Задача обеспечения государственных гарантий равенства детей в получении качественного образования, задача "качественное образование - каждому ребенку Владимирской области" становится сегодня одной из важнейших и наиболее актуальных.
Решение данной задачи предполагает, во-первых, выравнивание социальных возможностей и условий для получения качественного образования всеми детьми (в частности за счет адресной социальной помощи детям из малоимущих семей), а, во-вторых, выравнивание образовательных возможностей и условий.
Это, в свою очередь, требует выведения на должный уровень качества не только деятельности отдельных образовательных учреждений повышенного уровня, но и массовой школы, а также таких структурных изменений в системе образования, которые обеспечили бы ее соответствие текущим и перспективным образовательным потребностям региона и его населения, специфическим образовательным запросам разных категорий детей.
В этой связи наиболее актуальными становятся следующие направления деятельности:
1) обеспечение социальных и педагогических условий равного образовательного старта:
- создание на основе современных информационных технологий системы учета детей дошкольного и школьного возраста, посещения ими соответствующих образовательных учреждений и реализации принципа доступности среднего (полного) общего образования;
- создание базы данных о детях, нуждающихся в социальной помощи и медико-психолого-педагогической поддержке, и отработка механизмов оказания такой помощи и поддержки;
- проведение детального изучения (в том числе при аттестации образовательных учреждений) причин всех случаев отсева обучающихся;
- введение технологии педагогической опеки как средства социально-педагогической адаптации, профилактики неуспешности и второгодничества;
- психолого-педагогическое и методическое оснащение системы экстерната и семейного образования;
- создание и обеспечение деятельности справочно-информационной службы по оказанию социально-педагогической помощи обучающимся и их родителям;
- разработка и создание разноуровневой системы родительского всеобуча с использованием информационных ресурсов;
- создание оптимальной сети образовательных учреждений;
2) создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования:
- анализ социально-демографических тенденций в областном социуме, образовательных запросов населения, перспективных направлений развития образования и проектирование на этой основе оптимальной образовательной среды муниципального образования;
- рационализация сети государственных образовательных учреждений в соответствии с образовательными потребностями области;
- отработка моделей образовательных учреждений, расположенных в сельской местности;
- переосмысление традиционных задач вечерних (сменных) школ и их ориентация на решение таких вновь возникших проблем, как: обучение детей подросткового возраста и так называемых "трудных" детей; контингента детей, окончивших 9-е классы специальных школ для детей с отклонениями в развитии; взрослого населения для восстановления функциональной грамотности;
3) оптимизация дошкольного образования:
- развитие новых форм дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет, в том числе путем создания новых вариативных групп кратковременного пребывания; введение разных режимов работы дошкольных образовательных учреждений в соответствии с запросами родителей;
- создание условий для максимального охвата дошкольным воспитанием детей, проведение ранней диагностики развития ребенка, оказание методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому;
- отработка нормативной правовой базы введения долевого финансирования дошкольного воспитания и содержания детей;
- создание системы психологической помощи детям раннего возраста;
4) сохранение и укрепление здоровья и психологическая поддержка обучающихся:
- разработка программ сбережения здоровья обучающихся, нормативной базы и механизмов реализации этих программ;
- оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка (перегруженность учебных программ, несовершенство педагогических технологий, организация режима работы школы и питания обучающихся);
- создание на базе образовательных учреждений центров, содействующих укреплению здоровья обучающихся;
- разработка нормативной правовой и учебно-дидактической базы, обеспечивающей деятельность "школ здоровья" (для детей с хроническими заболеваниями);
- разработка базового комплекта психологических методик оценки психологического развития детей;