ЗАКОН
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 03 декабря 2004 года N 224-ОЗ
Об областной целевой Программе кредитно-финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2005-2006 годы
Принят Законодательным Собранием области 17 ноября 2004 года
Срок действия истек
(Изменения:
Закон Владимирской области от 06.12.2005 N 188-ОЗ, НГР: ru33000200500479;
Закон Владимирской области от 05.05.2006 N 49-ОЗ, НГР: ru33000200600212;
Закон Владимирской области от 07.12.2006 N 166-ОЗ, НГР:ru33000200600517)
(Действие Закона приостанавливается с 01.01.2005 по 31.12.2005 в части, не обеспеченной финансированием из областного бюджета - Закон Владимирской области от 29.12.2004 N 242-ОЗ)
Утвердить областную целевую Программу кредитно-финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства на 2005-2006 годы (прилагается).
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Владимирской области | Н.В. Виноградов |
Владимир
3 декабря 2004 г.
N 224-ОЗ
Приложение
к Закону Владимирской области
от 03.12.2004 N 224-ОЗ
Наименование Программы: | Областная целевая Программа кредитно-финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2005-2006 годы. |
Законодательная база для разработки Программы: | Закон Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200400194.doc "О программе развития Владимирской области на 2004-2006 гг.". |
Заказчик: | Администрация Владимирской области. |
Основной разработчик Программы: | Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области |
(в редакции закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200600212.doc ) | |
Основные исполнители: | - департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области (ДРПТ); |
(в редакции закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200600212.doc ) | |
Цели и задачи Программы: | Целью Программы является повышение эффективности деятельности малого и среднего бизнеса за счет создания благоприятных условий инвестирования в развитие основных фондов субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Сроки реализации Программы: | 2005-2006 годы |
Объем и источники финансирования Программы: | Финансирование Программы осуществляется из средств областного бюджета и внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы на 2005-2006 годы составляет: 68307 тыс. руб., в том числе: |
(в редакции Закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200500479.doc ) | |
Ожидаемые результаты от реализации Программы: | Повышение эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием различных финансовых механизмов и привлечением альтернативных источников финансирования обеспечит: |
(в редакции Закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200500479.doc ) | |
Контроль за исполнением Программы: | Контроль за исполнением Программы осуществляет Губернатор области и Законодательное Собрание области. |
В 2003 году предпринимательским сектором экономики достигнуты следующие показатели:
- по количеству субъектов предпринимательства:
малых предприятий - 7 тысяч,
индивидуальных предпринимателей - 78,8 тысяч;
- по занятости в сфере малого бизнеса - 130,4 тысяч человек (18% от числа занятых в экономике области);
- по доле объема малого бизнеса в валовом региональном продукте (ВРП) - 19%, в том числе:
доля малых предприятий - 7,5%,
доля индивидуальных предпринимателей - 11,5%;
- по объему произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) - 9,3 млрд. рублей (7% от общего объема промышленной продукции).
Достигнутые результаты позволяют отметить следующие тенденции развития малого бизнеса региона.
При сохранении количества малых предприятий на уровне 7 тысяч рост числа субъектов предпринимательства обеспечивается за счет увеличения числа индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица. Так за 2003 год количество индивидуальных предпринимателей увеличилось с 74,9 тысяч до 78,8 тысяч. Данная тенденция объясняется более льготной системой налогообложения, действующей для индивидуальных предпринимателей.
По структуре данного сектора экономики необходимо отметить: в отраслевой структуре объема произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) и объема инвестиций предприятий малых форм лидируют отрасти материального производства 60% и 70% соответственно.
В течение 2003 года в сравнении с 2002 годом доля вклада малого бизнеса в объем ВРП области увеличилась на 3%. Тенденция роста объемов производимых малыми предприятиями товаров и услуг по основным отраслям экономики устойчива и опережает соответствующие общеобластные средние показатели темпов роста.
Перечисленные тенденции характеризуют условия для развития малого бизнеса на территории области как стабильные и благоприятные.
Однако необходимо заметить, что положительная динамика развития малого бизнеса достигается при использовании малыми предприятиями лишь 2% основных фондов региона, и как следствие - в сфере промышленного производства по сравнению с крупными и средними предприятиями фондовооруженность ниже в 5 раз.
Используя 2% основных фондов малый бизнес вносит свой вклад в объем ВРП на уровне 19%, что свидетельствует о высокой эффективности деятельности малого предпринимательства: фондоотдача в малом бизнесе выше в 5 раз по сравнению с общеобластным показателем.
