Наименование Программы | Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" |
Основания для разработки Программы | Распоряжение Правительства Российской Федерации /content/ngr/RU0000R200304601.html "О разработке проекта федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы", распоряжение Губернатора Владимирской области от 8 декабря 2003 г. N 769-р "О создании рабочей группы для подготовки областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" |
Заказчик Программы | Администрация Владимирской области |
Разработчики Программы | - отдел административных органов администрации области (ОАО); |
Исполнители основных мероприятий Программы | управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Владимирской области (по согласованию); |
(в редакции Закона Владимирской области /content/ngr/RU33DMJ200800568.doc ) | |
Цель и задачи Программы | Основной целью Программы является сокращение масштабов распространения наркомании и связанного с ней социального и экономического ущерба. |
(в редакции Закона Владимирской области /content/ngr/RU33DMJ200800568.doc ) | |
Сроки реализации Программы | 2005-2009 годы |
Объем и источники финансирования Программы | Финансирование Программы осуществляется из областного бюджета, а также может осуществляться из местных бюджетов и вне бюджетных фондов органов местного самоуправления и за счет средств организаций. Объем финансирования Программы из областного бюджета составляет 7093,2 тыс. руб., из которых в 2005 году планируется - 1546,9 тыс. руб. Объем финансирования Программы за счет местных бюджетов и внебюджетных фондов органов местного самоуправления определяется по согласованию, а организаций - на договорной основе |
(в редакции Закона Владимирской области /content/ngr/RU33DMJ200500422.doc , | |
Ожидаемые конечные результаты от реализации Программы | Реализация Программы позволит обеспечить: |
(в редакции Закона Владимирской области /content/ngr/RU33DMJ200800568.doc ) | |
Контроль за реализацией Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляют Губернатор области и Законодательное Собрание области. |
Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" разработана в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. N 1650-р "О разработке проекта федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы", Губернатора Владимирской области от 8 декабря 2003 г. N 769-р "О создании рабочей группы для подготовки областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" и является логическим продолжением антинаркотических мероприятий, осуществленных в рамках областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2004 гг.".
Реализацией предыдущей программы заложены основы областной системы профилактики наркомании, информационного обеспечения этой деятельности. Повысилось качество взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных структур области. Вырос уровень материально-технического обеспечения подразделений правоохранительных органов по борьбе с наркоманией, улучшилась оснащенность специализированных лечебных учреждений необходимым лабораторно-диагностическим оборудованием.
Динамика распространенности наркомании на территории области стабилизировалась на уровне существенно меньшем среднероссийских показателей.
(количество наркоманов на 100 тысяч жителей) | |||||||
Группы населения | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Все население | |||||||
Подростки | |||||||
Женщины |
*) в скобках приведены показатели по Российской Федерации
**) данные 1 квартала 2004 года
Вместе с тем, проблема наркотизации населения остается одной из самых острых социальных проблем. От наркомании область продолжает нести значительные прямые и косвенные потери. Сохраняется на значительном уровне связанная с ней преступность (в 2001 г. зарегистрировано 1082 преступления, 2002 г. - 617, 2003 г. - 675). Ежегодно диагноз "немедицинское потребление наркотиков" вновь получают несколько сотен человек (2001 г. - 295, 2002 г. - 347, 2003 г. - 338). Примерно такое же количество привлекается к уголовной ответственности (в 2001 г. - 455, 2002 г. - 253, 2003 г. - 269). Как правило, эти люди оказываются потерянными для общества.
Среднестатистический наркоман в 80 % случаев знакомится с наркотиками в возрасте от 16 до 25 лет. В возрасте до 17 лет 20 % выявленных потребителей - девочки. Втягивание в наркозависимость чаще всего начинается с наркотиков растительного происхождения. Затем, через потребление наркотиков кустарного производства, наркоманы переходят к наркотикам, полученным промышленным способом, в том числе - синтетическим. Средний срок образования химической зависимости менее года. Наркологические заболевания становятся причиной быстрой инвалидизации и преждевременной гибели лиц, страдающих ими. 75 % наркоманов имеют возраст до 25 лет, наркоманы со стажем более 10 лет вследствие высокой смертности встречаются редко. Основные причины смерти: сердечно-сосудистая недостаточность, передозировка и самоубийство. В течение жизни наркоман склоняет к наркотикам 8-10 человек. 80 % из ВИЧ - инфицированных внутривенные наркоманы. 32 % наркоманов больны гепатитом В, 65 % - гепатитом С.
Наркологические заболевания характеризуются целым рядом системных расстройств. К 3-му году приема наркотиков наблюдается деформация или полное прекращение отношений с семьей, нормальным социальным окружением. Больные быстро теряют привязанности к родителям, близким и друзьям. Возникают устойчивые связи в среде систематических потребителей алкоголя или наркотиков, с криминальными слоями общества. В 90 % случаев происходят отказы от продолжения образования, профессиональной карьеры, уход из дома, утрата жилища, бродяжничество, сопровождаемые морально - нравственной деградацией. Через 2-3 года приема одурманивающих средств 70 % наркоманов идут на любые преступления, в том числе кражи, разбои, грабежи, убийства. В девяти из десяти случаев сами становятся распространителями наркотиков.
