Недействующий

ЗАКОН

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 29 декабря 2003 года N 135-ОЗ

О целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2004-2006 годы"

Принят Законодательным Собранием области 24 декабря 2003 года

Срок действия истек

(Изменения:

Закон Владимирской области от 06.05.2005 N 44-ОЗ; НГР ru33000200500164,

Закон Владимирской области от 01.08.2005 N 116-ОЗ, НГР ru33000200500321,

Закон Владимирской области от 28.12.2005 N 198-ОЗ, НГР ru33000200500519,

Закон Владимирской области от 07.04.2006 N 33-ОЗ, НГР ru33000200600155,

Закон Владимирской области от 07.12.2006 N 169-ОЗ; НГР ru33000200600509)

Статья 1.


Утвердить целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2004-2006 годы" согласно приложению.

Статья 2.


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
 Владимирской области

Н.В. Виноградов

Владимир

29 декабря 2003 г.

N 135-ОЗ

Приложение

к Закону Владимирской области

от 29.12.2003 N 135-ОЗ

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2006 ГОДЫ" Г.ВЛАДИМИР 2003 г.


1. Паспорт Программы

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

3. Цели и задачи Программы

4. Основные направления реализации Программы

5. Ресурсное обеспечение Программы

6. Механизм реализации и управления Программой

7. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

8. Мероприятия Программы

Наименование Программы:

"Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2004 - 2006 годы" (далее - Программа)

Правовое обоснование Программы:

"Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"

Федеральный Закон "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"

Федеральный Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации"

Постановление Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)"

Закон Владимирской области "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза"

Указ Губернатора Владимирской области от 04.02.2003 N 1 "О законодательной инициативе и нормотворческой деятельности Губернатора области в 2003 году"

Заказчик Программы:

Администрация Владимирской области

Основной разработчик Программы:

Департамент здравоохранения администрации Владимирской области

Цели и задачи Программы:

- реализация системы мер по предупреждению
 распространения туберкулеза;

 - снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения;

 - стабилизация эпидемиологической ситуации,
 связанной с туберкулезом

Задачи Программы:

- развитие и укрепление материально- технической базы противотуберкулезной службы;

 - внедрение эпидемиологического мониторинга туберкулеза во Владимирской области;

 - совершенствование методов профилактики, раннего выявления, диагностики и лечения больных туберкулезом;

 - повышение профессиональной квалификации медицинских работников в области предупреждения и борьбы с туберкулезом;

 - создание безопасных условий их труда для персонала противотуберкулезных учреждений;

 - обеспечение информированности населения о туберкулезе

Сроки реализации
 Программы:

2004-2006 годы

Исполнители основных мероприятий Программы:

- Департамент здравоохранения администрации Владимирской области;

 - Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области;

 - Департамент строительства и архитектуры;

 - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора во Владимирской области (по согласованию);

 - Органы местного самоуправления (по согласованию)

(в редакции Закона Владимирской области c:\content\ngr\RU33DMJ200600155.doc ;
НГР ru33000200600155)

Объемы и источники финансирования Программы:

Общий объем финансирования Программы на 2004-2006 годы составляет 26863 тыс. руб., в том числе:
 - из областного бюджета - 22563 тыс. рублей;

 - из муниципальных бюджетов - 4300 тыс. рублей.
 Объемы финансирования из областного бюджета мероприятий Программы на соответствующий год ежегодно утверждаются Законом Владимирской области "Об областном бюджете", исходя из возможностей областного бюджета

(в редакции Закона Владимирской области c:\content\ngr\RU33DMJ200500519.doc ;
НГР ru33000200500519)
 (в редакции Закона Владимирской области c:\content\ngr\RU33DMJ200600155.doc ;
НГР ru33000200600155)
 (в редакции Закона Владимирской области c:\content\ngr\RU33DMJ200600509.doc )

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

- стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с распространенностью туберкулеза во Владимирской области;

