I. Демографическая ситуация. Основные характеристики
Население области к началу 1999 года составило, по предварительным данным, 1623,3 тыс.человек, из которых 80,5% - жители городов и 19,5% сельские жители. Численность детей и подростков до 18 лет на начало 1999 года составляла 357,7 тыс.чел. (22% от общей численности населения).
За 1998 год родилось 11942 младенца, что на 231 человек больше, чем в 1997 году. В т.ч. 465 детей родилось у матерей, не достигших возраста 18 лет. В области 466,7 тыс.семей, из них неполных семей (состоящих из матери и детей) - 57705 (12,9%), в т.ч. с детьми моложе 18 лет - 27434; 16,6 тыс.детей воспитываются одинокими матерями. У женщин, не состоящих в браке, родилось 2788 детей. Это 23,8% от общего числа родившихся.
Сокращается число многодетных семей. В 1998 году их количество составило 7017 семьи (в 1997 г. - 10863 семей). 70% этих семей - трехдетные.
Общая численность населения Владимирской области снизилась по сравнению с 1997 годом на 7,3 тыс.человек. Снижение численности населения обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся в 2,2 раза. Динамика этого процесса характеризуется следующими цифрами:
на 1000 населения | 1996 | 1997 | 1998 |
количество родившихся | 7,5 | 7,2 | 7,4 |
количество умерших | 15,9 | 15,8 | 16,2 |
естественная убыль | - 8,4 | - 8,6 | - 8,8 |
II. Права детей и основные нормативные акты в области их социально - правовой защиты
Одним из основных направлений социальной политики в отношении детей является их социально - правовая защита, выполнение государственных гарантий и льгот, установленных для семей с несовершеннолетними детьми.
Дополнением к проводимой федеральными органами законодательной деятельности в защиту прав детей, служит нормотворчество, осуществляемое в области. Оно проводится в соответствии с законами РФ и направлено на оказание дополнительной социальной помощи наименее защищенным группам и категориям детей и семьям с детьми. В частности, в 1998 году принят Закон "О предоставлении налоговых льгот организациям, обеспечивающим приоритетную занятость социально незащищенных категорий населения", "О молодежной политике Владимирской области".
За прошедший год в области принят также целый ряд постановлений и распоряжений главы администрации, направленных на решение социальных проблем, в т.ч. "Об опытно - экспериментальной работе по внедрению модели деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми", "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О неотложных мерах но усилению социальной поддержки малоимущих семей, имеющих детей".
В области утверждена "Концепция семейной политики", ориентирующая социальную политику на семью, обеспечение прав и гарантий, предоставляемых семье, детям и женщинам. В рамках данной Концепции действует целый ряд программ, направленных на решение социальных проблем семьи и детства, в т.ч. "Адресная социальная защита населения Владимирской области", "Молодежь Владимирской области", "План первоочередных мероприятий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года во Владимирской области". С 1995 года во Владимирской области реализуется комплексная программа "Дети Владимирской области", включающая в себя 10 целевых подпрограмм: "Дети - инвалиды", "Дети - сироты", "Охрана здоровья детей", "Организация летнего отдыха детей и подростков", "Одаренные дети", "Развитие сети учреждений социальной помощи семье и детям", "Питание детей 1-2 года жизни", "Планирование семьи", "Дети беженцев и вынужденных переселенцев", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". За 3 года на программу было выделено 31448 млн. из областного бюджета. В 1998 году в связи с тяжелой финансовой ситуацией из 10702,0 тыс.руб., запланированных бюджетом-98 на программу, использовано лишь 1261,371 тыс.руб., т.е. 11,8%. Положение с освоением выделенных по программе средств значительно осложнилось тем, что проведение взаимозачетов как основной в 1998 году формы расчетов с получателями средств, в ряде случаев просто невозможно, поскольку их действие ограничено пределами области.
В прошедшем году значительно активизировала свою работу созданная в 1997 году при администрации области межведомственная комиссия по вопросам улучшения положения семьи, женщин и детей, в состав которой вошли руководители государственных органов, определяющих социальную политику в области, депутаты Законодательного Собрания, представители женских и детских общественных организаций, средств массовой информации и науки. В течение года состоялось четыре заседания комиссии, на которых рассматривались вопросы разработки Концепции семейной политики Владимирской области, формирования областных программ "Дети Владимирской области" и "Женщины Владимирской области", необходимости принятия областного закона о защите прав детей.
III. Семья и дети: сохранение уровня социальных услуг и гарантий
Одним из факторов, определяющих социально - экономическое положение детей, является общий уровень жизни. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в декабре 1998 г. и декабре 1997 г. составляла соответственно 581,5 тыс. и 343,6 тыс.руб. в месяц.
Численность малоимущих семей с несовершеннолетними детьми продолжает расти. По данным на 01.01.99 г., в органах социальной защиты учтено 53 388 семей, находящихся в особо трудных условиях. В них детей до 16 лет свыше 90 тысяч. Из них более 3,5 тыс. семей, имеющих 3,6 тыс. детей - инвалидов; более 7 тыс. многодетных семей, насчитывающих свыше 24,1 тыс. детей; более 9 тыс. неполных семей, в них детей более 9 тыс.; 7,8 тыс. матерей - одиночек, воспитывающих 8,9 тыс. детей.