В исправительных учреждениях области ежегодно содержится от 700 до 800 осужденных за незаконный оборот наркотических средств со средним сроком наказания - 3,5 года (на апрель 2004 года 708 осужденных, 75 % жители Владимирской области). Каждый четвертый - состоит на учете, как склонный к немедицинскому потреблению наркотиков, а каждый седьмой - приговорен к принудительному лечению от наркомании. 80 % в возрасте 23 - 28 лет. Средний "стаж" потребления наркотиков - 4 года. 90 % из них имеют вторую и более судимость. Продолжительность нахождения на свободе до очередного осуждения - один-два года.
Среди наркоманов 75 % лиц выходцы из так называемых неблагополучных семей (неполные семьи, семьи алкоголиков и наркоманов). Емкость потенциальной базы распространения наркотизма не снижается. По области в социально опасном положении находится свыше 4 тысяч семей, в которых около 8 тысяч детей. На учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит 3980 несовершеннолетних, из них 975 безнадзорных, 1231 подросток (26 подростков употребляют наркотики, 458 - психоактивные вещества, 747 - алкоголь). Больше всего этих подростков проживает в г. Владимире - 325, г. Коврове - 304, округе Александров - 72, округе Кольчугино - 71.
Серьезно ограничить доступность наркотиков пока не удается. Их незаконный оборот на территории России, включая Владимирскую область, все более приобретает черты агрессии. При десятипроцентной (по оценкам экспертов) вероятности попадания в поле зрения правоохранительных органов в области ежегодно изымается десятки килограммов наркотических средств (в 2000 г. - 38,9 кг, 2001 г. - 80,1 кг, в 2002 г. - 55,6 кг, 2003 г. - 88,5 кг). Неуклонно возрастает доля изъятых наркотиков химического происхождения, в том числе - героина (2000 г. - 504 гр., 2001 г. - 1452 гр., 2002 г. - 1664 гр., 2003 г. - 3177 гр., одна доза соответствует примерно 0,1 гр.). Впервые за последние 5 лет изъят кокаин (13,5 граммов).
Нелегальный наркорынок быстро перестраивается с учетом региональных особенностей и финансовых возможностей потребителей. Миграционные процессы, наркотрафик из южных и восточных регионов в столицу создают благоприятные условия для разрастания преступных структур, специализирующихся на незаконном обороте наркотиков. Реклама наркопотребления всеми средствами внедряет в сознание молодежи представление о наркотиках как неотъемлемой составляющей так называемой "клубной культуры". В большей степени опасные тенденции проявляются в городах Владимире, Коврове, Гусь-Хрустальном, округе Александров, Петушинском районе.
Экспертные прогнозы показывают, что в 2005-2009 годах опасность обострения наркоситуации сохранится по следующим направлениям:
- рост спроса на наркотики среди несовершеннолетних и молодежи;
- увеличение числа лиц, больных наркоманией и связанными с ней инфекции-онными заболеваниями;
- возрастание влияния наркотизма на общеуголовную преступность, состояние общественного порядка и экономику;
- вовлечение в мелкооптовую и розничную торговлю наркотиками все большего количества представителей малоимущего населения, прежде всего, несовершеннолетних и безработной молодежи;
- увеличение доли потребления высококонцентрированных наркотиков (героина и амфетаминов).
Эффективность современных медицинских методов лечения наркоманий незначительная. Меры принудительного лечения лиц, признанных больными наркоманией, отменены. У добровольно изъявивших желание избавиться от наркозависимости ремиссия продолжительностью до года отмечается менее чем у двух процентов пролеченных. В этой связи реальные достижения в борьбе с наркоманией в ближайшей перспективе можно связывать, в первую очередь, с профилактикой употребления наркотиков и психоактивных веществ.
Проблемой наркомании на территории области занимается полтора десятка областных и федеральных структур. В середине 2003 года произведена реорганизация системы управления этой деятельностью. Координатором работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ определена специально образованная Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ныне - Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков), ее территориальные управления.
Однако межведомственная разобщенность в работе до конца не преодолена. Остается недостаточным материально-техническое обеспечение правоохранительной деятельности. Не налажена система комплексного эффективного воздействия на группы риска. Не достигнут 100-процентный охват молодежи и подростков мерами первичной профилактики. Отсутствует необходимое количество подготовленных по единой методике специалистов в системе образования, культуры, социальной защиты населения. На всех участках ощущается нехватка современных средств пропаганды, информационно-справочных и наглядных материалов. Антинаркотические установки граждан сформированы недостаточно, большинство продолжает считать проблемы наркомании делом правоохранительных органов и здравоохранения. В ряде территорий не в полной мере реализуются профилактические полномочия органов местного самоуправления. Все это, наряду с непривлекательностью условий для больных в государственных наркологических учреждениях, некорректностью многих публикаций о наркомании в средствах массовой информации существенно снижает совокупный положительный эффект противодействия наркотизации населения.
Как показала практика, в условиях существующих бюджетных ограничений самым эффективным средством решения комплексных задач является программно-целевой метод. Настоящая Программа призвана обеспечить согласованность усилий органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных и контролирующих органов, общественных организаций и граждан по преодолению названных проблем.