 - замедление темпов распространения туберкулеза;

 - снижение заболеваемости туберкулезом не выше 50 человек на 100 тыс. населения;

 - снижение заболеваемости детей не более 6 на 100 тыс. населения;

 - снижение смертности - не выше 12 человек на 100 тыс. населения;

 - своевременное выявление и лечение туберкулеза;

 - укрепление материально-технической базы противотуберкулезной службы

Организация контроля за реализацией Программы:

Контроль за реализацией Программы осуществляют Губернатор области и Законодательное Собрание Владимирской области

Туберкулез является медико-социальной проблемой, на которую оказывают влияние не только эффективность противотуберкулезных мероприятий, но и экономические и социальные факторы, качество жизни и питания. Особенности развития в последние годы эпидемиологической ситуации во Владимирской области, как и в целом по России, могут быть оценены как угроза начинающейся эпидемии. Подъем заболеваемости туберкулезом начался с 1992 года. В 2001 году заболеваемость туберкулезом во Владимирской области составила 76 человек на 100 тыс. населения, смертность возросла до 18,6 человек на 100 тыс. населения.

Реализация целевой Программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2001-2003 годы" позволила прервать резкий рост заболеваемости. Однако для достижения стабилизации эпидемиологического процесса и устойчивого снижения заболеваемости в области необходимо продолжение интенсивных комплексных противотуберкулезных мероприятий.

В 2002 году во Владимирской области зарегистрировано 1196 впервые выявленных больных туберкулезом, из них 302 больных по УИН. Под диспансерным наблюдением в противотуберкулезных учреждениях Владимирской области находятся 19412 человек, в том числе 3490 больных с активной формой туберкулеза.

На 01.03.2003 года во Владимирской области насчитывается 1035 очагов туберкулезной инфекции. На учете по контакту в противотуберкулезных учреждениях состоит свыше 2500 человек, из которых 33% составляют дети и подростки.

Противотуберкулезная служба Владимирской области представлена 5 диспансерами, 22 противотуберкулезными кабинетами, 735 специализированными койками, 60 детскими санаторными койками.

Материально-техническая база многих учреждений противотуберкулезной службы области остается неудовлетворительной, высок процент износа зданий.

Требуется ремонт фасада и кровли здания для размещения областного противотуберкулезного диспансера (постройки 1988 г.), зданий диспансерного отделения ОПТД. Завершение этих ремонтов, строительство трансформаторной подстанции, гаража, пищеблока ОПТД требуют дополнительных капитальных вложений.

Около трети рентгеновской аппаратуры технически и морально устарело. В целом ряде территорий требуется обновление рентгенографической техники. В области функционирует лишь 2 стационарных цифровых флюорографа, что явно недостаточно. Наиболее острая необходимость в приобретении флюорографа отмечается в Петушинском районе, округах Вязники и Кольчугино.

Охват флюорографическим обследованием населения снизился до 36,5% (2002 год), при этом 63,8% больных выявляются при обращении и часто в запущенных стадиях. Из-за отсутствия в области передвижных флюорографов за последнее десятилетие значительно ухудшились показатели обследования сельского населения.

С помощью цифровой флюорографии надежно на ранней стадии выявляются незначительные изменения, вызванные туберкулезом. В рамках Программы предполагается оснащение учреждений здравоохранения области как передвижными, так и стационарными малодозовыми цифровыми флюорографами нового поколения, которые имеют целый ряд положительных отличий от пленочных аппаратов.

Для лечения больных, включая больных с мультирезистентными формами, необходимо достаточное обеспечение противотуберкулезными препаратами, в т.ч. и второго ряда. Обеспечение противотуберкулезными препаратами осуществляется за счет федерального бюджета, по линии Всемирной Организации Здравоохранения (до 2004 г. включительно) и за счет закупок из областного бюджета. Для осуществления эффективного мониторинга и прогнозирования ситуации по эпидемиологии и лекарственному обеспечению противотуберкулезной помощи в области необходимо обеспечение ОПТД персональными компьютерами и другой оргтехникой.

