Действующий

Об основных направлениях модернизации образования Владимирской области до 2010 года


1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ДОСТУПНОСТИ
КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Задача обеспечения государственных гарантий равенства детей в получении качественного образования, задача "качественное образование - каждому ребенку Владимирской области" становится сегодня одной из важнейших и наиболее актуальных.

Решение данной задачи предполагает, во-первых, выравнивание социальных возможностей и условий для получения качественного образования всеми детьми (в частности за счет адресной социальной помощи детям из малоимущих семей), а, во-вторых, выравнивание образовательных возможностей и условий.

Это, в свою очередь, требует выведения на должный уровень качества не только деятельности отдельных образовательных учреждений повышенного уровня, но и массовой школы, а также таких структурных изменений в системе образования, которые обеспечили бы ее соответствие текущим и перспективным образовательным потребностям региона и его населения, специфическим образовательным запросам разных категорий детей.

В этой связи наиболее актуальными становятся следующие направления деятельности:

1) обеспечение социальных и педагогических условий равного образовательного старта:

- создание на основе современных информационных технологий системы учета детей дошкольного и школьного возраста, посещения ими соответствующих образовательных учреждений и реализации принципа доступности среднего (полного) общего образования;

- создание базы данных о детях, нуждающихся в социальной помощи и медико-психолого-педагогической поддержке, и отработка механизмов оказания такой помощи и поддержки;

- проведение детального изучения (в том числе при аттестации образовательных учреждений) причин всех случаев отсева обучающихся;

- введение технологии педагогической опеки как средства социально-педагогической адаптации, профилактики неуспешности и второгодничества;

- психолого-педагогическое и методическое оснащение системы экстерната и семейного образования;

- создание и обеспечение деятельности справочно-информационной службы по оказанию социально-педагогической помощи обучающимся и их родителям;

- разработка и создание разноуровневой системы родительского всеобуча с использованием информационных ресурсов;

- создание оптимальной сети образовательных учреждений;

2) создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования:

- анализ социально-демографических тенденций в областном социуме, образовательных запросов населения, перспективных направлений развития образования и проектирование на этой основе оптимальной образовательной среды муниципального образования;

- рационализация сети государственных образовательных учреждений в соответствии с образовательными потребностями области;

- отработка моделей образовательных учреждений, расположенных в сельской местности;

- переосмысление традиционных задач вечерних (сменных) школ и их ориентация на решение таких вновь возникших проблем, как: обучение детей подросткового возраста и так называемых "трудных" детей; контингента детей, окончивших 9-е классы специальных школ для детей с отклонениями в развитии; взрослого населения для восстановления функциональной грамотности;

3) оптимизация дошкольного образования:

- развитие новых форм дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет, в том числе путем создания новых вариативных групп кратковременного пребывания; введение разных режимов работы дошкольных образовательных учреждений в соответствии с запросами родителей;

- создание условий для максимального охвата дошкольным воспитанием детей, проведение ранней диагностики развития ребенка, оказание методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому;

- отработка нормативной правовой базы введения долевого финансирования дошкольного воспитания и содержания детей;

- создание системы психологической помощи детям раннего возраста;

4) сохранение и укрепление здоровья и психологическая поддержка обучающихся:

- разработка программ сбережения здоровья обучающихся, нормативной базы и механизмов реализации этих программ;

- оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка (перегруженность учебных программ, несовершенство педагогических технологий, организация режима работы школы и питания обучающихся);

- создание на базе образовательных учреждений центров, содействующих укреплению здоровья обучающихся;

- разработка нормативной правовой и учебно-дидактической базы, обеспечивающей деятельность "школ здоровья" (для детей с хроническими заболеваниями);

- разработка базового комплекта психологических методик оценки психологического развития детей;