Недействующий

ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2005 года N 363

О комплексе мер по экологическому просвещению населения Владимирской области на 2005-2008 гг.

(Утратил силу - постановление Губернатора Владимирской области от 05.04.2010 N 408; НГР: ru33000201000179)

(Изменения:
постановление Губернатора Владимирской области от 19.06.2008 N 449, НГР: ru33000200800263)

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" постановляю:

1. Утвердить Комплекс мер по экологическому просвещению населения Владимирской области на 2005-2008 гг. согласно приложению.

2. Органам администрации области, ответственным за исполнение мероприятий, принять необходимые меры по их реализации.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления округов, городов и районов области принять активное участие в реализации данных мероприятий.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области В.В. Веретенникова.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области Н.В. Виноградов


Приложение
к постановлению Губернатора
области
от 27.06.2005 N 363

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Комплекс мер по экологическому просвещению населения области разработан с целью организации всеобщего непрерывного экологического просвещения населения с использованием нормативных правовых, научно-методических, организационных и информационных механизмов.

Уже сложившаяся в области система экологического просвещения дает положительные результаты. В сфере образования осуществляется подготовка и повышение квалификации кадров, широко развита эколого-просветительская деятельность, функционирует значительное число общественных организаций экологической направленности, создана сеть учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля, развивается международное сотрудничество в области охраны природы и окружающей среды.

Дошкольное экологическое воспитание


В большинстве дошкольных учреждений области созданы условия для развития экологической культуры детей, безусловно способствующие укреплению их здоровья.

В 14 дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) области экологическое направление является одним из основных. Программа экологического образования и воспитания утверждена департаментом образования администрации области, эти ДОУ имеют лицензии на право деятельности.

Наиболее эффективно работают по программе экологического воспитания дошкольников ДОУ N 113 и 15 г. Владимира, N 8 г. Собинки, N 5 г. Радужного, с. Новое Суздальского района.

Общеобразовательная школа


В 262 школах области экологическое направление является приоритетным. В старших классах более чем в 180 школах введен курс "Экология", три школы работают по модели "Экология и диалектика". Наиболее успешно по данному направлению ведется работа в школах N N 15, 28, 35, 36, 40 г. Владимира, N 4 г. Вязники, N 4 г. Гусь-Хрустального, N N 21, 11 г. Коврова, N N 3, 5 г. Мурома, N 7 г. Кольчугино.

Необходимо отметить, что экологическая направленность реализуется через экологизацию содержания естественных наук и интегрирование предметов (биологии-экологии, географии-экологии, физики-экологии, химии-экологии, природоведения, ОБЖ и др.).

Дополнительное образование


Основу эколого-биологического дополнительного образования составляют 4 учреждения: Владимирский областной детский эколого-биологический центр и 3 станции юных натуралистов. Вопросам экологического воспитания подрастающего поколения значительное внимание уделяется во Дворце детского (юношеского) творчества (г. Владимир), Центре детского и юношеского туризма (г.Собинка) и др. Эти учреждения активно участвуют в экспедиционно-исследовательской работе по изучению биоразнообразия в экологическом мониторинге малых рек, особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Они тесно сотрудничают с общеобразовательными школами, развивая мотивацию детей к познанию и творчеству, содействуя личностному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Стремясь к органичному сочетанию в сфере детского досуга различных форм образовательной деятельности, эти учреждения решают проблему занятости детей, сокращая тем самым пространство девиантного поведения. В области расширяется спектр направлений экологического дополнительного образования, стали разнообразнее формы его организации, разрабатываются новые методики, используется накопленный опыт работы. Естественно, повышается уровень требований к результативности деятельности детских творческих объединений.

Проводятся массовые мероприятия областного и местного уровня: научно-практические конференции по экологии, смотры- конкурсы на лучшее образовательное учреждение по экологической и природоохранной работе, конкурсы экологического рисунка и плаката. Интересно проходят Общероссийские Дни защиты от экологической опасности и др.

По итогам областного смотра-конкурса 2003/2004 учебного года по экологии, в котором приняли участие 19 территорий, в области работало 456 объединений эколого-биологического направления (5928 чел.), 196 факультативов (3900 чел.), 47 научных обществ учащихся (926 чел.), постоянно действуют две "Школы юного эколога".

