ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 1999 года N 223
О положении детей в области и мерах по их поддержке
Обсудив ежегодный доклад "О положении детей во Владимирской области за 1998 год", коллегия отмечает, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.08.93 N 848 "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, развития и защиты детей" и Федеральным законом от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в области проводится работа по улучшению положения детей. Реализуются программы "Дети Владимирской области", "Адресная социальная защита населения Владимирской области", "Молодежь Владимирской области". Увеличивается количество муниципальных оздоровительных лагерей и детей, отдохнувших в них, развивается сеть приютов и реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Администрации гг. Александрова, Владимира, Вязники, Кольчугино, Мурома, Радужного, Камешковского, Муромского и Юрьев - Польского районов принимают активные меры по поддержке детства, уделяя особое внимание организации полноценного питания детей, в т.ч. 1-2 года жизни, лечению и оздоровлению детей, созданию условий для образовательной и воспитательной деятельности в интересах детей и подростков.
Вместе с тем, материалы доклада свидетельствуют о сохранении серьезных проблем и развитии некоторых негативных тенденций в основных сферах жизнедеятельности детей в области.
В 1998 году в 1,8 раза выросла заболеваемость детей туберкулезом. Проявляется устойчивая тенденция к уменьшению числа детей с нормальным физическим развитием. Не решена проблема полноценного питания детей. Повсеместно не выдерживаются денежные и натуральные нормы питания. Горячим питанием охвачено 44,2% школьников области. Обеспечение молочными смесями детей 1-2 года жизни составляет 30-50%, дотация на их питание в большинстве районов не выдается. Функционируют лишь 10 молочных кухонь из 24. В области не производятся продукты детского питания, сократился выпуск товаров для детей.
Снижается воспитательное воздействие школы на детей и их родителей, увеличивается социальное сиротство, требует решения вопрос социальной адаптации выпускников детских домов, связанный с их дальнейшим образованием, трудоустройством и обеспечением жильем. Общая преступность несовершеннолетних по сравнению с предыдущим годом возросла на 6,7%.
В этих условиях в гг. Гусь - Хрустальном, Собинке, Александровском, Собинском, Судогодском, Петушинском и других районах отсутствует необходимая координация действий различных ведомств в решении вопросов детства и система профилактики безнадзорности и преступлений несовершеннолетних, защиты и охраны их прав. В большинстве территорий бездействуют общественные советы и комитеты, объединения и фонды, созданные в интересах семьи и детства, слабо развивается благотворительная деятельность, не систематизировано распределение гуманитарной помощи.
В целях усиления контроля за реализацией социальной политики в интересах детей, принятия более эффективных мер по их поддержке,
постановляю:
1. Ежегодный доклад "О положении детей во Владимирской области (1998 год)" утвердить (прилагается) и направить в органы местного самоуправления и руководителям заинтересованных государственных органов исполнительной власти.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований городов и районов:
2.1. Обеспечить полноценное питание детей в образовательных учреждениях, используя для этого дотации и дополнительные средства, в т.ч. от сдачи в аренду площадей данных учреждений, развитие подсобных хозяйств и производство сельскохозяйственной продукции учащимися.
Увеличить объемы натуральных выплат продуктами питания и товарами для детей, оплату жилья, коммунальных услуг и дошкольных образовательных учреждений в счет детских пособий. Оказывать помощь нуждающимся семьям в выделении и обработке земельных участков, обеспечении посевным материалом, развивать другие виды семейного самообеспечения продуктами питания.
Совместно с фондами социальной поддержки населения и общественными объединениями способствовать организации благотворительной помощи, открытому распределению гуманитарной помощи, сбору средств и одежды для малообеспеченных семей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию.
2.2. Осуществлять финансирование учреждений здравоохранения и мероприятий по оказанию медицинской и лекарственной помощи детям, реабилитации детей - инвалидов, не вошедших в территориальную программу ОМС, в приоритетном порядке. Оказывать профилактическую и первичную помощь семьям и детям, употребляющим наркотические и токсические вещества. Предусмотреть меры по пропаганде здорового образа жизни.
2.3. Принять меры по предупреждению социального сиротства детей, увеличению приемных и патронатных семей для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развивать сеть приютов, реабилитационных и кризисных центров, социальных гостиниц для детей, попавших в трудное положение. Создать условия для социальной адаптации выпускников детских домов, специальных учебно - воспитательных учреждений, воспитательных колоний, предоставляя им жилье, работу и социальные гарантии.
