Человек, являясь составной частью общества, существует в определенной окружающей среде. В процессе развития цивилизации он пытался все в большей степени удовлетворить свои жизненные потребности.
По мере роста масштабов производства его экологические последствия становились все более серьезными и распространенными, а природные пространства непрерывно сокращались. В.И. Вернадский писал: "Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом встает вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого".
Расширяя сферу своей деятельности, человек начал создавать искусственную среду обитания - техносферу, взамен естественной природной - биосферы.
В настоящее время взаимосвязи между обществом и природой настолько усложнились, что породили глобальную экологическую проблему, которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека природной среды.
Одной из главных причин, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья людей, является загрязнение окружающей среды (в том числе и по причине низкой экологической культуры населения). Именно этот фактор существенно влияет на заболеваемость, смертность, процессы ускорения старения населения и сокращения продолжительности жизни. Уровень общей заболеваемости населения во Владимирской области в 2003 году по-прежнему растет и является выше средних показателей по России. Продолжительность жизни населения составляет в среднем 63,5 лет. Продолжительность жизни мужчин- 56,2 лет, женщин - 71,9 лет.
Природоохранные задачи во Владимирской области должны решаться не только с помощью технических средств, но и путем переориентации ценностей, взглядов и поведения населения в отношении к окружающей природной среде. Необходимо добиваться, чтобы люди осознанно отдавали приоритет вопросам поддержания благоприятного качества окружающей природной среды. В связи с этим уже сегодня возникла необходимость в ускорении формирования нового мышления и мировоззрения. Обязательным становится личное участие каждого человека в решении проблем окружающей среды.
Экологическим просвещением и воспитанием нужно охватить всех членов общества. Поэтому его формы должны соответствовать потребностям, интересам и ценностям различных возрастных групп, с учетом их социально-профессиональной ориентации. Оно должно адаптироваться к различным социально-экономическим и культурным условиям, особенностям жизни современного человека.
В работе по созданию необходимых условий по экологическому просвещению и воспитанию населения области должны быть объединены и скоординированы усилия органов государственной власти, природоохранных, образовательных и общественных организаций, учреждений культуры, спорта и туризма, научных учреждений, средств массовой информации, трудовых коллективов.