Наименование Программы | "Дети Владимирской области" на 2004 год | |
Основание для разработки областной программы "Дети Владимирской области" на 2004 год" | Федеральный Закон c:\content\ngr\RU0000R199803516.doc "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 20.07.2000 г.); | |
Заказчик Программы | Администрация области | |
Основной разработчик Программы | Комитет по социальной политике администрации Владимирской области | |
Цели и задачи Программы | Основными целями и задачами Программы "Дети Владимирской области" на 2004 год является повышение эффективности социальной политики, ориентированной на улучшение качества жизни детей, которая направлена на: предупреждение младенческой смертности, охрану здоровья детей, снижение уровня их заболеваемости; | |
Сроки реализации Программы | 2004 год | |
Исполнители основных мероприятий | Департамент образования администрации области; | |
Объемы и источники финансирования областной программы "Дети Владимирской области" на 2004 год" | Общие затраты из областного бюджета на реализацию программы "Дети Владимирской области" на 2004 год" составят 10400,0 тыс. руб., | |
Ожидаемые конечные результаты реализации областной программы "Дети Владимирской области" на 2004 год" | Реализация Программы позволит добиться: | |
Контроль за исполнением Программы | Губернатор Владимирской области Законодательное Собрание Владимирской области |
Областная целевая программа "Дети Владимирской области", разработанная в соответствии с федеральной программой "Дети России", действует в области с 1994 года и направлена на формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей профилактические и реабилитационные мероприятия, создание лучших условий для жизни детей области.
Результаты десятилетней деятельности и накопленный опыт реализации мероприятий программы подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.
Предлагаемая программа "Дети Владимирской области" на 2004 год" (далее именуется Программа) на основе анализа проблем детства, а также социально-экономической и демографической ситуации в области включает в себя три подпрограммы: "Здоровый ребенок", "Образование и воспитание детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Это вызвано тем, что, несмотря на некоторые достигнутые позитивные результаты по улучшению положения детей в области, отражаемые в ежегодных докладах "О положении детей во Владимирской области", сохраняется много проблем именно в этих сферах жизнедеятельности детей, особенно оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В последние годы благодаря совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, реализации федеральных, областных и территориальных программ удалось улучшить ряд показателей службы материнства и детства.
Однако показатели материнской смертности и состояния здоровья новорожденных остаются тревожными. В 2002 году произошел рост материнской смертности с 32,2 на 100000 живорожденных до 46,4. Общероссийский данный показатель составляет 36,5. Уменьшилось количество нормальных родов с 31% до 29%.
В 2002 году диспансеризация выявила патологию у 39,4% детей в возрасте до 18 лет. Отмечен рост общей заболеваемости детей, прирост показателя заболеваемости составил 6% и сохранился на уровне 2001 года, однако в возрастной группе от 15 до 17 лет (подростки) отмечен значительный рост заболеваемости, который составил 14%.
Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, является неэффективность проводимых профилактических и диагностических мероприятий, направленных на раннее выявление, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков, адаптацию к изменениям в социальной, экономической, экологической, образовательной среде.
Программа предполагает на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его развития.
Во Владимирской области, как и в Российской Федерации, наблюдается рост числа детей-инвалидов. В области проживает 6250 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальную пенсию. В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье. За прошедший год оказана социальная помощь около 700 семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Объем предоставленных в течение 2002 года социальных услуг вырос по сравнению с предыдущим годом на 81,7%.
Однако остается нерешенным ряд проблем. Это обеспечение детей-инвалидов, проживающих в семьях, индивидуальными средствами реабилитации, оздоровление детей-инвалидов и реализация их прав на получение санаторно-курортного лечения, особенно детей раннего возраста и детей, нуждающихся в постоянном уходе.
Образование и воспитание детей осуществляется на всех этапах их развития через обеспечение необходимых условий, способствующих созданию равных стартовых возможностей, максимальному развитию каждого ребенка, социальной поддержке одаренных детей.
В области функционируют 548 общеобразовательных учреждений (2001 г. - 561), в которых обучаются 167815 учащихся. Из них 7600 детей проживают в селах, отдаленных от учебных заведений на расстояние 5 - 25 километров. Для подвоза этих детей к школам необходимы 244 единицы транспорта. В настоящее время автобусы имеет лишь каждое третье учреждение образования.
Это не единственная проблема в школе. Вопросы компьютеризации учебного процесса, инновационных методик требуют нового оборудования школ, училищ, учреждений дополнительного образования. В настоящее время ставится задача создать условия для укрепления материальной базы образовательных учреждений для развития физкультурно-оздоровительной спортивной базы, организации здорового образа жизни.
В области в настоящее время функционируют 26 муниципальных загородных оздоровительных лагерей. В значительной мере благодаря поддержке из областного бюджета сохранена сеть учреждений детского отдыха. Прослеживаются недостатки в организации работы кружков, секций в лагерях из-за недостаточного обеспечения игровым, спортивным оборудованием, туристическим снаряжением, что также планируется приобрести за счет Программы.
Социальные и экономические проблемы в обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя.
На конец 2002 г. на учете в специализированных учреждениях здравоохранения состояло 1372 несовершеннолетних, потребляющих алкоголь, наркотические и психоактивные вещества, что составляет 0,4% от численности детского населения области, но значительно увеличился процент данной категории детей от общего числа состоящих на учете (в 2000 г. - 6%, в 2001 г. - 22%, в 2002 г. - 45%).
На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних в органах внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в прошедшем году состояло 3926 чел., что на 9,2 % меньше, чем в 2001 году. Но в последние годы наблюдается тревожная тенденция роста правонарушений детей в возрасте до 14 лет.
Продолжает расти число родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию и воспитанию детей. Мерам административного воздействия за невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей в 2002 году были подвергнуты 2751 родитель (в 2001 году - 2358). В суды направлено 607 исковых материалов о лишении родительских прав (в 2001 - 575, в 2002 - 546).
В течение 2002 года на территории области выявлено и доставлено в семьи, социальные приюты, детские дома 849 безнадзорных подростков. Отделение внутренних дел на транспорте ежемесячно задерживает на вокзалах, в поездах более 100 несовершеннолетних. В настоящее время в УВД области создается банк данных о безнадзорных несовершеннолетних. Только за первое полугодие текущего года их число возросло более чем на 100 человек и составляет 677 человек.
Реализация подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" позволила частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства. Созданная сеть специальных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, позволила снизить количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии почти на треть.
Вместе с тем, несмотря на положительную динамику, сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей развита недостаточно и не может в полной мере удовлетворять потребности населения в социальных услугах. В области функционирует только 21 подобное учреждение, в том числе 7 социально-реабилитационных центров, 7 социальных приютов, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 2 центра реабилитации для детей с ограниченными возможностями и 4 центра социальной помощи семье и детям. В соответствии с нормативами обеспечения населения учреждениями социального обслуживания семьи и детей, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 г. N 1062-р "О социальных нормативах и нормах", действующая сеть учреждений значительно меньше расчетно-нормативной.
В то же время следует отметить слабое развитие материально-технической базы этих учреждений, которое не позволяет на современном уровне проводить программы социальной и трудовой реабилитации подростков, в том числе освободившихся из мест лишения свободы.
Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижает эффективность предпринимаемых действий.
В должной мере не решаются вопросы занятости детей, привлечения их к занятиям физкультурой, спортом, здоровому образу жизни. Общеобразовательные учреждения области обеспечены спортзалами на 75%, спортплощадками на 80%, тренажерными залами на 14%, лыжными базами на 23%, действующими тирами на 9%, бассейнами на 2%. Нехватка спортивных залов сохраняется и в сельских школах. Из 340 сельских школ только 197 имеют спортивные залы.