2.4. Повысить роль комиссий по делам несовершеннолетних в создании системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, освободить секретарей комиссий от несвойственных им обязанностей, создать условия для проведения предупредительной, контрольной и координирующей работы в данном направлении.
3. Главному финансовому управлению администрации области (Кузин В.П.) обеспечить финансирование целевых программ в интересах семьи и детства, в т.ч. "Дети Владимирской области" в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели.
4. Управлениям экономическому (Кретинин В.А.), промышленности (Дмитриев Н.И.), потребительского рынка и услуг (Абрамов В.Б.), департаменту сельского хозяйства и продовольствия (Нагорный В.М.) администрации области рассмотреть возможность расширения в области производства и реализации промышленных товаров для детей, специализированных продуктов детского питания.
5. Рекомендовать департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Владимирской области (Егоров Н.С.), государственной инспекции труда по Владимирской области (Воробьев В.Ф.), главам муниципальных образований усилить контроль за соблюдением законодательства по охране труда и трудоустройству несовершеннолетних и родителей с детьми.
6. Департаменту образования администрации области (Корешков М.В.) совместно с управлением юстиции (Орлов В.А.):
6.1. В срок до 01.09.99 г. внести предложения об открытии и финансировании в области специальной закрытой школы для подростков с девиантным поведением.
6.2. Усилить работу по обеспечению прав несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, находящихся в специальных учебно - воспитательных учреждениях и освобождающихся из них, созданию и функционированию попечительских советов при воспитательных колониях.
7. Департаменту социальной защиты населения (Кукушкина Л.Е.), комитету по социальной политике (Станчев А.Е.) администрации области совместно с фондом социальной поддержки населения области (Пеньевская Н.А.) и главой местного самоуправления г.Владимира (Шамов И.В.) рассмотреть вопрос об открытии в 1999 году в г.Владимире комплексного антикризисного центра "Семья".
8. Департаменту образования (Корешков М.В.), комитетам по вопросам молодежной политики (Коновалов В.В.), культуре (Балахтин В.И.), физкультуре, спорту и туризму (Борисенко Л.А.) администрации области, совместно с органами местного самоуправления:
8.1. Усилить контроль за исполнением на территории области законодательства РФ, Владимирской области по вопросам обеспечения обязательного основного общего образования, сохранения доступности получения бесплатного общего образования, расширения бесплатных услуг (спортивных секций, кружков досуговой направленности) на базе функционирующих образовательных учреждений;
8.2. Не допускать фактов необоснованного закрытия и перепрофилирования детских образовательных учреждений. Усилить роль школы, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта в работе с детьми. Шире использовать исторические и культурные особенности и возможности Владимирского края в гражданском и патриотическом воспитании подрастающего поколения, создании условий для свободного доступа к культурным ценностям и спортивным сооружениям, деятельности детских общественных организаций и объединений.
9. Комитету по социальной политике администрации области (Станчев А.Е.) усилить координацию действий областных учреждений, органов местного самоуправления в приоритетных направлениях жизнеобеспечения детей.
В срок до 01.06.99 г. внести предложения по созданию при администрации области Совета по защите прав детей, образованию и воспитанию несовершеннолетних.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Мельникова В.А.
11. Данное постановление вступает в силу с даты его официального опубликования.
Глава администрации Владимирской области
Н.ВИНОГРАДОВ
I. Демографическая ситуация. Основные характеристики
Население области к началу 1999 года составило, по предварительным данным, 1623,3 тыс.человек, из которых 80,5% - жители городов и 19,5% сельские жители. Численность детей и подростков до 18 лет на начало 1999 года составляла 357,7 тыс.чел. (22% от общей численности населения).
За 1998 год родилось 11942 младенца, что на 231 человек больше, чем в 1997 году. В т.ч. 465 детей родилось у матерей, не достигших возраста 18 лет. В области 466,7 тыс.семей, из них неполных семей (состоящих из матери и детей) - 57705 (12,9%), в т.ч. с детьми моложе 18 лет - 27434; 16,6 тыс.детей воспитываются одинокими матерями. У женщин, не состоящих в браке, родилось 2788 детей. Это 23,8% от общего числа родившихся.
Сокращается число многодетных семей. В 1998 году их количество составило 7017 семьи (в 1997 г. - 10863 семей). 70% этих семей - трехдетные.
