Действующий

Об основных направлениях модернизации образования Владимирской области до 2010 года

I. СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В настоящее время в системе образования функционирует 1552 государственных и муниципальных образовательных учреждения, в которых обучается и воспитывается 390 тысяч человек, или 1/4 часть населения.

Владимирская область - одна из немногих, где создано региональное воспитательное пространство, в основе которого расширяющаяся сеть базовых образовательных учреждений различного типа и вида со сложившимися воспитательными системами гуманистического характера. В области создано около 300 детских общественных организаций, которые объединяют более 100 тысяч школьников.

Опыт создания и функционирования гуманистических воспитательных систем и воспитательного пространства региона получил высокую оценку Министерства образования в 2002 году, а отдел образования округа Кольчугино является опытно-экспериментальной площадкой Российской академии образования по теме "Создание воспитательного пространства малого города".

Результатом комплексных мер органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних стало снижение уровня подростковой преступности.

В 2003 году область включилась в федеральный эксперимент по реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений с целью отработки эффективных моделей образовательных учреждений, обеспечивающих качественное образование учащихся. В настоящее время определены муниципальные образования и образовательные учреждения - участники эксперимента: Буторлинская школа округа Вязники, Симская школа Юрьев-Польского района, Никологорская школа округа Вязники, Лесниковская школа Гусь-Хрустального района.

Стратегической линией развития профессионального образования области является обновление перечня профессий в соответствии с потребностями регионального рынка труда, отработка механизмов межведомственного взаимодействия с управлением по труду администрации области и службами занятости, формирование комплексов непрерывного профессионального образования.

Значительное место в истекший период было отведено проработке вопросов, связанных с формированием независимой системы аттестации и контроля качества образования. В 2002 - 2003 учебном году департамент образования перешел на новую технологию аттестации образовательных учреждений, позволяющую определять не только качество знаний учащихся, но и уровень профессионализма педработников, уровень управления процессом образования в целом. Не менее важным инструментом осуществления государственного контроля качества образования является открытие в 2003 году государственного учреждения "Центр экспертизы образовательной деятельности".

Деятельность системы образования области соответствует общей направленности федеральной политики в области образования. В областном бюджете предусматриваются целевые субсидии, субвенции муниципальным образованиям:

- на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственных образовательных программ;

- на содержание детских домов и школ-интернатов для детей-сирот;

- на выплату пособий детям, находящимся под опекой;

- на оплату расходов приемных семей.

Во всех территориях погашены долги за прошлые годы и производится выплата за текущие месяцы по книгоиздательской продукции педагогическим работникам, по оплате коммунальных услуг учителям села. Выплата заработной платы и отпускные работникам образовательных учреждений осуществляется в полном объеме и в установленные сроки.

Меры, предпринимаемые по социальной поддержке педагогов, особенно молодых специалистов, результативны: в образовательные учреждения области пришли на работу в 2001 г. 260 молодых специалистов, в 2002 г. - 275, в 2003 г. - 296.

Ежегодно увеличивается объем расходов на образование, который составляет 1/3 расходов консолидированного бюджета области.

За счет средств областного бюджета ежегодно приобретаются школьные учебники на сумму 5,0 млн. рублей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. находящихся под опекой и попечительством, детей-инвалидов, детей одиноких матерей (отцов), из многодетных малообеспеченных семей, детей военнослужащих срочной службы, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, беженцев и вынужденных переселенцев, безработных родителей, состоящих на учете в службе занятости, детей, чьи родители погибли в местах боевых действий, а также детей из семей, в которых среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум.

Ежегодно привлекаются средства федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ и проектов для развития материальной базы образовательных учреждений области.

В то же время следует отметить, что часть учащихся имеет низкую мотивацию учебной деятельности. На региональном рынке труда отмечается снижение спроса на некоторые специальности, полученные в учреждениях профессионального образования.

Выделенные бюджетные средства расходуются на заработную плату сотрудников, компенсацию на книгоиздательскую продукцию, оплату коммунальных услуг и частично на питание учащихся образовательных учреждений. Недостаточно выделяется средств на восстановление и обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений, которая не соответствует современным требованиям и часто не отвечает санитарным нормам, вследствие чего отдельным учреждениям в выдаче лицензии на образовательную деятельность отказано.

Сложившаяся в области система переподготовки, повышения квалификации, аттестации, оценки и вознаграждения руководящих работников всех уровней региональной системы образования не всегда обеспечивает качественное изменение их управленческой деятельности. Повышение квалификации педагогических работников нередко не приводит к значимому изменению в результативности их деятельности. Аттестация кадров, как правило, служит одним из средств повышения размеров заработной платы работников образования.

Продолжается "старение" педагогических и руководящих кадров учреждений образования области, отток из региональной системы образования в другие сферы высококвалифицированных специалистов.

В педагогическом процессе образовательных учреждений преобладают репродуктивные технологии обучения, учащиеся находятся в позиции пассивного "объекта", что не позволяет им, в конечном итоге, осуществлять выбор поведения, содержания образования, видов деятельности, ставить цели и использовать для их достижения адекватные средства.

Наблюдается разрыв между декларируемыми и фактически реализуемыми в учреждениях образования целями и ценностями. Существенны различия в качестве образования выпускников городских и сельских малочисленных школ.

Анализ положения дел в разрезе названных приоритетов - "доступность, качество, эффективность" - позволяет выделить проблемные зоны, которые определяют основные направления модернизации образования области.

1. Проблемы в области обеспечения равного доступа к качественному образованию:

- усиливающееся социальное расслоение общества сопровождается поляризацией сферы образования, ростом числа учащихся, не обеспеченных заботой и поддержкой родителей, а также уходом части квалифицированных педагогов в другие сферы;

- потеря значительной частью молодежи социальных ориентиров, рост скрытого отсева учащихся из образовательных учреждений, снижение грамотности подростков, увеличение потребления молодежью наркотических и одурманивающих средств;

- рост социальной безнадзорности детей и подростков, несовершенство системы учета детей школьного возраста;

- недостаточность мест в общеобразовательных учреждениях для обучения всех детей школьного возраста в первую смену;