Наименование Программы: | Областная целевая Программа кредитно-финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2005-2006 годы. |
Законодательная база для разработки Программы: | Закон Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200400194.doc "О программе развития Владимирской области на 2004-2006 гг.". |
Заказчик: | Администрация Владимирской области. |
Основной разработчик Программы: | Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области |
(в редакции закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200600212.doc ) | |
Основные исполнители: | - департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области (ДРПТ); |
(в редакции закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200600212.doc ) | |
Цели и задачи Программы: | Целью Программы является повышение эффективности деятельности малого и среднего бизнеса за счет создания благоприятных условий инвестирования в развитие основных фондов субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Сроки реализации Программы: | 2005-2006 годы |
Объем и источники финансирования Программы: | Финансирование Программы осуществляется из средств областного бюджета и внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы на 2005-2006 годы составляет: 68307 тыс. руб., в том числе: |
(в редакции Закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200500479.doc ) | |
Ожидаемые результаты от реализации Программы: | Повышение эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием различных финансовых механизмов и привлечением альтернативных источников финансирования обеспечит: |
(в редакции Закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200500479.doc ) | |
Контроль за исполнением Программы: | Контроль за исполнением Программы осуществляет Губернатор области и Законодательное Собрание области. |
В 2003 году предпринимательским сектором экономики достигнуты следующие показатели:
- по количеству субъектов предпринимательства:
малых предприятий - 7 тысяч,
индивидуальных предпринимателей - 78,8 тысяч;
- по занятости в сфере малого бизнеса - 130,4 тысяч человек (18% от числа занятых в экономике области);
- по доле объема малого бизнеса в валовом региональном продукте (ВРП) - 19%, в том числе:
доля малых предприятий - 7,5%,
доля индивидуальных предпринимателей - 11,5%;
- по объему произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) - 9,3 млрд. рублей (7% от общего объема промышленной продукции).
Достигнутые результаты позволяют отметить следующие тенденции развития малого бизнеса региона.
При сохранении количества малых предприятий на уровне 7 тысяч рост числа субъектов предпринимательства обеспечивается за счет увеличения числа индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица. Так за 2003 год количество индивидуальных предпринимателей увеличилось с 74,9 тысяч до 78,8 тысяч. Данная тенденция объясняется более льготной системой налогообложения, действующей для индивидуальных предпринимателей.
По структуре данного сектора экономики необходимо отметить: в отраслевой структуре объема произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) и объема инвестиций предприятий малых форм лидируют отрасти материального производства 60% и 70% соответственно.
В течение 2003 года в сравнении с 2002 годом доля вклада малого бизнеса в объем ВРП области увеличилась на 3%. Тенденция роста объемов производимых малыми предприятиями товаров и услуг по основным отраслям экономики устойчива и опережает соответствующие общеобластные средние показатели темпов роста.
Перечисленные тенденции характеризуют условия для развития малого бизнеса на территории области как стабильные и благоприятные.
Однако необходимо заметить, что положительная динамика развития малого бизнеса достигается при использовании малыми предприятиями лишь 2% основных фондов региона, и как следствие - в сфере промышленного производства по сравнению с крупными и средними предприятиями фондовооруженность ниже в 5 раз.
Используя 2% основных фондов малый бизнес вносит свой вклад в объем ВРП на уровне 19%, что свидетельствует о высокой эффективности деятельности малого предпринимательства: фондоотдача в малом бизнесе выше в 5 раз по сравнению с общеобластным показателем.
Данный показатель характеризует эффективное использование основных фондов в малом бизнесе и по экспертным оценкам двойное увеличение фондовооруженности на предприятиях малых форм в сфере промышленного производства приведет к увеличению фондоотдачи практически в 3 раза, что позволяет назвать малый бизнес именно в промышленности высокорентабельной сферой производства.
Причиной, сдерживающей увеличение фондовооруженности, является отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных потребностей предпринимательства в основной капитал. Основным источником финансирования для малых предприятий остаются собственные средства предприятий, составляющие 97% от общего объема инвестиций ( лишь 1% - кредиты банков, 2% - другие источники финансирования).
Характеристика проблем доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам по их источникам:
- Финансовые услуги, оказываемые банками: сложность предоставить банку адекватное обеспечение; высокая цена кредита; сложность и длительность оформления соответствующих документов; недостаточно длительные сроки кредитования.
- Лизинг как механизм финансовой поддержки: высокая стоимость лизинговых услуг; ограниченность средств самих лизинговых компаний и связанная с этим ограниченность лизинговых услуг. Согласно выборочному опросу предприятий области, потребность в услугах финансового лизинга составила 750 млн. рублей.
- Государственные и муниципальные механизмы финансовой поддержки: недостаточность финансирования из средств областного и муниципальных бюджетов для развития действенных механизмов кредитно-финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основными причинами, сдерживающими рост производительности труда, наряду с вышеуказанными, являются также низкий технический уровень производства и применение устаревших технологий производства.
Согласно анализу отраслевой структуры малых предприятий области сфера материального производства наиболее эффективна: производительность труда практически в 2 раза выше в сравнении с другими отраслями малого бизнеса:
С учетом экономической целесообразности, а также учитывая ограниченность финансовых возможностей областного бюджета, предлагается поддержку малого и среднего бизнеса в сфере материального производства решить программными методами.