Недействующий

О реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России"

4. Состояние жилищной сферы области


Жилищная проблема во Владимирской области по-прежнему остается острой, а решение ее - актуальным. По состоянию на 1 января 2005 года в очереди на улучшение жилищных условий состоит 40,7 тыс. семей. Число семей, ежегодно получающих жилье и улучшивших жилищные условия, составляет не более 1,2 тыс. семей.

Жилищный фонд области в настоящее время составляет 34,0 млн. кв. м. Существенно изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. Доля частного жилищного фонда в 2005 г. составила более 72% по сравнению с 56% в 1995 г., а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 29 до 27%, в том числе 23,4% составляет муниципальный жилищный фонд. В то же время значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребностям населения не только своими размерами, но и качественными характеристиками. Так, не весь жилой фонд оборудован различными видами благоустройства, например: водопроводом на 76,7%, канализацией 72% и горячим водоснабжением 56%. В сельской местности эти показатели ниже почти в 2 раза.

За 2005 год в области введено жилья 327,1 тыс. кв. м, в том числе индивидуального 134,0 тыс. кв. м, или 41%.

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость механизмов долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья, высокий уровень рисков на рынке жилья и ипотечных кредитов.

Рост объемов жилищного строительства сдерживают административные барьеры, вызывающие длительные сроки формирования разрешительной документации на строительство многоквартирных жилых домов.

Существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой.

Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на низком уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор.

Состояние жилищно-коммунального хозяйства характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Завершение реформы жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить проведение его технологической и управленческой модернизации с привлечением инвесторов и частных инвестиций, формированием реальных собственников жилых помещений в многоквартирных домах с передачей им функций управления общим имуществом многоквартирного дома.

Содержание и использование жилищного фонда социального использования, в первую очередь в целях его предоставления на условиях социального найма малоимущим гражданам, развитие коммунального хозяйства, обеспечение условий для жилищного строительства должно стать объектом пристального внимания органов местного самоуправления.

Для достижения цели по формированию рынка доступного и комфортного жилья в области необходима реализация политики, направленной на повышение платежеспособного спроса населения на жилье через развитие различных форм внебюджетного финансирования, адекватное увеличение объемов предложения жилья через развитие жилищного строительства, а также повышение качества жилищных и коммунальных услуг.

В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, соответствующей рыночной и административной инфраструктур.