ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  

от 9 ноября 2004 года N 600   


Об основных направлениях модернизации
образования Владимирской области до 2010 года



В целях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-Р) и содействия повышению качества образования

постановляю:

1. Утвердить "Основные направления модернизации образования Владимирской области до 2010 года" согласно приложению.

2. Утвердить координатором выполнения мероприятий, намеченных "Основными направлениями", департамент образования администрации области (М.В. Корешков).

3. Рекомендовать руководителям исполнительных органов местного самоуправления:

- принять участие в реализации мероприятий, намеченных "Основными направлениями";

- разработать и утвердить в установленном порядке комплексы мер (программы) модернизации образования на территории муниципальных образований и предусмотреть средства на их реализацию.

4. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на заместителя Губернатора области Е.А. Завьялова.

5. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Владимирской области
Н.В.ВИНОГРАДОВ


Приложение
к Постановлению Губернатора Владимирской области
от 09.11.2004 N 600


Основные направления
модернизации образования Владимирской области до 2010 года


Основные направления модернизации образования Владимирской области до 2010 года являются организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в области образования на территории Владимирской области.

Основные направления разработаны с учетом опыта реализации Комплексных мероприятий по развитию системы образования Владимирской области на 2000 - 2003 гг., утвержденных Постановлением главы администрации Владимирской области от 15.08.2000 N 555.

I. СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В настоящее время в системе образования функционирует 1552 государственных и муниципальных образовательных учреждения, в которых обучается и воспитывается 390 тысяч человек, или 1/4 часть населения.

Владимирская область - одна из немногих, где создано региональное воспитательное пространство, в основе которого расширяющаяся сеть базовых образовательных учреждений различного типа и вида со сложившимися воспитательными системами гуманистического характера. В области создано около 300 детских общественных организаций, которые объединяют более 100 тысяч школьников.

Опыт создания и функционирования гуманистических воспитательных систем и воспитательного пространства региона получил высокую оценку Министерства образования в 2002 году, а отдел образования округа Кольчугино является опытно-экспериментальной площадкой Российской академии образования по теме "Создание воспитательного пространства малого города".

Результатом комплексных мер органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних стало снижение уровня подростковой преступности.

В 2003 году область включилась в федеральный эксперимент по реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений с целью отработки эффективных моделей образовательных учреждений, обеспечивающих качественное образование учащихся. В настоящее время определены муниципальные образования и образовательные учреждения - участники эксперимента: Буторлинская школа округа Вязники, Симская школа Юрьев-Польского района, Никологорская школа округа Вязники, Лесниковская школа Гусь-Хрустального района.

Стратегической линией развития профессионального образования области является обновление перечня профессий в соответствии с потребностями регионального рынка труда, отработка механизмов межведомственного взаимодействия с управлением по труду администрации области и службами занятости, формирование комплексов непрерывного профессионального образования.

Значительное место в истекший период было отведено проработке вопросов, связанных с формированием независимой системы аттестации и контроля качества образования. В 2002 - 2003 учебном году департамент образования перешел на новую технологию аттестации образовательных учреждений, позволяющую определять не только качество знаний учащихся, но и уровень профессионализма педработников, уровень управления процессом образования в целом. Не менее важным инструментом осуществления государственного контроля качества образования является открытие в 2003 году государственного учреждения "Центр экспертизы образовательной деятельности".

Деятельность системы образования области соответствует общей направленности федеральной политики в области образования. В областном бюджете предусматриваются целевые субсидии, субвенции муниципальным образованиям:

- на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственных образовательных программ;

- на содержание детских домов и школ-интернатов для детей-сирот;

- на выплату пособий детям, находящимся под опекой;

- на оплату расходов приемных семей.

Во всех территориях погашены долги за прошлые годы и производится выплата за текущие месяцы по книгоиздательской продукции педагогическим работникам, по оплате коммунальных услуг учителям села. Выплата заработной платы и отпускные работникам образовательных учреждений осуществляется в полном объеме и в установленные сроки.

Меры, предпринимаемые по социальной поддержке педагогов, особенно молодых специалистов, результативны: в образовательные учреждения области пришли на работу в 2001 г. 260 молодых специалистов, в 2002 г. - 275, в 2003 г. - 296.

