пособий, оборудования, инструментов;
- низкий уровень финансовой обеспеченности, при достаточно высоких удельных затратах бюджета на одного обучающегося в учреждениях начального профессионального образования, что объясняется неполной наполняемостью групп;
- отсутствие общежитий в учреждениях начального и среднего профессионального образования негативно влияет на организацию учебно-воспитательного процесса, снижает возможности миграции молодежи с целью получения необходимого образования (не достает 1100 мест);
- перечень профессий (специальностей), которые реализуются в учреждениях профессионального образования, не всегда отвечают запросам регионального рынка труда на подготовку квалифицированных кадров.
Для решения перечисленных проблем необходим комплексный подход, учитывающий социокультурный статус учреждений начального и среднего профессионального образования, демографическое состояние Владимирской области, накопленный позитивный опыт, традиции начального и среднего профессионального образования и систематический анализ перспективных потребностей регионального рынка труда.
Цель организации региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования состоит в обеспечении современного и качественного образования через создание укрупненных образовательных учреждений и интегрированных учебных комплексов в соответствии с потребностями личности и социального заказа на кадры путем создания механизма устойчивого развития системы профессионального образования.
Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие взаимосвязанные задачи:
1. Разработка новых нормативных правовых актов по вопросам функционирования и развития учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Владимирской области.
2. Создание новых экономических механизмов ресурсного и финансового обеспечения организации и совершенствования региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе путем привлечения дополнительных экономических ресурсов.
3. Создание укрупненных и интегрированных учреждений начального и среднего профессионального образования, разработка и внедрение в практику новых моделей реструктуризации сети учреждений, за счет объединения в комплексы для рациональной образовательной деятельности в территориях, статусного самоопределения, внедрения дистанционных форм и средств обучения.
4. Подготовка квалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с региональным перечнем профессий и специальностей, с учетом изменений рынка труда и потребностей экономики Владимирской области.
5. Кадровое обеспечение учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе управленческого и технического персонала.
6. Реализация управления качеством профессионального образования через введение регионального компонента содержания профессионального образования.
Реализация Концепции организации региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования предусматривает 2 этапа.
Первый этап - 2005-2006 г.г.
Конечный результат этапа - создание региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования, отвечающей образовательным потребностям населения и изменениям квалификационной структуры кадров для различных отраслей экономики области.
Второй этап - 2007-2008 г.г.
Конечный результат этапа - модернизация содержания начального и среднего профессионального образования области и обеспечение его конкурентоспособности на рынке труда.
В целях формирования единого регионального профессионально-образовательного пространства, позволяющего минимизировать издержки финансирования, сконцентрировать усилия на главных направлениях в области подготовки квалифицированных кадров на базе консолидации всех социальных партнеров. Организацию региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования предполагается проводить по следующим основным направлениям:
1. Принятие на областной бюджет учреждений начального (41) и среднего (6) профессионального образования.
2. Определение потребности в бюджетных местах учреждений профессионального образования для реализации государственных гарантий и равных возможностей молодежи в получении полноценного профессионального образования и профессиональной подготовки.
3. Разработка объема финансирования по среднегодовой численности обучающихся - получателей средств областного бюджета, с учетом опережающего развития потребностей рынка труда Владимирской области.
4. Определение основных критериев оценки учреждений начального и среднего профессионального образования как получателей средств областного бюджета.
5. Оптимизация бюджетных средств через реструктуризацию сети учреждений начального и среднего профессионального образования.
6. Определение перечня подготовки профессий и специальностей в учреждениях начального и среднего профессионального образования на основании областного среднесрочного (3 - 5 лет) заказа на квалифицированные кадры, полученного от управления по труду администрации Владимирской области.
7. Ежегодный пересмотр регионального перечня профессий и специальностей и рассмотрение данного перечня на коллегии департамента образования.
8. Ликвидация, реорганизация учреждений в другие организационно-правовые формы в целях исключения дублирования профессий и специальностей подготовки специалистов в соответствии с областным среднесрочным заказом на кадры.
Создание укрупненных и интегрированных учебных комплексов учреждений начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих высокое качество знаний обучающихся и непрерывное профессиональное образование.
9. Создание системы независимого контроля качества профессионального образования в региональной сети начального и среднего профессионального образования.
10. Создание центров и систем дистанционного обучения в районах с недостаточным развитием современных средств коммуникаций.
Важнейшими элементами механизма организации сети являются:
1. Создание нормативной правовой основы регионализации начального и среднего профессионального образования (февраль-март 2005 г.).
2. Реструктуризация сложившейся сети профессионально-образовательных учреждений с учетом удовлетворения экономики области в квалифицированных кадрах (апрель 2005 г).
3. Формирование среднесрочного и перспективного (3-5 лет) заказа на кадры для учреждений начального и среднего профессионального образования управлением по труду и получение от департамента федеральной государственной службы занятости населения по Владимирской области данных о наиболее востребованных квалифицированных рабочих и специалистах (ежегодно, ноябрь - декабрь).
4. Рассмотрение регионального перечня профессий (перспективного и на следующий учебный год) на коллегии департамента образования с учетом процентного соотношения по отраслевой занятости населения и гендерных особенностей и с последующим утверждением постановлением Губернатора области (ежегодно, декабрь).
5. Проведение расчета потребности финансирования на последующие годы с учетом перспективного заказа на кадры и демографической ситуации (ежегодно, май).
6. Привлечение инвестиций для учреждений профессионального образования (ежегодно).
7. Разработка и утверждение региональных компонентов государственных образовательных стандартов по всем подготавливаемым профессиям и специальностям (1 раз в 5 лет).
8. Согласование учебных программ подготовки квалифицированных кадров с руководителями предприятий и организаций, предоставляющими базы для организации профессиональной практики и рабочие места выпускникам (ежегодно, май - июнь).
9. Отработка государственно-общественной модели управления и контроля качества профессионального образования через создание программ развития учреждений, консолидацию всех социальных партнеров (постоянно).
10. Создание Координационных советов по кадровой политике при главах муниципальных образований (2005 г.) и Консультационного совета по кадровой политике при администрации Владимирской области (2005 г.).
11. Создание условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации населения из категории безработных граждан.
12. Интеграция допрофессиональной подготовки школьников и получения профессионального образования (средняя общеобразовательная школа - начальное профессиональное образование - среднее профессиональное образование).
13. Оптимизация организационно-управленческих структур учреждений начального и среднего профессионального образования:
- введение маркетинговых служб;
- создание кафедры профессионального образования (во Владимирском областном институте усовершенствования учителей).
Приложение N 2
к постановлению Губернатора области
от 02.12.2004 N 635
1. Промышленность
1.1. Наладчик станочного оборудования
1.2. Радиомеханик
1.3. Сварщик
1.4. Слесарь
1.5. Станочник (металлообработка)
1.6. Контролер станочных и слесарных работ
1.7. Токарь-универсал
1.8. Фрезеровщик-универсал
1.9. Шлифовщик-универсал
1.10. Кузнец ручной ковки
1.11. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
1.12. Контролер кабельного производства
1.13. Контролер в металлургии