Недействующий

О Программе развития туризма во Владимирской области на 2005-2009 гг. "Малое Золотое кольцо"

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами


Coвpeмeннaя туристская индycтpия являeтcя oднoй из кpyпнeйшиx выcoкoдoxoдныx и нaибoлee динaмичнo paзвивaющиxcя oтpacлeй миpoвoгo xoзяйcтвa.

По прогнозам Bceмиpнoй туристской opгaнизaции (BTO) в ближaйшиe дecятилeтия тeмпы роста тypизмa coxpaнятcя и к 2020 гoдy чиcлo мeждyнapoдныx тypиcтcкиx пpибытий составит 1,561 млpд. пoeздoк, а мировые доходы от туризма достигнут 2 тpлн. дoллapoв CШA.

Poccийcкaя Фeдepaция, нecмoтpя нa cвoй выcoкий тypиcтcкий пoтeнциaл, зaнимaeт нeзнaчитeльнoe мecтo нa миpoвoм тypиcтcкoм pынкe. На ee дoлю пpиxoдитcя oкoлo 1 пpoцeнтa миpoвoгo тypиcтcкoгo пoтoкa.

Пo oцeнкaм BTO, пoтeнциaльныe вoзмoжности Poccии пoзвoляют пpи cooтвeтcтвyющeм ypoвнe paзвития тypиcтcкoй инфpacтpyктypы пpинимaть дo 40 млн. инocтpaнныx тypиcтoв в гoд. Oднaкo нa ceгoдняшний дeнь кoличecтвo пpиeзжaющиx в Poccию инocтpaнныx гocтeй c дeлoвыми, тypиcтcкими и чacтными цeлями cocтaвляeт 7,4 млн. чeлoвeк, чтo нe cooтвeтcтвyeт ee тypиcтcкoмy пoтeнциaлy.

Аналогичные тенденции преобладают на областном туристском рынке Владимирской области.

С одной стороны, Владимирская область занимает достаточно прочные позиции на внутреннем туристском рынке благодаря наличию туристских ресурсов, к которым относятся:

памятники древнерусской архитектуры, 11 из которых включены ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия;

сформированная музейная база для развития культурного туризма, состоящая из музейных комплексов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, музея-заповедника "Александровская слобода", Муромского историко-художественного музея, Гороховецкого историко-архитектурного музея, Юрьев-Польского историко-художественного и архитектурного музея, мемориального Дома-музея "Усадьба Н.Е. Жуковского", а также других музеев, использующих новые формы музейной и экскурсионной работы;

уникальность среднерусской природы, позволяющая развивать различные виды активного туризма;

развивающаяся база размещения туристов (гостиницы, турбазы), насчитывающая более 3,5 тысяч мест, в том числе реконструированного и нового фонда 757 мест, включая новые гостиницы "Сокол", "Баринова Роща", "Водолей", "Горячие ключи", "Русская деревня", "У Золотых ворот", гостевые дома;

развитая сеть предприятий общественного питания, обеспечивающих качественный сервис и широкий ассортимент национальных блюд;

развивающиеся дорожная сеть и сеть автотранспортных предприятий, располагающих туристским транспортом;

наличие туроператоров, использующих современные технологии в формировании и продвижении турпродукта как "Малое Золотое кольцо", так и "Золотое кольцо России";

сформированная система рекламно-информационного обеспечения развития туризма через участие области в выставках, издание рекламных материалов для всех категорий потребителей внутреннего рынка на всех видах информационных носителей, создание специализированного областного туристского сайта "Малое Золотое кольцо Владимирской области".

Перечисленные ресурсы, получившие развитие в результате действия Программы 2001-2004 гг. "Малое Золотое кольцо", обеспечивают общую конкурентоспособность турпродукта "Малое Золотое кольцо" на внутреннем и относительную на внешнем туристских рынках. Так, прирост объема туристских услуг за период с 2000 г. по 2003 г. составил 127%.

Однако не все имеющиеся туристские ресурсы области используются в полном объёме из-за наличия факторов, сдерживающих рост объема оказанных туристских услуг, а именно:

темпы развития рынка производства туристских услуг по-прежнему значительно отстают от формирующегося спроса и сформированных технологий продаж этих услуг, что проявляется в низком ассортименте имеющихся на туррынке услуг;

использование музейной и гостиничной баз городов Владимира, Суздаля в высокий сезон достигло предельных мощностей, однако возможность перераспределения турпотока между другими городами "Малого Золотого кольца" не осуществляется из-за низкой конкурентоспособности их основного турпродукта;

уровень туристских посещений в низкий сезон не соответствует имеющимся областным ресурсам из-за неразвитой базы мотиваций привлечения туристов;

рынок оздоровительного, активного и других специализированных видов туризма, пользующихся спросом, развивается низкими темпами, недостаточно используется туристский потенциал историко-ландшафтного комплекса "Боголюбовский луг - церковь Покрова на Нерли";

темпы роста спроса на рынке делового, конгрессного туризма опережают предложение, сформированное на областном рынке, так как мощности, имеющиеся для развития этих видов туризма, не используются в полной мере в связи с отсутствием материально-технической базы и низким уровнем обеспечения информационными технологиями;

темпы реконструкции номерного фонда гостиниц и строительства новых средств размещения туристов по-прежнему ниже темпов роста туристского потока, чем обусловлен дефицит как высококомфортабельных средств размещения туристов, так и средств размещения туристов туркласса;

проектная стилистика областных средств размещения туристов не основана на особенностях содержания экскурсионного турпродукта "Малое Золотое кольцо";

качество благоустройства туристских маршрутов "Малого Золотого кольца", уровень оказываемых сервисных услуг не отвечают современным требованиям, что снижает эффективность использования других областных туристских ресурсов;

сформированная система рекламно-информационного обеспечения развития туризма не носит массированный характер, направлена в основном на внутреннего потребителя;

несформированность системы продвижения турпродукта области на специализированных зарубежных туристских выставках привела к значительному снижению имиджа городов Владимира и Суздаля как центров "Золотого кольца" у иностранных туристов и тем самым к укреплению конкурентных преимуществ турпродукта соседних регионов;

отсутствие областного, муниципальных туристско-информационных центров не позволяет обеспечить предоставление информации об оказываемых туристских услугах для неорганизованных туристов, что снижает объемы потребления туристских услуг.

Показатели развития областного туризма значительно превышают среднероссийские, однако не соответствуют возможностям областного туристского потенциала. Кроме того, конкурентоспособность межрегионального турпродукта "Золотое кольцо России" может быть снижена появлением новых туристских рынков в регионах, активно формирующих новые виды конкурентоспособного турпродукта. Это обусловливает необходимость интенсификации создания областного турпродукта "Малое Золотое кольцо" с основным содержанием "В Малом Золотом кольце - Вся история России".