Ежегодно увеличивается объем расходов на образование, который составляет 1/3 расходов консолидированного бюджета области.

За счет средств областного бюджета ежегодно приобретаются школьные учебники на сумму 5,0 млн. рублей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. находящихся под опекой и попечительством, детей-инвалидов, детей одиноких матерей (отцов), из многодетных малообеспеченных семей, детей военнослужащих срочной службы, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, беженцев и вынужденных переселенцев, безработных родителей, состоящих на учете в службе занятости, детей, чьи родители погибли в местах боевых действий, а также детей из семей, в которых среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум.

Ежегодно привлекаются средства федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ и проектов для развития материальной базы образовательных учреждений области.

В то же время следует отметить, что часть учащихся имеет низкую мотивацию учебной деятельности. На региональном рынке труда отмечается снижение спроса на некоторые специальности, полученные в учреждениях профессионального образования.

Выделенные бюджетные средства расходуются на заработную плату сотрудников, компенсацию на книгоиздательскую продукцию, оплату коммунальных услуг и частично на питание учащихся образовательных учреждений. Недостаточно выделяется средств на восстановление и обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений, которая не соответствует современным требованиям и часто не отвечает санитарным нормам, вследствие чего отдельным учреждениям в выдаче лицензии на образовательную деятельность отказано.

Сложившаяся в области система переподготовки, повышения квалификации, аттестации, оценки и вознаграждения руководящих работников всех уровней региональной системы образования не всегда обеспечивает качественное изменение их управленческой деятельности. Повышение квалификации педагогических работников нередко не приводит к значимому изменению в результативности их деятельности. Аттестация кадров, как правило, служит одним из средств повышения размеров заработной платы работников образования.

Продолжается "старение" педагогических и руководящих кадров учреждений образования области, отток из региональной системы образования в другие сферы высококвалифицированных специалистов.

В педагогическом процессе образовательных учреждений преобладают репродуктивные технологии обучения, учащиеся находятся в позиции пассивного "объекта", что не позволяет им, в конечном итоге, осуществлять выбор поведения, содержания образования, видов деятельности, ставить цели и использовать для их достижения адекватные средства.

Наблюдается разрыв между декларируемыми и фактически реализуемыми в учреждениях образования целями и ценностями. Существенны различия в качестве образования выпускников городских и сельских малочисленных школ.

Анализ положения дел в разрезе названных приоритетов - "доступность, качество, эффективность" - позволяет выделить проблемные зоны, которые определяют основные направления модернизации образования области.

1. Проблемы в области обеспечения равного доступа к качественному образованию:

- усиливающееся социальное расслоение общества сопровождается поляризацией сферы образования, ростом числа учащихся, не обеспеченных заботой и поддержкой родителей, а также уходом части квалифицированных педагогов в другие сферы;

- потеря значительной частью молодежи социальных ориентиров, рост скрытого отсева учащихся из образовательных учреждений, снижение грамотности подростков, увеличение потребления молодежью наркотических и одурманивающих средств;

- рост социальной безнадзорности детей и подростков, несовершенство системы учета детей школьного возраста;

- недостаточность мест в общеобразовательных учреждениях для обучения всех детей школьного возраста в первую смену;

- в образовательных учреждениях допускаются нарушения правил пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм, что в первую очередь обусловлено недостаточностью финансирования;

- быстрый рост числа учащихся, не обладающих достаточным знанием русского языка, в том числе и тех, для кого он является родным;

- недостаточное развитие и разнообразие сети дошкольных образовательных учреждений и форм, оказываемых ими образовательных услуг;

- сеть образовательных учреждений порой формируется стихийно, не всегда соответствует демографической структуре, что приводит к снижению эффективности образовательной деятельности, к диспропорции спроса и предложении образовательных услуг;

- система дополнительного образования слабо связана с образовательными учреждениями, не обеспечивает в полной мере реализацию запросов и интересов детей и подростков.