На базе лесхозов создано 37 школьных лесничеств, продолжается работа по реализации программы их развития. По итогам 2003 года Новкинское школьное лесничество Камешковского района признано лучшим в России.

Во внеурочной работе с детьми успешно применяются традиционные формы и методы работы:

-для проведения учебной и экскурсионной работы созданы 152 экологические тропы и 7 музеев природы;

-проведено 7655 экскурсий в природу, 2595 похода по родному краю, 162 эколого-краеведческих экспедиции по комплексному изучению природных объектов;

-организовано 626 школьных и районных выставок по охране природы;

-прочитано свыше 6715 лекций и бесед по природоохранной тематике;

-выращено и посажено 21855 деревьев, 6868 кустарников и около 315400 шт. рассады цветов;

-в рамках различных природоохранных операций изготовлено 3996 птичьих домиков, развешено 6640 кормушек для птиц, оборудована 91 подкормочная площадка.

Развиваются и совершенствуются формы внеурочной работы с детьми:

-в области работает 39 научных обществ учащихся (НОУ), в которых занимаются 1298 школьников. Руководство различными секциями НОУ осуществляют опытные педагоги и ученые вузов (ВГПИ, ВлГУ, КГТА, Нижегородского государственного университета и др.);

-экологические клубы и детские общественные организации ("Евроклуб" - Владимирская ср. шк. N 15, "Экос" - Александровская средняя школа N 5, клубы "Омега" и "Vita" - Муромская средняя школа N 3 и т. д.);

-экологические фестивали и праздники (областной праздник "День птиц", "Дни Оки" - г. Муром, фестиваль "Лазурь" - г. Ковров)

-участие в межрегиональных, Всероссийских и международных акциях, проектах и других массовых мероприятиях ("Друзья заповедного леса", "Птицы города", "Царевна-лягушка" и др.);

-экологические театры и агитбригады (Владимирская школа N 40, N 15, N 28, Мстерский ЦВР округа Вязники и др.);

-летние оздоровительные лагеря (школьных - 308, загородных - 16), в которых около 4212 школьников вели исследовательскую и природоохранную работу в составе 158 экологических отрядов.

Продолжается работа по изучению и описанию природы родного края:

-проведено 162 эколого-краеведческих экспедиции, 216 экологических разведок, 851 экологических десантов по улучшению состояния окружающей среды и рекультивации природных ландшафтов;

-организована 141 экспедиция по обследованию водоемов и малых рек области.

Вузовское и послевузовское образование


Во Владимирском государственном университете в 1990 году на факультете химии и экологии создана кафедра экологии. В настоящее время университетом выпускаются специалисты: экологи, биологи, инженеры-экологи. За последние годы подготовлено около 330 специалистов. На кафедре открыта аспирантура по экологии, защищены две докторские и одиннадцать кандидатских диссертаций. С 1995 г. на кафедре опубликовано более 300 научных работ.

Во Владимирском государственном педагогическом университете готовят учителей биологии, географии, химии и экологии. В 1996 г. на базе ВГГУ создано Владимирское региональное отделение Российской экологической академии.

(в ред. постановления Губернатора Владимирской области от 19.06.2008 N 449)

С 1999 года в Ковровской государственной технологической академии работает кафедра "Безопасность жизнедеятельности", здесь уделяется большое внимание вопросам экологической безопасности.

Решением президиума Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ) в 1999 году создано отделение МАНЭБ Центрального региона в г. Кольчугине.

Свыше 80% учителей, преподающих экологию в школах области, педагогов дополнительного образования, ведущих занятия в кружках экологического профиля, прошли переподготовку и повышение квалификации на базе Института усовершенствования учителей.

Профессиональное образование


В профессиональном лицее N 25 более двенадцати лет ведется подготовка специалистов- экологов, в профессиональном училище N 21 (п. Садовый, Суздальский р-н) специалистов-экологов и лаборантов химико-биологического анализа.