Все больше детей остается сиротами при живых родителях; если в 1992 г. выявлено 811 детей, оставшихся без попечения родителей, то в 1998 - 1063 (1997 г. - 1111). Наблюдается рост социальной дезадаптации детей. На учете в органах внутренних дел состоят более 6 тыс. семей с неблагоприятным семенным климатом.
В последние годы обостряется проблема положения детей в семьях, где один или оба родителя являются безработными. В структуре безработных более 40% составляют родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей - инвалидов, из них - одинокие родители составляют 1,2%, многодетные родители - чуть больше 2% от общего числа безработных.
В 1998 г. из общего числа граждан, обратившихся в службу занятости области за оказанием помощи в поиске работы, 6755 человек, или 11% составили подростки в возрасте от 14 до 18 лет. Нашли работу 4856 человек. Из числа обратившихся подростков - 4250 учащихся, желающих найти работу в свободное от учебы время.
Незанятость населения, в т.ч. подростков, всегда играла негативную роль как фактор, формирующий социальную и криминальную напряженность в обществе. Однако руководители предприятий неохотно принимают на работу несовершеннолетних на неполный рабочий день, не хотят нести правовую ответственность при возможных несчастных случаях, дополнительно обучать подростков. Главами муниципальных образовании принимаются решения о квотировании рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, однако данная мера, носящая рекомендательный характер, как правило, не подкрепляется реальным финансированием. В частности, и течение прошлого года такие решения были приняты руководителями Вязниковского, Юрьев - Польского районов. Аналогичная ситуация сложилась в Собинке, Гороховце, Меленковском районе. Не принималось каких-либо решений о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних на протяжении последних двух лет администрациями городов Суздаль, Кольчугино, Муром, районов Камешковского, Петушинского, Судогодского.
Усилия по смягчению негативного влияния современной социально - экономической ситуации на семью и детей принимаются и на областном уровне. Вместе с тем, реализация принятого в прошлом году областного Закона о предоставлении налоговых льгот организациям, обеспечивающим приоритетную занятость социально незащищенных категорий населения, тормозится нежеланием большинства руководителей предприятий области принимать на работу лиц данных категорий.
Несмотря на сложную социально - экономическую ситуацию в области (область является дотационной), расходы на детство определены как приоритетные и социально значимые. В 1998 г. они составили порядка 30% от общих расходов бюджета.
В 1998 году в целом по области на учете в отделах социальной защиты населения состояло 265,4 тыс.детей, имеющих право на ежемесячное государственное пособие. Однако реально выплаты осуществляются только детям из малообеспеченных семей и семьям, в отношении которых вынесены судебные решения. Задолженность по выплате пособий на детей на конец года превысила 281 млн.руб., что в 2 раза больше в сравнении с существовавшей задолженностью на 01.01.98 г. Основными причинами такого положения являются трудности в исполнении доходной части бюджетов всех уровней, недостаточное поступление средств из федерального бюджета.
В целях снижения социальной напряженности, установления адресности социальных гарантий было принято постановление главы администрации области от 16.10.98 г. N 728 "О неотложных мерах по усилению социальной поддержки малоимущих семей, имеющих детей", о котором говорилось выше. В соответствии с ним установлены графики и сроки ликвидации задолженности по детским пособиям, предусматривающие первоочередную выплату пособии семьям со среднедушевым доходом, не превышающим суммы двух минимальных оплат труда, затем семьям, имеющим доходы ниже прожиточного минимума, установленного на душу населения Владимирской области. По состоянию на 1 января 1999 года, в области насчитывается 55391 детей, которым осуществляется выплата пособий в первоочередном порядке, численность таких получателей за 1998 год увеличилась в 2,6 раза и составляет 21% от общего числа детей, принятых на учет. Рост приоритетной выплаты пособия обусловлен не только снижением уровня материального обеспечения населения, но и изменением подхода к предоставлению социальных гарантий. В большинстве территорий критерием приоритетной выплаты пособий, кроме размера среднедушевого дохода, служат факторы социального характера. Государственные ежемесячные пособия в первоочередном порядке выплачиваются наиболее уязвимым категориям: детям из многодетных семей, детям - сиротам, детям - инвалидам и детям одиноких матерей. Пособия данным категориям семей выплачены по декабрь 1998 г. только в г.Кольчугино, по август 1998 г.- в г.г. Собинке, Радужном, по июль - в г.Владимире, большинство территорий смогли выплатить долги только за 1997 гол. А в г.г. Гусь - Хрустальном, Коврове, районах Александровском, Вязниковском, Гусевском, Камешковском, Киржачском, Судогодском, Суздальском и Юрьев - Польском существует задолженность по данным выплатам еще за 1997 год.
Стремясь выйти из создавшегося положения, органы местного самоуправления повсеместно приняли решение о безденежных расчетах с получателями пособий. С письменного согласия граждан оформляются взаимозачеты при оплате жилья и коммунальных услуг, за ДДУ, отпускаются промышленные и продовольственные товары. За 1998 год такой формой оплаты воспользовалось 57 тыс. малоимущих получателей пособии на сумму 16,6 млн.руб. Наиболее развита натуральная система погашения долгов в г.Вязники, где охвачено 97% получателей, а также в г.г. Кольчугино - 72%, Муроме - 41%, Александрове - 39%, в районах: Селивановском - 50%, Вязниковском - 38%, Киржачском - 32%. Эта вынужденная форма расчетов вызывает противоречивую реакцию у населения. Значительная часть семей (89%) желает получить пособие в денежном выражении.