1. Паспорт Программы
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
3. Цели и задачи Программы
4. Основные направления реализации Программы
5. Ресурсное обеспечение Программы
6. Механизм реализации и управления Программой
7. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
8. Мероприятия Программы
Наименование Программы: | "Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2004 - 2006 годы" (далее - Программа) |
Правовое обоснование Программы: | "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" |
Федеральный Закон "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" | |
Федеральный Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" | |
Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" | |
Постановление Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)" | |
Закон Владимирской области "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза" | |
Заказчик Программы: | Администрация Владимирской области |
Основной разработчик Программы: | Департамент здравоохранения администрации Владимирской области |
Цели и задачи Программы: | - реализация системы мер по предупреждению |
Задачи Программы: | - развитие и укрепление материально- технической базы противотуберкулезной службы; |
Сроки реализации | 2004-2006 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы: | - Департамент здравоохранения администрации Владимирской области; |
(в редакции Закона Владимирской области c:\content\ngr\RU33DMJ200600155.doc ; | |
Объемы и источники финансирования Программы: | Общий объем финансирования Программы на 2004-2006 годы составляет 26863 тыс. руб., в том числе: |
(в редакции Закона Владимирской области c:\content\ngr\RU33DMJ200500519.doc ; | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: | - стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с распространенностью туберкулеза во Владимирской области; |
Организация контроля за реализацией Программы: | Контроль за реализацией Программы осуществляют Губернатор области и Законодательное Собрание Владимирской области |
Туберкулез является медико-социальной проблемой, на которую оказывают влияние не только эффективность противотуберкулезных мероприятий, но и экономические и социальные факторы, качество жизни и питания. Особенности развития в последние годы эпидемиологической ситуации во Владимирской области, как и в целом по России, могут быть оценены как угроза начинающейся эпидемии. Подъем заболеваемости туберкулезом начался с 1992 года. В 2001 году заболеваемость туберкулезом во Владимирской области составила 76 человек на 100 тыс. населения, смертность возросла до 18,6 человек на 100 тыс. населения.
Реализация целевой Программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2001-2003 годы" позволила прервать резкий рост заболеваемости. Однако для достижения стабилизации эпидемиологического процесса и устойчивого снижения заболеваемости в области необходимо продолжение интенсивных комплексных противотуберкулезных мероприятий.
В 2002 году во Владимирской области зарегистрировано 1196 впервые выявленных больных туберкулезом, из них 302 больных по УИН. Под диспансерным наблюдением в противотуберкулезных учреждениях Владимирской области находятся 19412 человек, в том числе 3490 больных с активной формой туберкулеза.
На 01.03.2003 года во Владимирской области насчитывается 1035 очагов туберкулезной инфекции. На учете по контакту в противотуберкулезных учреждениях состоит свыше 2500 человек, из которых 33% составляют дети и подростки.
Противотуберкулезная служба Владимирской области представлена 5 диспансерами, 22 противотуберкулезными кабинетами, 735 специализированными койками, 60 детскими санаторными койками.
Материально-техническая база многих учреждений противотуберкулезной службы области остается неудовлетворительной, высок процент износа зданий.
Требуется ремонт фасада и кровли здания для размещения областного противотуберкулезного диспансера (постройки 1988 г.), зданий диспансерного отделения ОПТД. Завершение этих ремонтов, строительство трансформаторной подстанции, гаража, пищеблока ОПТД требуют дополнительных капитальных вложений.
Около трети рентгеновской аппаратуры технически и морально устарело. В целом ряде территорий требуется обновление рентгенографической техники. В области функционирует лишь 2 стационарных цифровых флюорографа, что явно недостаточно. Наиболее острая необходимость в приобретении флюорографа отмечается в Петушинском районе, округах Вязники и Кольчугино.
Охват флюорографическим обследованием населения снизился до 36,5% (2002 год), при этом 63,8% больных выявляются при обращении и часто в запущенных стадиях. Из-за отсутствия в области передвижных флюорографов за последнее десятилетие значительно ухудшились показатели обследования сельского населения.
С помощью цифровой флюорографии надежно на ранней стадии выявляются незначительные изменения, вызванные туберкулезом. В рамках Программы предполагается оснащение учреждений здравоохранения области как передвижными, так и стационарными малодозовыми цифровыми флюорографами нового поколения, которые имеют целый ряд положительных отличий от пленочных аппаратов.
Для лечения больных, включая больных с мультирезистентными формами, необходимо достаточное обеспечение противотуберкулезными препаратами, в т.ч. и второго ряда. Обеспечение противотуберкулезными препаратами осуществляется за счет федерального бюджета, по линии Всемирной Организации Здравоохранения (до 2004 г. включительно) и за счет закупок из областного бюджета. Для осуществления эффективного мониторинга и прогнозирования ситуации по эпидемиологии и лекарственному обеспечению противотуберкулезной помощи в области необходимо обеспечение ОПТД персональными компьютерами и другой оргтехникой.
В результате реализации областной целевой Программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2001 - 2003 годы" удалось стабилизировать эпидемиологическую обстановку в области, прервать высокий рост заболеваемости, наблюдавшийся на протяжении всего предыдущего десятилетия. Значительно активизировалась работа по раннему выявлению больных туберкулезом, количество больных, выявленных методом бактериоскопии мокроты возросло более чем в 10 раз. Сократились сроки диагностики туберкулеза в общей лечебной сети.
Впервые была внедрена и показала высокую клиническую и экономическую эффективность система поощрения больных, аккуратно выполняющих режим лечения на амбулаторном этапе. Важным достижением явилась более тесная и эффективная координация деятельности противотуберкулезных служб гражданской и пенитенциарной систем. Проведенный в 2002 - 2003 годах перевод ОПТД в новое здание позволяет поднять эффективность противотуберкулезной помощи населению области на качественно более высокий и соответствующий современным стандартам уровень.
В результате реализации указанной областной Программы, привлечения экспертной помощи Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), Центрального НИИ туберкулеза (г. Москва), средств федерального бюджета и международных спонсоров по линии ВОЗ была значительно улучшена оснащенность лечебно-профилактических учреждений области микроскопами и другим лабораторным оборудованием, практически снята проблема обеспечения противотуберкулезными препаратами, туберкулином, расходными материалами для бактериологических лабораторий. Внедрена компьютеризированная система лекарственного обеспечения. Во всех случаях у впервые выявленных больных лечение проводится под непосредственным контролем медицинского работника по протоколу ВОЗ.
Вместе с тем для закрепления достигнутых результатов, достижения устойчивой тенденции снижения заболеваемости туберкулезом и его распространенности необходимо долговременное продолжение активных мероприятий по укреплению материально-технической базы противотуберкулезной службы, внедрению системы мониторинга эпидемиологической ситуации и системы поощрения больных. Важным компонентом Программы должно стать внедрение системы инфекционного контроля в противотуберкулезных учреждениях, направленной на кардинальное снижение риска инфицирования и заболевания для персонала и больных, что является крайне важным в плане улучшения общей эпидемиологической ситуации по туберкулезу в области. Необходимым условием успешности проводимых мероприятий является их системный и межведомственный характер.
Основными целями Программы являются стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом, снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения за счет комплексного решения проблем профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных туберкулезом.
Для достижения указанных целей предстоит решить следующие задачи: