Недействующий

О комплексе мер по реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2006-2007 годы

1. Краткий анализ состояния региональной образовательной системы


В соответствии с инициативами Президента Российской Федерации В.В. Путина, объявленными 5 сентября 2005 года на встрече с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания Российской Федерации и членами президиума Государственного совета Российской Федерации, разработан приоритетный национальный проект "Образование" (далее ПНПО).

В целях обеспечения планомерной реализации мероприятия ПНПО во Владимирской области, координации действий по проекту на региональном и муниципальном уровнях, рабочей группой под руководством заместителя Губернатора по социальной политике С.А. Мартынова, образованной распоряжением Губернатора области от 20.12.2005 N 748-р, подготовлен комплекс мер по реализации приоритетного национального проекта "Образование" во Владимирской области на 2006-2007 годы, который является логическим дополнением основных направлений модернизации образования Владимирской области и способствует определению единой стратегии скоординированного развития всех частей системы образования региона.

Главная задача департамента образования администрации Владимирской области, муниципальных органов управления образованием - создание условий для реализации равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами, склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Использование программно-целевых методов управления системой образования Владимирской области способствовало сохранению основных параметров отрасли, активизации инновационных процессов в органах управления и учреждениях образования.

Значительно увеличены объемы бюджетного финансирования системы образования: расходы области составляют 30,1% бюджета.

На одного учащегося дневной школы в среднем по области направлено в 2005 году 10,5 тысяч рублей в год, что больше 2003 года в 1,3 раза; на одного воспитанника детского дома из бюджета расходовалось около 103,4 тысяч рублей, что больше в 1,2 раза выше отчета 2003 года.

(пункт признан утратившим силу постановлением Губернатора Владимирской области от 06.06.2007 N 395)

Кадровый потенциал системы образования области характеризуется высоким профессиональным уровнем: 90,3% учителей имеют высшее педагогическое образование (2003 год - 90%). Российский показатель - 88,9%.

Средняя заработная плата в образовании выросла по сравнению с прошлым годом в 1,29 раза. Удельный вес доплат и надбавок стимулирующего характера в среднем по области в дневных общеобразовательных школах составляет 16,7%.

Обеспечение безопасности учащихся, воспитанников, работников образовательных учреждений во время их учебной и трудовой деятельности - одна из главных задач департамента образования. Не случайно Законом Владимирской области от 29.12.2004 N 244-03 принята областная целевая программа "Безопасность образовательного учреждения на 2004-2007 годы" на реализацию мероприятий которой направлено 76,966 миллионов рублей, в том числе: из муниципальных бюджетов - 64,315 миллионов рублей, областного бюджета - 5,073 миллионов рублей, из федерального - 7,578 миллионов рублей.

В истекшем году в области реализованы областная целевая программа "Дети Владимирской области" в объеме 5.4 миллиона рублей; федеральные "Дети России" в сумме 682 тысячи рублей, "Развитие единой образовательной информационной среды". В соответствии с нею произведена поставка компьютерного оборудования в 20 сельских школ области и библиотеки 139 общеобразовательных школ на сумму 6.6 миллионов рублей.

Информатизация образовательного процесса стала одним их центральных направлений. В 2004-2005 учебном году в образовательном процессе используются 3072 компьютера (2004 г. - 2689), что в среднем составляет 6 единиц техники на одно учреждение. Оборудовано 355 кабинетов информатики. В 151 школе (27%) обеспечено преподавание информатики со второго класса, в том числе в 60 - с компьютерной поддержкой. Стало нормой технологическое использование компьютера в процессе преподавания других предметов в школе II и III ступени. В 185 школах (33%; 2004 г. - 181 школа) компьютерные технологии используются в преподавании не только предметов естественно-математического цикла, но и в преподавании гуманитарных дисциплин. В 218 школах (39%; 2004 г. -181, 32%) компьютеры находят свое применение во внеурочной деятельности (кружковые занятия, факультативы, управленческая деятельность). 83 школы (2004 г. -38%) используют в образовательном процессе выход в Интернет.

Произошли позитивные изменения в организации системы образования области.

Реализация эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в 111 школах обеспечила содержание начальной школы 5-ю методическими системами.

Эксперимент по реструктуризации сельских школ позволил сформировать новые модели образовательных учреждений, позволяющие объединить ресурсы социальной сферы сельских территорий.

В 128 школах области продолжают экспериментально апробироваться различные варианты учебных планов и моделей организации профессионального обучения.

Расширяется сеть "Школ здоровья", предусматривающих сочетание обучения, воспитания, лечебно-профилактических мероприятий и отдыха.

В области на протяжении многих лет реализуются программы работы с интеллектуально одаренными и высокомотивированными детьми. Школьники и учащиеся проявляют свои способности в различных видах творческой деятельности. До 20 тысяч человек ежегодно принимают участие в предметных олимпиадах, конкурсах проектов, научно практических конференциях по результатам исследовательских работ.

Вместе с тем наблюдается разрыв между декларируемыми и фактически реализуемыми в учреждениях образования целями и ценностями. Существенны различия в качестве образования выпускников городских и сельских малочисленных школ.

Далеко не в полной мере обеспечивается доступность для всех качественного образования; само качество образования отстает от требований времени, что во многом обусловлено недостаточной эффективностью кадрового обеспечения и экономических отношений в образовательной сфере. Не всегда грамотно на местах учитываются имеющиеся ресурсы управления.

Продолжается старение педагогических и руководящих кадров, отток из региональной системы образования в другие сферы высококвалифицированных специалистов.

Комплекс мер по реализации ПНПО направлен на поиск внутренних источников развития, рационального использования накопленного инновационного потенциала образования, потенциала его социальных партнеров