Созданная в области структура управления системой образования обеспечивает ее функционирование и дальнейшее развитие. В управлении образованием используется программно-целевой метод. Сложилась широкая практика межведомственного взаимодействия при решении наиболее сложных проблем образования области.
Сфера образования объединила представителей всех ведомств социальной сферы с целью построения единых технологий развития и социализации детей, обеспечения и сохранения их здоровья, создания безопасного пространства жизнедеятельности ребенка.
Задачи модернизации образования выдвигают новые требования к системе управления образованием. Она должна стать более гибкой и динамичной, особенно в нижних эшелонах управления, более открытой, информационно и технологически оснащенной, нацеленной на обеспечение развития образования, его доступности, высокого качества и эффективности. Особого внимания требует проблема повышения профессионального уровня управленческих кадров.
Решение названных проблем может быть достигнуто при концентрации усилий на следующих основных направлениях:
1) оптимизация системы управления образованием и оценки эффективности управленческой деятельности:
- унификация системы управления образованием;
- отработка моделей вертикального и горизонтального построения систем управления образованием;
- оптимизация и координация деятельности служб, осуществляющих функции контроля в системе образования;
- расширение деятельности методических служб в соответствии с основными задачами и направлениями модернизации образования; построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга передовых образовательных практик; лабораторий перспективного опыта педагогических мастерских на базе инновационных образовательных учреждений и др.;
- отработка системы диагностики профессионального уровня руководителей образовательных учреждений и мониторинга управленческой деятельности на уровне муниципальных округов и образовательных учреждений;
- расширение открытости и гласности управленческой и образовательной деятельности;
2) развитие государственно-общественных форм управления образованием:
- организация работы по формированию общественного мнения о повышении значимости общественных механизмов управления качеством образования;
- создание общественных советов по вопросам образования в муниципальных образованиях;
- подготовка методических рекомендаций по работе попечительских советов и фондов попечителей, советов родительской и ученической общественности;
3) управление развитием образования:
- создание целостной многоуровневой и многофункциональной системы экспериментальных площадок как опорного механизма управления развитием образования;
- разработка механизма выявления общественно-педагогических инициатив, проведения их экспертизы, проектного оформления и создания условий для их реализации;
- создание системы постоянного мониторинга развития управления образованием;
- проведение социологического мониторинга среди участников образовательного процесса для прогнозирования значимости изменений в системе образования;
4) формирование независимой системы оценки качества образования:
- обновление содержания, механизмов и процедур аттестации образовательных учреждений с учетом задач модернизации образования;
5) информатизация системы управления образованием и создание оптимальной сети информационно-справочных центров для работников образования и жителей:
- формирование единой информационной сети системы образования;
- создание справочно-информационной службы по вопросам образования для жителей округов, городов и районов области;
6) подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих работников образования:
- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников образовательных учреждений;
- разработка комплекса программ для системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников образования, обеспечивающих их финансово-экономическую, нормативную правовую, психолого-педагогическую и управленческую компетентность;
7) оптимизация межведомственного и межотраслевого взаимодействия в системе управления образованием: