Недействующий

О Программе улучшения условий и охраны труда во Владимирской области на 2005 - 2007 годы


1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ "ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ
И ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2004 ГОДЫ".
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ


Областная целевая "Программа улучшения условий и охраны труда во Владимирской области на 2005 - 2007 годы" нацелена на дальнейшее совершенствование созданной в рамках предыдущей "Программы улучшения условий и охраны труда во Владимирской области на 2001 - 2004 годы" системы государственного управления охраной труда, соответствующей новым экономическим и трудовым отношениям, на обеспечение условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, государственных гарантий и правовой защиты работающих в области, на предупреждение и профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Данная программа обеспечивает преемственность "Программы улучшения условий и охраны труда во Владимирской области на 2001 - 2004 годы", исполнение которой во многом способствовало созданию законодательной и нормативной базы, методического и информационно-аналитического обеспечения вопросов охраны труда, формированию экономического и правового механизма, побуждающего работодателей принимать меры по обеспечению безопасных условий труда, что не могло не сказаться на динамике травматизма на производстве, профилактике профессиональных рисков.

В рамках предыдущей программы за последние годы удалось добиться устойчивой тенденции снижения уровня производственного травматизма на 7 - 10% ежегодно. Это позволило впервые за много лет достичь уровня травматизма на 7% ниже среднероссийского, а уровня профессиональной заболеваемости почти в три раза меньше, чем в среднем по Российской Федерации.

Прямой экономический эффект (без учета стоимости произведенных материальных ценностей людьми, оставшимися в рабочем процессе, без учета снижения затрат на реабилитацию после несчастного случая на производстве и т.д.) - показатель временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями (в оплаченных днях на 100 работающих) снизился в среднем на 12,8%.

И если раньше снижение уровня производственного травматизма связывали во многом со спадом экономической деятельности, то в последние годы снижение показателей травматизма и профессиональной заболеваемости происходило в условиях роста социально-экономических показателей, что говорит об устойчивости достигнутых тенденций.

Предприятия и организации области заметно активизировали работу по аттестации рабочих мест по условиям труда. Если в 2000 году было аттестовано менее 1% рабочих мест, то по итогам 2003 года этот показатель сравнялся со среднероссийским - 10%.

Вместе с тем состояние условий и охраны труда в области не дает оснований для самоуспокоенности.

В условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм, трудятся в целом по области почти 14% работников, а в таких территориях, как города Гусь-Хрустальный и Собинка, Камешковский, Киржачский, Меленковский и Юрьев-Польский районы, этот показатель превышает 20%.

Основными причинами неудовлетворительных условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости являются:

- недостаточная квалификация административно-технических руководителей производства;

- снижение внимания к безопасности производства работ;

- низкий уровень обучения и контроля навыков и знаний по охране труда;

- ухудшение производственной и технологической дисциплины;

- значительная степень износа основных производственных фондов;

- сокращение объемов капитального и профилактического ремонта зданий и сооружений, машин и оборудования;

- существенное сокращение работ по созданию новых технологий, новой техники.

Причины достаточно высокого уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости носят сложный, комплексный характер. Поэтому возможность позитивных сдвигов в улучшении условий и охраны труда связана с совершенствованием работы по различным направлениям государственного управления охраной труда в условиях динамичного развития социально-экономических процессов в обществе.

Сложившаяся ситуация во многом является следствием недостаточного внимания руководителей и специалистов предприятий и организаций всех форм собственности к внедрению системы управления охраной труда на производстве как целенаправленной деятельности всех участников производственного процесса по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

Необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда на территории Владимирской области обусловливают:

социальная острота проблемы, вызванная относительно высоким уровнем профессиональной заболеваемости и производственного травматизма;

невозможность решения данной проблемы в условиях рыночной экономики отдельными локальными мерами без создания комплексной системы управления охраной труда на территории Владимирской области, охватывающей исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности;

необходимость усиления взаимодействия и консолидации совместных усилий органов государственного надзора, исполнительной власти и общественного контроля, расширения форм социального партнерства в деле улучшения условий и охраны труда;

отсутствие развитой инфраструктуры по оказанию на договорной основе предприятиям и организациям услуг в области охраны труда.