В результате реализации областной целевой Программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2001 - 2003 годы" удалось стабилизировать эпидемиологическую обстановку в области, прервать высокий рост заболеваемости, наблюдавшийся на протяжении всего предыдущего десятилетия. Значительно активизировалась работа по раннему выявлению больных туберкулезом, количество больных, выявленных методом бактериоскопии мокроты возросло более чем в 10 раз. Сократились сроки диагностики туберкулеза в общей лечебной сети.

Впервые была внедрена и показала высокую клиническую и экономическую эффективность система поощрения больных, аккуратно выполняющих режим лечения на амбулаторном этапе. Важным достижением явилась более тесная и эффективная координация деятельности противотуберкулезных служб гражданской и пенитенциарной систем. Проведенный в 2002 - 2003 годах перевод ОПТД в новое здание позволяет поднять эффективность противотуберкулезной помощи населению области на качественно более высокий и соответствующий современным стандартам уровень.

В результате реализации указанной областной Программы, привлечения экспертной помощи Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), Центрального НИИ туберкулеза (г. Москва), средств федерального бюджета и международных спонсоров по линии ВОЗ была значительно улучшена оснащенность лечебно-профилактических учреждений области микроскопами и другим лабораторным оборудованием, практически снята проблема обеспечения противотуберкулезными препаратами, туберкулином, расходными материалами для бактериологических лабораторий. Внедрена компьютеризированная система лекарственного обеспечения. Во всех случаях у впервые выявленных больных лечение проводится под непосредственным контролем медицинского работника по протоколу ВОЗ.

Вместе с тем для закрепления достигнутых результатов, достижения устойчивой тенденции снижения заболеваемости туберкулезом и его распространенности необходимо долговременное продолжение активных мероприятий по укреплению материально-технической базы противотуберкулезной службы, внедрению системы мониторинга эпидемиологической ситуации и системы поощрения больных. Важным компонентом Программы должно стать внедрение системы инфекционного контроля в противотуберкулезных учреждениях, направленной на кардинальное снижение риска инфицирования и заболевания для персонала и больных, что является крайне важным в плане улучшения общей эпидемиологической ситуации по туберкулезу в области. Необходимым условием успешности проводимых мероприятий является их системный и межведомственный характер.

Основными целями Программы являются стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом, снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения за счет комплексного решения проблем профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных туберкулезом.

Для достижения указанных целей предстоит решить следующие задачи:

- развитие и укрепление материально-технической базы противотуберкулезной службы;

- внедрение эпидемиологического мониторинга туберкулеза во Владимирской области;

- совершенствование методов профилактики, раннего выявления, диагностики и лечения больных туберкулезом;

- подготовка кадров медицинских работников области по предупреждению и борьбе с туберкулезом;

- создание безопасных условий труда для персонала противотуберкулезных учреждений;

- обеспечение информированности населения о мерах профилактики туберкулеза.

Программные мероприятия затрагивают системы здравоохранения и социальной защиты населения и направлены на своевременное выявление и лечение туберкулеза, снижение заболеваемости туберкулезом, стабилизацию эпидемиологической ситуации, сдерживание распространения туберкулезной инфекции среди населения, повышение санитарной грамотности населения, уровня профессиональных знаний и навыков персонала противотуберкулезных и общелечебных медицинских учреждений по диагностике, лечению и профилактике туберкулеза, обеспечение безопасных условий труда работников противотуберкулезных учреждений, повышение уровня материальной базы и технического обеспечения диагностики и лечения туберкулеза и проведение поощрения больных, аккуратно выполняющих режим лечения на амбулаторном этапе.

