В области продолжается динамичное развитие потребительского рынка, что свидетельствует о повышении предпринимательской и потребительской активности. 2003 год и начало 2004 года стали для потребительского рынка одними из наиболее успешных за последние годы. Потребительский рынок в настоящее время развивается под влиянием постепенно снижающихся темпов инфляции и роста реальных денежных доходов населения.
Оборот розничной торговли по области за 2003 г. увеличился в сопоставимых ценах на 8,6% по отношению к 2002 г. и составил 20,2 млрд. рублей (для сравнения в 2002 г. прирост оборота розничной торговли составил 3,2%, в 2001 г. - 7%). Наибольший прирост товарооборота пришелся на последние месяцы года: в ноябре объем превысил значение аналогичного показателя в соответствующем периоде 2002 г. на 24,1%, в декабре соответственно к декабрю 2002 г. - на 22,4%. В первом квартале текущего года тенденция продолжилась, прирост составил 18,8% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду предыдущего года.
Рост объемов розничной торговли в значительной степени обусловлен развитием ее материальной базы, созданием новых торговых предприятий и интенсификацией работы действующих. В настоящее время в области работает около 7,5 тысяч предприятий розничной торговой сети и свыше 1600 объектов общественного питания. Предприятия торговли и общественного питания активно развиваются на всей территории области, они мобильны и быстро приспосабливаются к динамичным условиям рынка.
Приоритетными направлениями развития инфраструктуры потребительского рынка являются: формирование торговых сетей; универсализация продовольственной торговли; развитие специализированных непродовольственных магазинов в районах жилой застройки; создание сети "удобных магазинов", расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом товаров; выделение специальных зон для уличных ярмарок; формирование автономных зон обслуживания вдоль магистралей.
В структуре формирования оборота розничной торговли наблюдалось дальнейшее усиление позиций организованного рынка, что выразилось в росте доли продажи товаров через сеть торгующих организаций. В 2003 г. удельный вес торгующих организаций увеличился на 3,3 процентных пункта (до 78,5% против 75,2% в 2002 г.) и соответственно снизилась доля вещевых, смешанных и продовольственных рынков (с 24,8% до 21,5%).
Необходимо также отметить увеличение доли продажи непродовольственных товаров в обороте розничной торговли в качестве показателя улучшения потребительских настроений и ожиданий, в 2003 г. она составила 48,8%.
Организации розничной торговли области располагают достаточным количеством товарных ресурсов для обеспечения бесперебойной торговли. В объеме предлагаемых на рынке товарных ресурсов повышается доля товаров отечественного производства.
Положительная динамика развития объемов наблюдается и в общественном питании. В 2003 г. оборот общественного питания по области составил 1,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 18,8% больше, чем в 2002 г.
В 2003 г. во всех секторах реализации населению области оказано платных услуг на 7,6 млрд. рублей, что на 3,2% в сопоставимых ценах выше уровня 2002 г. Наибольший прирост физических объемов услуг в анализируемом периоде отмечен на услуги связи (на 43,5%), физической культуры и спорта (на 27,5%), услуги гостиниц и аналогичных мест проживания (на 25,8%), туристские (на 18,6%), ветеринарные услуги (на 12,9%), правового характера (на 12,6%), а также услуги культуры (на 10,7% в сопоставимых ценах).
В области динамично развиваются услуги бытового характера. За 2003 г. населению области оказано услуг бытового характера на 1,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 7,4% больше, чем в 2002 г.
Необходимо отметить, что на потребительском рынке области наблюдается опережающий рост потребительских цен на услуги по сравнению с темпами роста цен на товары. Индексы потребительских цен по области в 2003 г. составили: на платные услуги - 142,3%, продовольственные товары (включая алкогольные напитки) - 111,6%, непродовольственные товары - 110,2%.
Дальнейшее развитие инфраструктуры, повышение уровня реальных денежных доходов населения и социального обеспечения позволит в прогнозируемом периоде сохранить темпы прироста физического объема оборота розничной торговли 6 - 8% ежегодно. Всего его прирост в 2007 г. по первому варианту составит 33,4% к 2003 г. и по второму варианту 38,6%.
Товарная насыщенность потребительского рынка будет носить устойчивый характер. Платежеспособный спрос населения на важнейшие продукты питания, товары легкой промышленности и культурно-бытового назначения будет удовлетворяться в полной мере.
Однако покупательский спрос населения области в значительной степени дифференцирован в зависимости от дифференциации денежных доходов. Поэтому в организации торгового процесса учитывается разнообразный спрос и, в первую очередь, малоимущих слоев населения, для которых важно не наличие товара вообще, а предложение массового, качественного и недорогого товара. В связи с этим одним из наиболее насущных направлений развития потребительского рынка нашей области остается развитие сети социально значимых магазинов как одной из форм поддержки социально уязвимых групп населения.
Улучшится макроструктура оборота розничной торговли - доля непродовольственных товаров, по оценке, увеличится к концу прогнозируемого периода до 52%.
В объеме предлагаемых на рынке товарных ресурсов повысится доля товаров отечественного производства. Под влиянием ценового фактора в области растет спрос населения на товары отечественных производителей. При этом активный процесс насыщения потребительского рынка отечественными товарами будет обусловлен не только улучшением ценовой конкуренции отечественной продукции, но и ростом внутреннего спроса.
Современные тенденции развития потребительского рынка опираются на сочетание различных форм продажи товаров. Задача состоит в оптимизации соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Реорганизация и реконструкция действующих вещевых, смешанных и продовольственных рынков, проводимая в настоящее время в области, предопределит замену их современными торговыми комплексами, удобными для покупателей и продавцов. Предполагается дальнейшее усиление позиций торгующих организаций, доля которых в формировании оборота розничной торговли превысит 80%.
В прогнозируемом периоде продолжится динамичное развитие всех видов платных услуг. На формирование объема рынка услуг существенное влияние по-прежнему будет оказывать ценовая политика по регулированию цен на отдельные виды услуг, изменение цен и тарифов, рост цен.
С учетом платежеспособного спроса населения в 2004 г. объем оказываемых платных услуг составит более 10 млрд. рублей (прирост 5,5% к 2003 г.). Ожидается опережающий рост бытовых услуг, услуг транспорта, связи, туристских и правового характера.
По прогнозу на 2005 г. и на период до 2007 г. при условии постепенного замедления темпов роста индексов цен и тарифов на услуги предполагается среднегодовой прирост физических объемов платных услуг населению в размере 8,5%.
В структуре потребительских расходов продолжится рост доли платных услуг. До 2007 г. сохранится положительная тенденция в развитии отдельных видов услуг социальной сферы: медицинские услуги, услуги физкультуры и спорта, туристские и системы образования. Будут расти услуги обязательного характера: услуги пассажирского транспорта, связи.
Преобладающую роль в удовлетворении потребностей населения области в товарах и услугах играют организации частной формы собственности.
Программой развития Владимирской области на 2004 - 2006 гг. предусмотрено осуществить ряд мероприятий по повышению эффективности функционирования торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения:
- разработать Концепцию развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения области на 2005 - 2006 гг.;
- разработать Программу развития оптовой торговли на период до 2010 года в целях совершенствования инфраструктуры оптовой торговли, оптимизации звенности товародвижения, формирования эффективной многоканальной системы товародвижения на основе реформирования существующего оптово-розничного звена;
- стимулировать открытие в округах, городах и районах социально значимых магазинов, отделов, секций в целях оказания адресной социальной помощи слабо защищенным категориям граждан;
- разработать мероприятия по защите прав потребителей на 2004 - 2006 гг. в целях повышения качества и безопасности товаров и услуг общественного питания и бытового обслуживания, повышения уровня потребительских знаний.