Недействующий

О программе "Дети Владимирской области" на 2004 год

ПАСПОРТ областной программы "Дети Владимирской области" на 2004 год


Наименование Программы

"Дети Владимирской области" на 2004 год

Основание для разработки областной программы "Дети Владимирской области" на 2004 год"

Федеральный Закон c:\content\ngr\RU0000R199803516.doc "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 20.07.2000 г.);

 Указ Президента Российской Федерации c:\content\ngr\RU0000R199403227.doc "О Президентской программе "Дети России";

 постановление Правительства Российской Федерации c:\content\ngr\RU0000R200204787.doc "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы";

Заказчик Программы

Администрация области

Основной разработчик Программы

Комитет по социальной политике администрации Владимирской области

Цели и задачи Программы

Основными целями и задачами Программы "Дети Владимирской области" на 2004 год является повышение эффективности социальной политики, ориентированной на улучшение качества жизни детей, которая направлена на: предупреждение младенческой смертности, охрану здоровья детей, снижение уровня их заболеваемости;
социальную реабилитацию детей-инвалидов и оздоровление детей с хроническими заболеваниями;
организацию летнего отдыха и занятости детей и подростков, в том числе из социально-незащищенных малообеспеченных семей;

 реализацию мер по выявлению и поддержке талантливых детей;
открытию новых видов социальных учреждений для детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию;
создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Сроки реализации Программы

2004 год

Исполнители основных мероприятий

Департамент образования администрации области;

 Департамент здравоохранения администрации области;

 Департамент социальной защиты населения администрации области;

 Комитет по социальной политике администрации области;

 Комитет по культуре администрации области;

 Комитет по вопросам молодежной политики администрации области;

 Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации области;

 Управление внутренних дел Владимирской области (по согласованию);

 Органы местного самоуправления (по согласованию)

Объемы и источники финансирования областной программы "Дети Владимирской области" на 2004 год"

Общие затраты из областного бюджета на реализацию программы "Дети Владимирской области" на 2004 год" составят 10400,0 тыс. руб.,
 из них по подпрограммам:
 Здоровый ребенок - 1375,8 тыс. руб.;

 Образование и воспитание детей - 5604,2 тыс. руб.;

 Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 3420,0 тыс. руб.
 (пункт в редакции Закона Владимирской области c:\content\ngr\RU33DMJ200400189.doc )
 (в ред. Закона Владимирской области c:\content\ngr\RU33DMJ200400552.doc )

Ожидаемые конечные результаты реализации областной программы "Дети Владимирской области" на 2004 год"

Реализация Программы позволит добиться:
 улучшения здоровья детей, снижения детской заболеваемости и инвалидности;

 создания условий для интеграции в общество детей-инвалидов, детей-сирот;

 выявления и поддержки одаренных детей;

 улучшения оздоровления детей в летний период;

 повышения эффективности социального обслуживания семей с детьми;

 расширения сети специальных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

 снижения числа безнадзорных детей, сокращения числа правонарушений несовершеннолетними;

 предупреждения детской безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних.
 Выполнение мероприятий Программы явится конкретным воплощением в жизнь важнейших положений Федерального Закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Контроль за исполнением Программы

Губернатор Владимирской области Законодательное Собрание Владимирской области

Областная целевая программа "Дети Владимирской области", разработанная в соответствии с федеральной программой "Дети России", действует в области с 1994 года и направлена на формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей профилактические и реабилитационные мероприятия, создание лучших условий для жизни детей области.

Результаты десятилетней деятельности и накопленный опыт реализации мероприятий программы подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.

Предлагаемая программа "Дети Владимирской области" на 2004 год" (далее именуется Программа) на основе анализа проблем детства, а также социально-экономической и демографической ситуации в области включает в себя три подпрограммы: "Здоровый ребенок", "Образование и воспитание детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Это вызвано тем, что, несмотря на некоторые достигнутые позитивные результаты по улучшению положения детей в области, отражаемые в ежегодных докладах "О положении детей во Владимирской области", сохраняется много проблем именно в этих сферах жизнедеятельности детей, особенно оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В последние годы благодаря совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, реализации федеральных, областных и территориальных программ удалось улучшить ряд показателей службы материнства и детства.

Однако показатели материнской смертности и состояния здоровья новорожденных остаются тревожными. В 2002 году произошел рост материнской смертности с 32,2 на 100000 живорожденных до 46,4. Общероссийский данный показатель составляет 36,5. Уменьшилось количество нормальных родов с 31% до 29%.

В 2002 году диспансеризация выявила патологию у 39,4% детей в возрасте до 18 лет. Отмечен рост общей заболеваемости детей, прирост показателя заболеваемости составил 6% и сохранился на уровне 2001 года, однако в возрастной группе от 15 до 17 лет (подростки) отмечен значительный рост заболеваемости, который составил 14%.

Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, является неэффективность проводимых профилактических и диагностических мероприятий, направленных на раннее выявление, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков, адаптацию к изменениям в социальной, экономической, экологической, образовательной среде.

Программа предполагает на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его развития.

Во Владимирской области, как и в Российской Федерации, наблюдается рост числа детей-инвалидов. В области проживает 6250 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальную пенсию. В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье. За прошедший год оказана социальная помощь около 700 семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Объем предоставленных в течение 2002 года социальных услуг вырос по сравнению с предыдущим годом на 81,7%.

Однако остается нерешенным ряд проблем. Это обеспечение детей-инвалидов, проживающих в семьях, индивидуальными средствами реабилитации, оздоровление детей-инвалидов и реализация их прав на получение санаторно-курортного лечения, особенно детей раннего возраста и детей, нуждающихся в постоянном уходе.

Образование и воспитание детей осуществляется на всех этапах их развития через обеспечение необходимых условий, способствующих созданию равных стартовых возможностей, максимальному развитию каждого ребенка, социальной поддержке одаренных детей.

В области функционируют 548 общеобразовательных учреждений (2001 г. - 561), в которых обучаются 167815 учащихся. Из них 7600 детей проживают в селах, отдаленных от учебных заведений на расстояние 5 - 25 километров. Для подвоза этих детей к школам необходимы 244 единицы транспорта. В настоящее время автобусы имеет лишь каждое третье учреждение образования.

Это не единственная проблема в школе. Вопросы компьютеризации учебного процесса, инновационных методик требуют нового оборудования школ, училищ, учреждений дополнительного образования. В настоящее время ставится задача создать условия для укрепления материальной базы образовательных учреждений для развития физкультурно-оздоровительной спортивной базы, организации здорового образа жизни.

В области в настоящее время функционируют 26 муниципальных загородных оздоровительных лагерей. В значительной мере благодаря поддержке из областного бюджета сохранена сеть учреждений детского отдыха. Прослеживаются недостатки в организации работы кружков, секций в лагерях из-за недостаточного обеспечения игровым, спортивным оборудованием, туристическим снаряжением, что также планируется приобрести за счет Программы.

Социальные и экономические проблемы в обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя.

На конец 2002 г. на учете в специализированных учреждениях здравоохранения состояло 1372 несовершеннолетних, потребляющих алкоголь, наркотические и психоактивные вещества, что составляет 0,4% от численности детского населения области, но значительно увеличился процент данной категории детей от общего числа состоящих на учете (в 2000 г. - 6%, в 2001 г. - 22%, в 2002 г. - 45%).

На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних в органах внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в прошедшем году состояло 3926 чел., что на 9,2 % меньше, чем в 2001 году. Но в последние годы наблюдается тревожная тенденция роста правонарушений детей в возрасте до 14 лет.

Продолжает расти число родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию и воспитанию детей. Мерам административного воздействия за невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей в 2002 году были подвергнуты 2751 родитель (в 2001 году - 2358). В суды направлено 607 исковых материалов о лишении родительских прав (в 2001 - 575, в 2002 - 546).

В течение 2002 года на территории области выявлено и доставлено в семьи, социальные приюты, детские дома 849 безнадзорных подростков. Отделение внутренних дел на транспорте ежемесячно задерживает на вокзалах, в поездах более 100 несовершеннолетних. В настоящее время в УВД области создается банк данных о безнадзорных несовершеннолетних. Только за первое полугодие текущего года их число возросло более чем на 100 человек и составляет 677 человек.

Реализация подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" позволила частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства. Созданная сеть специальных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, позволила снизить количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии почти на треть.

Вместе с тем, несмотря на положительную динамику, сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей развита недостаточно и не может в полной мере удовлетворять потребности населения в социальных услугах. В области функционирует только 21 подобное учреждение, в том числе 7 социально-реабилитационных центров, 7 социальных приютов, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 2 центра реабилитации для детей с ограниченными возможностями и 4 центра социальной помощи семье и детям. В соответствии с нормативами обеспечения населения учреждениями социального обслуживания семьи и детей, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 г. N 1062-р "О социальных нормативах и нормах", действующая сеть учреждений значительно меньше расчетно-нормативной.

В то же время следует отметить слабое развитие материально-технической базы этих учреждений, которое не позволяет на современном уровне проводить программы социальной и трудовой реабилитации подростков, в том числе освободившихся из мест лишения свободы.

Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижает эффективность предпринимаемых действий.

В должной мере не решаются вопросы занятости детей, привлечения их к занятиям физкультурой, спортом, здоровому образу жизни. Общеобразовательные учреждения области обеспечены спортзалами на 75%, спортплощадками на 80%, тренажерными залами на 14%, лыжными базами на 23%, действующими тирами на 9%, бассейнами на 2%. Нехватка спортивных залов сохраняется и в сельских школах. Из 340 сельских школ только 197 имеют спортивные залы.