На базе Муромцевского лесхозтехникума готовят специалистов лесного и лесопаркового хозяйства. На 1 курсе в процесс обучения введен предмет "Экология", на II курсе - "Экологические основы природопользования".

Вопросы экологии и охраны окружающей среды включены в преподавание ряда предметов профтехцикла почти во всех ПУ области.

Эколого-просветительская деятельность библиотек, музеев и др. учреждений культуры


Во всех городах области созданы и активно функционируют экологические библиотеки. На их базе проходят выставки, "круглые столы", работают кружки и др. Наиболее успешно в этом плане работают филиал N 8 г.Владимира, библиотеки гор. Александрова, Коврова, ст. Новки Камешковского района.

Большую работу по экологическому просвещению и воспитанию ведут отдел "Родная природа" Владимиро-Суздальского музея-заповедника, ДК "Современник" г. Коврова и др.

Общественные экологические движения

Активно занимаются эколого-просветительской деятельностью общественные организации: Владимирская областная организация ВООП, Владимиринформэкоцентр, Владимирский Зеленый Крест, студенческая экологическая дружина "Точка роста" и другие.

За последние три года на экологическое образование и воспитание из областного целевого бюджетного фонда воспроизводства и охраны природных ресурсов было выделено более 590 тысяч рублей, в 2005 г. выделено около 350 тыс. рублей.

II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСА МЕР ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Оценка положения


Человек, являясь составной частью общества, существует в определенной окружающей среде. В процессе развития цивилизации он пытался все в большей степени удовлетворить свои жизненные потребности.

По мере роста масштабов производства его экологические последствия становились все более серьезными и распространенными, а природные пространства непрерывно сокращались. В.И. Вернадский писал: "Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом встает вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого".

Расширяя сферу своей деятельности, человек начал создавать искусственную среду обитания - техносферу, взамен естественной природной - биосферы.

В настоящее время взаимосвязи между обществом и природой настолько усложнились, что породили глобальную экологическую проблему, которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека природной среды.

Одной из главных причин, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья людей, является загрязнение окружающей среды (в том числе и по причине низкой экологической культуры населения). Именно этот фактор существенно влияет на заболеваемость, смертность, процессы ускорения старения населения и сокращения продолжительности жизни. Уровень общей заболеваемости населения во Владимирской области в 2003 году по-прежнему растет и является выше средних показателей по России. Продолжительность жизни населения составляет в среднем 63,5 лет. Продолжительность жизни мужчин- 56,2 лет, женщин - 71,9 лет.

Природоохранные задачи во Владимирской области должны решаться не только с помощью технических средств, но и путем переориентации ценностей, взглядов и поведения населения в отношении к окружающей природной среде. Необходимо добиваться, чтобы люди осознанно отдавали приоритет вопросам поддержания благоприятного качества окружающей природной среды. В связи с этим уже сегодня возникла необходимость в ускорении формирования нового мышления и мировоззрения. Обязательным становится личное участие каждого человека в решении проблем окружающей среды.

Экологическим просвещением и воспитанием нужно охватить всех членов общества. Поэтому его формы должны соответствовать потребностям, интересам и ценностям различных возрастных групп, с учетом их социально-профессиональной ориентации. Оно должно адаптироваться к различным социально-экономическим и культурным условиям, особенностям жизни современного человека.

В работе по созданию необходимых условий по экологическому просвещению и воспитанию населения области должны быть объединены и скоординированы усилия органов государственной власти, природоохранных, образовательных и общественных организаций, учреждений культуры, спорта и туризма, научных учреждений, средств массовой информации, трудовых коллективов.

2. Цели и задачи


Целью Комплекса мер является воспитание экологически грамотной личности, повышение уровня экологической культуры, компетентности всех слоев населения в вопросах охраны природы и экологического права.

Основными задачами в достижении этой цели являются:

-государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих экологическое просвещение и воспитание;

-повышение статуса экологического образования и воспитания как социального института в обществе и в системе образования;

-определение приоритетных направлений экологического воспитания и образования, повышения уровня экологической культуры населения области, с учетом социально-экономического развития региона;

-развитие нормативно-правовых, организационных, научно-методических и информационных компонентов системы экологического просвещения и воспитания населения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»