2. Проблемы в сфере повышения качества образования:

- содержание образования в значительной мере устарело, не соответствует потребностям современного общества; оно предельно перегружено второстепенным информационным материалом и не несет в себе необходимого деятельностного, развивающего начала, не позволяет обеспечить необходимый уровень индивидуализации обучения;

- утеряна практическая направленность преподаваемых предметов;

- общеобразовательная школа не обеспечивает современное качество подготовки в коммуникативной сфере (в том числе - в русском, иностранном языках), в социально-экономической области и информационных технологиях; организация образовательного процесса, в том числе занятия по физической культуре, не всегда соответствуют требованиям укрепления здоровья и психологической комфортности учащихся;

- уклад образовательных учреждений не всегда соответствует требованиям современной жизни, задачам подготовки школьников к включению в социальную реальность, поддержке личности учащегося, его индивидуальных достижений;

- образование, как и семья, в недостаточной мере реализует воспитывающую функцию в условиях новой социально-экономической реальности, функцию психологической поддержки учащегося; слабо формируется толерантность, способность к осознанному выбору и сопротивлению наркотикам и другим вредным привычкам; недостаточна социальная активность учащихся;

- педагоги не всегда ориентируются на доступный уровень качества преподавания, во многих случаях не учитывают изменений, происходящих в жизни и в образовании;

- большинство школ не всегда располагают необходимым учебным оборудованием, информационными ресурсами, фонды школьных библиотек недостаточно укомплектованы, практически не обновляются и не пополняются;

- в материальном и кадровом отношении образовательные учреждения не готовы к реализации модели открытого образования, к широкому использованию информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе; не создана инфраструктура информатизации, в частности, разработки электронных цифровых учебных изданий;

- не решены многие проблемы, связанные с переходом между ступенями обучения, в том числе - при переходе от среднего образования к высшему;

- не налажено должное взаимодействие общего среднего и профессионального (начального и среднего) образования;

- содержание профессионального образования часто не соответствует потребностям рынка труда, задачам обеспечения конкурентоспособности подготавливаемых кадров;

- недостаточен уровень работы с одаренными детьми, они не всегда обеспечены необходимой педагогической и психологической поддержкой, информационной средой и учебным оборудованием;

- не осуществляется комплексный мониторинг качества образования; нуждается в совершенствовании система лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

3. Проблемы в сфере кадрового обеспечения, экономики образования и управления:

- недостаточен уровень оплаты труда в системе образования, продолжающееся падение престижа профессии педагога, сохраняющийся дефицит и "старение" педагогических кадров;

- недостаточен профессиональный уровень работников образования, особенно в дошкольных учреждениях и в начальной школе, где часть педагогов не имеет высшего образования;

- низок уровень готовности учителей к осуществлению необходимых изменений в области содержания образования, образовательных технологий, индивидуализации процесса обучения, решения воспитательных задач;

- недостаточна эффективность деятельности методических служб в решении проблем обновления образования, их слабая технологическая оснащенность, крайне невысокий уровень использования современных информационных технологий;

- отсутствие статуса юридического лица и хозяйственной самостоятельности у значительной части образовательных учреждений; неподготовленность большинства их руководителей к ведению хозяйственной деятельности и профессиональному менеджменту в новых условиях;

- несформированность единой информационной сети в системе управления образованием; отсутствие необходимых консультационных и справочно-информационных структур для работников образования и населения;

- слабое ресурсное обеспечение системы образования.


II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА

Целью основных направлений модернизации образования области является приведение его в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося региона, создание механизмов устойчивого развития образования, системы его постоянного обновления с учетом социальных и экономических потребностей региона, запросов личности, общества и государства.

Достижение обозначенной цели будет осуществляться за счет интенсивного включения в действие двух основных факторов:

- максимальной мобилизации внутренних ресурсов сферы образования и оптимизации его содержания и структуры, организационных форм и технологий, экономических и управленческих механизмов; использования разнообразных форм стимулирования обновления образования;

- более активного привлечения внешних ресурсов (финансовых, материально-технических, организационных, информационных, кадровых, интеллектуальных и др.), развертывания системы широкого социального партнерства в сфере образования (с использованием средств массовой информации, телекоммуникативных сетей, Интернета, потенциала общественных объединений и организаций).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»