Данный показатель характеризует эффективное использование основных фондов в малом бизнесе и по экспертным оценкам двойное увеличение фондовооруженности на предприятиях малых форм в сфере промышленного производства приведет к увеличению фондоотдачи практически в 3 раза, что позволяет назвать малый бизнес именно в промышленности высокорентабельной сферой производства.
Причиной, сдерживающей увеличение фондовооруженности, является отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных потребностей предпринимательства в основной капитал. Основным источником финансирования для малых предприятий остаются собственные средства предприятий, составляющие 97% от общего объема инвестиций ( лишь 1% - кредиты банков, 2% - другие источники финансирования).
Характеристика проблем доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам по их источникам:
- Финансовые услуги, оказываемые банками: сложность предоставить банку адекватное обеспечение; высокая цена кредита; сложность и длительность оформления соответствующих документов; недостаточно длительные сроки кредитования.
- Лизинг как механизм финансовой поддержки: высокая стоимость лизинговых услуг; ограниченность средств самих лизинговых компаний и связанная с этим ограниченность лизинговых услуг. Согласно выборочному опросу предприятий области, потребность в услугах финансового лизинга составила 750 млн. рублей.
- Государственные и муниципальные механизмы финансовой поддержки: недостаточность финансирования из средств областного и муниципальных бюджетов для развития действенных механизмов кредитно-финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основными причинами, сдерживающими рост производительности труда, наряду с вышеуказанными, являются также низкий технический уровень производства и применение устаревших технологий производства.
Согласно анализу отраслевой структуры малых предприятий области сфера материального производства наиболее эффективна: производительность труда практически в 2 раза выше в сравнении с другими отраслями малого бизнеса:
С учетом экономической целесообразности, а также учитывая ограниченность финансовых возможностей областного бюджета, предлагается поддержку малого и среднего бизнеса в сфере материального производства решить программными методами.
Обобщенный перечень проблем:
- низкий доступ субъектов малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам;
- недостаточный объем лизинговых услуг;
- низкий технический и технологический уровень производства.
В целях решения данных проблем в настоящей целевой Программе акцент государственной поддержки смещен в сторону привлечения как бюджетных, так и внебюджетных источников для финансового обеспечения малого и среднего предпринимательства.
Проблемы, связанные со слишком высокой для малых и средних предпринимателей процентной ставкой банковского кредита, жестким обеспечением, короткими сроками кредитования, предполагается решить путем расширения положительно зарекомендовавшего себя механизма по частичной компенсации процентной ставки по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства, выдаваемым кредитно-финансовыми организациями.
Значительное внимание в Программе уделяется дальнейшему развитию лизинга как одному из наиболее эффективных способов финансово-имущественной поддержки малых и средних предприятий. Предполагается также дальнейшее расширение межрегиональных контактов по лизинговым сделкам.
Для решения проблем по техническому перевооружению предприятий предусматривается поддержка наукоемких технологий и инновационных процессов в регионе посредством финансирования создания нового продукта предприятиями наукоемкой сферы, строительства и развития технопарков и бизнес-инкубаторов.
Целью Программы является повышение эффективности деятельности малого и среднего бизнеса за счет создания благоприятных условий инвестирования в развитие основных фондов субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основными задачами Программы является создание условий для:
- роста фондовооруженности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечения положительной динамики развития малого и среднего бизнеса в сфере материального производства;
- развития субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих наукоемкие технологии.
Для достижения программной цели и решения поставленных задач предусматривается формирование новых пилотных проектов и развитие уже отработанных механизмов кредитно-финансовой поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:
1. Развитие лизинговых услуг.
Решается за счет:
- компенсации части процентной ставки по лизинговым услугам.
Ожидаемый результат: объем удовлетворения инвестиционных запросов на 15 млн. руб.
(в редакции Закона Владимирской области от 06.12.2005 N 188-ОЗ)
(в редакции закона Владимирской области от 05.05.2006 N 49-ОЗ)
- создания и развития областной лизинговой компании.
Ожидаемый результат: формирование направлений перспективного развития.
2. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам.
Решается за счет применения:
- частичного субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков, привлекаемым потребительскими обществами и субъектами предпринимательства, на создание основных фондов.
Ожидаемый результат: объем удовлетворения инвестиционных запросов на 47 млн. руб.
(в редакции Закона Владимирской области от 06.12.2005 N 188-ОЗ)
(в редакции закона Владимирской области от 05.05.2006 N 49-ОЗ)
- дополнительных источников финансирования Программы за счет развития механизма микрокредитования.