Общая численность населения Владимирской области снизилась по сравнению с 1997 годом на 7,3 тыс.человек. Снижение численности населения обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся в 2,2 раза. Динамика этого процесса характеризуется следующими цифрами:
на 1000 населения | 1996 | 1997 | 1998 |
количество родившихся | 7,5 | 7,2 | 7,4 |
количество умерших | 15,9 | 15,8 | 16,2 |
естественная убыль | - 8,4 | - 8,6 | - 8,8 |
II. Права детей и основные нормативные акты в области их социально - правовой защиты
Одним из основных направлений социальной политики в отношении детей является их социально - правовая защита, выполнение государственных гарантий и льгот, установленных для семей с несовершеннолетними детьми.
Дополнением к проводимой федеральными органами законодательной деятельности в защиту прав детей, служит нормотворчество, осуществляемое в области. Оно проводится в соответствии с законами РФ и направлено на оказание дополнительной социальной помощи наименее защищенным группам и категориям детей и семьям с детьми. В частности, в 1998 году принят Закон "О предоставлении налоговых льгот организациям, обеспечивающим приоритетную занятость социально незащищенных категорий населения", "О молодежной политике Владимирской области".
За прошедший год в области принят также целый ряд постановлений и распоряжений главы администрации, направленных на решение социальных проблем, в т.ч. "Об опытно - экспериментальной работе по внедрению модели деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми", "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О неотложных мерах но усилению социальной поддержки малоимущих семей, имеющих детей".
В области утверждена "Концепция семейной политики", ориентирующая социальную политику на семью, обеспечение прав и гарантий, предоставляемых семье, детям и женщинам. В рамках данной Концепции действует целый ряд программ, направленных на решение социальных проблем семьи и детства, в т.ч. "Адресная социальная защита населения Владимирской области", "Молодежь Владимирской области", "План первоочередных мероприятий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года во Владимирской области". С 1995 года во Владимирской области реализуется комплексная программа "Дети Владимирской области", включающая в себя 10 целевых подпрограмм: "Дети - инвалиды", "Дети - сироты", "Охрана здоровья детей", "Организация летнего отдыха детей и подростков", "Одаренные дети", "Развитие сети учреждений социальной помощи семье и детям", "Питание детей 1-2 года жизни", "Планирование семьи", "Дети беженцев и вынужденных переселенцев", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". За 3 года на программу было выделено 31448 млн. из областного бюджета. В 1998 году в связи с тяжелой финансовой ситуацией из 10702,0 тыс.руб., запланированных бюджетом-98 на программу, использовано лишь 1261,371 тыс.руб., т.е. 11,8%. Положение с освоением выделенных по программе средств значительно осложнилось тем, что проведение взаимозачетов как основной в 1998 году формы расчетов с получателями средств, в ряде случаев просто невозможно, поскольку их действие ограничено пределами области.
В прошедшем году значительно активизировала свою работу созданная в 1997 году при администрации области межведомственная комиссия по вопросам улучшения положения семьи, женщин и детей, в состав которой вошли руководители государственных органов, определяющих социальную политику в области, депутаты Законодательного Собрания, представители женских и детских общественных организаций, средств массовой информации и науки. В течение года состоялось четыре заседания комиссии, на которых рассматривались вопросы разработки Концепции семейной политики Владимирской области, формирования областных программ "Дети Владимирской области" и "Женщины Владимирской области", необходимости принятия областного закона о защите прав детей.
III. Семья и дети: сохранение уровня социальных услуг и гарантий
Одним из факторов, определяющих социально - экономическое положение детей, является общий уровень жизни. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в декабре 1998 г. и декабре 1997 г. составляла соответственно 581,5 тыс. и 343,6 тыс.руб. в месяц.
Численность малоимущих семей с несовершеннолетними детьми продолжает расти. По данным на 01.01.99 г., в органах социальной защиты учтено 53 388 семей, находящихся в особо трудных условиях. В них детей до 16 лет свыше 90 тысяч. Из них более 3,5 тыс. семей, имеющих 3,6 тыс. детей - инвалидов; более 7 тыс. многодетных семей, насчитывающих свыше 24,1 тыс. детей; более 9 тыс. неполных семей, в них детей более 9 тыс.; 7,8 тыс. матерей - одиночек, воспитывающих 8,9 тыс. детей.
Все больше детей остается сиротами при живых родителях; если в 1992 г. выявлено 811 детей, оставшихся без попечения родителей, то в 1998 - 1063 (1997 г. - 1111). Наблюдается рост социальной дезадаптации детей. На учете в органах внутренних дел состоят более 6 тыс. семей с неблагоприятным семенным климатом.