С целью улучшения состояния материально-технической базы учреждений противотуберкулезной службы предполагается направить 9500 тыс. рублей на ремонт кровли и 600 тыс. рублей на ремонт фасада корпуса ОПТД по адресу: г.Владимир, Судогодское шоссе, д.63, 300 тыс. рублей на капитальный ремонт здания диспансерного отделения ОПТД по адресу: г.Владимир, ул. Осьмова, д.6, 8000 тыс. руб. - строительство пищеблока и трансформаторной станции ОПТД по адресу: г. Владимир, Судогодское шоссе, д. 63

(в редакции Закона Владимирской области от 07.04.2006 N 33-ОЗ; НГР ru33000200600155)

(в редакции Закона Владимирской области от 07.12.2006 N 169-ОЗ; НГР ru33000200600509)

Повышение санитарной грамотности населения, которое имеет большое значение в плане предотвращения распространения инфекции, профилактики новых случаев заболевания, раннего выявления больных, более эффективного и менее длительного лечения больных будет достигнуто путем распространения печатных санитарно - просветительских материалов, выступлений с лекциями и беседами в СМИ, школах, ВУЗах, на предприятиях и т.д. На издание санитарно-просветительных материалов для населения (памятки, брошюры, плакаты) предполагается в рамках Программы направить 50 тыс. руб.

Путем проведения выездного курса повышения квалификации по фтизиатрии для врачей-специалистов (170 тыс. рублей) силами Российской Академии Последипломного Образования и специализированного курса усовершенствования для медицинских сестер (30 тыс. рублей) силами Владимирского базового медицинского училища, регулярных тренинг-курсов для врачей разных специальностей по ранней диагностике туберкулеза предполагается повысить профессиональный уровень медицинских работников области с целью более эффективного использования кадрового потенциала и материальных ресурсов противотуберкулезной службы области.

Уровень риска профессиональных заболеваний туберкулезом среди работников противотуберкулезных учреждений области, а также среди патологоанатомов, судебных медиков, анестезиологов, эндоскопистов, врачей и медицинских сестер других специальностей может быть снижен путем внедрения мер инфекционного контроля, что положительно повлияет на престиж и значимость профессии медицинского работника противотуберкулезной службы. В этом направлении предполагается обеспечить персонал противотуберкулезных учреждений и других ЛПУ с повышенным риском инфицирования респираторами типа N 95 (198 тыс. рублей), провести ремонты учреждений с реконструкцией систем вентиляции, оснастить их бактерицидными ультрафиолетовыми светильниками, обеспечить бактериологические и клинические лаборатории шкафами биологической безопасности (280 тыс. рублей).

Эффективность противотуберкулезных мероприятий в области непосредственно зависит от сроков и качества ранней диагностики и лечения заболевания. Для повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения предполагается централизовать бактериологическую противотуберкулезную службу на базе Областного противотуберкулезного диспансера, закупить автомобиль для регулярной централизованной доставки бактериологических материалов в эту лабораторию (240 тыс. рублей) и приобрести для нее необходимое лабораторное оборудование и расходные материалы на сумму 1095 рублей. Ранняя диагностика туберкулеза среди контингентов высокого риска заболевания и среди сельского и удаленно проживающего населения, а также раннее выявление онкопатологии органов дыхания возможно путем внедрения цифровой флюорографической техники, позволяющей проводить массовые обследования указанных групп населения непосредственно у места жительства, работы или длительного пребывания при низкой цене исследования за счет применения цифровых технологий. С этой целью в рамках Программы предполагается приобрести на долевой основе с участием соответствующих муниципальных образований стационарные и передвижные флюорографы. Для проведения выездной работы планируется приобрести передвижные флюорографы для Областного противотуберкулезного диспансера (3350 тыс. рублей), стационарные и передвижные флюорографы для муниципальных образований (8600 тыс. рублей), где сложилась наиболее острая ситуация с проведением профилактических осмотров населения вследствие отсутствия соответствующей аппаратуры.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»