Недействующий

О прогнозе социально-экономического развития Владимирской области на 2005 год и на период до 2007 года

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В течение последних лет в регионе достигнута стабилизация малого бизнеса как по числу малых предприятий на уровне 7 тыс., так и по занятости - 18% от общей численности занятых в экономике области.

На фоне улучшения экономического состояния крупных промышленных предприятий малым предприятиям в 2001 - 2002 годах удалось сохранить, а в 2003 году улучшить позиции по выпуску товаров и услуг, объем которых составил в 2001 году 4776 млн. руб., 2002 году - 5347 млн. руб., 2003 году - 9257,5 млн. руб.

Анализируя отраслевую структуру распределения численности малых предприятий области, можно сделать вывод о том, что в сложившейся структуре торговля, не требующая больших стартовых затрат и обеспечивающая быструю отдачу от инвестиционных вложений, пока является наиболее традиционной отраслью для малых форм хозяйствования (44,2%). Вторую позицию по численности малых предприятий занимает промышленность (19,4%).

Данная ситуация сохранится и в прогнозируемом периоде до 2007 г.: при незначительном росте числа малых предприятий до 7,2 тыс. по первому варианту и 7,3 тыс. по второму варианту, численность работающих на малых предприятиях к концу 2007 г. достигнет в среднем уровня 2001 г. (по второму варианту).



Увеличению численности работающих на малых предприятиях препятствуют такие факторы, как:

- перераспределение экономически активного населения, занятого в малом бизнесе (отток численности работающих на малых предприятиях в сферу индивидуального предпринимательства);

- конкуренция по квалифицированному персоналу со стороны крупных промышленных предприятий и мегаполисов (Москва, Нижний Новгород).

Около 60% выпуска товаров и услуг малыми предприятиями в 2003 г. приходится на отрасли материального производства: промышленность - 46,3% и строительство - 13%.

Рост выпуска товаров и услуг прогнозируется в 2005 году на уровне 5 - 6%, в 2006 - 2007 гг. на уровне 6 - 7%; в действующих ценах по первому варианту - 16 млрд. руб. и по второму варианту - 16,7 млрд. руб. Аналогичные тенденции будут складываться в торговле и промышленности. В промышленности рост обусловлен прежде всего увеличением производительности труда за счет капиталовложений и привлечения высококвалифицированных кадров, внедрения в производственные процессы новых высокоэффективных технологий.

В целях сохранения положительной динамики развития предпринимательства необходимо дальнейшее расширение взаимодействия органов исполнительной власти с представителями малого и среднего бизнеса, объединение усилий, выработка согласованных решений по реализации перспективных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий развития предпринимательства.

В первую очередь нужна более четкая структуризация предпринимательской среды с введением определений микропредприятий, малых и средних предприятий.

Налоговые поступления от малых и микропредприятий необходимо направлять в местные бюджеты в полном объеме, что объективно снимет значительную часть административных барьеров на пути развития предпринимательства и заметно упростит оценки состояния предпринимательства в муниципальных образованиях.

Требуется завершение создания нормативной базы по деятельности саморегулируемых организаций предпринимателей и четкое определение их полномочий, таких как: контроль качества продукции, товаров, услуг; обеспечение социальной ответственности предпринимательства.

Система поддержки предпринимательства должна ориентироваться на содействие эффективно работающим предприятиям, способным обеспечить достойную оплату труда работникам, а также специальным направлениям предпринимательства, таким как: инноватика, служба быта, - и иным направлениям с учетом территориальной специфики.

Со стороны субъектов предпринимательства сегодня необходимы: применение новых форм ведения бизнеса, внедрение передовых технологий; улучшение качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг; проведение мероприятий по расширению рынка сбыта и повышению конкурентоспособности выпускаемого товара; консолидация предпринимателей в целях повышения эффективности их участия в реализации социальных программ области, развития контрактации.

Совместная деятельность по реализации перечисленных направлений обеспечит создание благоприятного климата для дальнейшего развития предпринимательства области.