В последние годы обостряется проблема положения детей в семьях, где один или оба родителя являются безработными. В структуре безработных более 40% составляют родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей - инвалидов, из них - одинокие родители составляют 1,2%, многодетные родители - чуть больше 2% от общего числа безработных.
В 1998 г. из общего числа граждан, обратившихся в службу занятости области за оказанием помощи в поиске работы, 6755 человек, или 11% составили подростки в возрасте от 14 до 18 лет. Нашли работу 4856 человек. Из числа обратившихся подростков - 4250 учащихся, желающих найти работу в свободное от учебы время.
Незанятость населения, в т.ч. подростков, всегда играла негативную роль как фактор, формирующий социальную и криминальную напряженность в обществе. Однако руководители предприятий неохотно принимают на работу несовершеннолетних на неполный рабочий день, не хотят нести правовую ответственность при возможных несчастных случаях, дополнительно обучать подростков. Главами муниципальных образовании принимаются решения о квотировании рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, однако данная мера, носящая рекомендательный характер, как правило, не подкрепляется реальным финансированием. В частности, и течение прошлого года такие решения были приняты руководителями Вязниковского, Юрьев - Польского районов. Аналогичная ситуация сложилась в Собинке, Гороховце, Меленковском районе. Не принималось каких-либо решений о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних на протяжении последних двух лет администрациями городов Суздаль, Кольчугино, Муром, районов Камешковского, Петушинского, Судогодского.
Усилия по смягчению негативного влияния современной социально - экономической ситуации на семью и детей принимаются и на областном уровне. Вместе с тем, реализация принятого в прошлом году областного Закона о предоставлении налоговых льгот организациям, обеспечивающим приоритетную занятость социально незащищенных категорий населения, тормозится нежеланием большинства руководителей предприятий области принимать на работу лиц данных категорий.
Несмотря на сложную социально - экономическую ситуацию в области (область является дотационной), расходы на детство определены как приоритетные и социально значимые. В 1998 г. они составили порядка 30% от общих расходов бюджета.
В 1998 году в целом по области на учете в отделах социальной защиты населения состояло 265,4 тыс.детей, имеющих право на ежемесячное государственное пособие. Однако реально выплаты осуществляются только детям из малообеспеченных семей и семьям, в отношении которых вынесены судебные решения. Задолженность по выплате пособий на детей на конец года превысила 281 млн.руб., что в 2 раза больше в сравнении с существовавшей задолженностью на 01.01.98 г. Основными причинами такого положения являются трудности в исполнении доходной части бюджетов всех уровней, недостаточное поступление средств из федерального бюджета.
В целях снижения социальной напряженности, установления адресности социальных гарантий было принято постановление главы администрации области от 16.10.98 г. N 728 "О неотложных мерах по усилению социальной поддержки малоимущих семей, имеющих детей", о котором говорилось выше. В соответствии с ним установлены графики и сроки ликвидации задолженности по детским пособиям, предусматривающие первоочередную выплату пособии семьям со среднедушевым доходом, не превышающим суммы двух минимальных оплат труда, затем семьям, имеющим доходы ниже прожиточного минимума, установленного на душу населения Владимирской области. По состоянию на 1 января 1999 года, в области насчитывается 55391 детей, которым осуществляется выплата пособий в первоочередном порядке, численность таких получателей за 1998 год увеличилась в 2,6 раза и составляет 21% от общего числа детей, принятых на учет. Рост приоритетной выплаты пособия обусловлен не только снижением уровня материального обеспечения населения, но и изменением подхода к предоставлению социальных гарантий. В большинстве территорий критерием приоритетной выплаты пособий, кроме размера среднедушевого дохода, служат факторы социального характера. Государственные ежемесячные пособия в первоочередном порядке выплачиваются наиболее уязвимым категориям: детям из многодетных семей, детям - сиротам, детям - инвалидам и детям одиноких матерей. Пособия данным категориям семей выплачены по декабрь 1998 г. только в г.Кольчугино, по август 1998 г.- в г.г. Собинке, Радужном, по июль - в г.Владимире, большинство территорий смогли выплатить долги только за 1997 гол. А в г.г. Гусь - Хрустальном, Коврове, районах Александровском, Вязниковском, Гусевском, Камешковском, Киржачском, Судогодском, Суздальском и Юрьев - Польском существует задолженность по данным выплатам еще за 1997 год.