Наименование | Программа государственной поддержки развития туризма во Владимирской области в 2001-2004 гг. "Малое |
Основание | Постановление главы администрации Владимирской области от 26.04.2000 N 289 |
Заказчик | Администрация области |
Основной | Комитет по физической культуре, спорту и туризму |
Цели и задачи программы, важнейшие целевые | Главной целью программы является оказание государственной поддержки развитию въездного и внутреннего |
Сроки реализации программы | 2001-2004 годы |
Исполнители | Структурные подразделения администрации области, |
Объемы и источники финансирования | Объем необходимых финансовых средств: 19 млн. 911 |
Ожидаемые | Формирование в области современного туристского |
Контроль за | Контроль за исполнением программы осуществляется |
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. На долю туризма приходится около 10% мирового национального продукта. Причем среднегодовые темпы роста мировых поступлений от международного туризма за последние 10 лет составляют 13% и, по прогнозам Всемирной Туристской Организации (ВТО), высокие устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере туризма сохранятся, к 2010 году количество международных поездок удвоится. Ожидается, что к 2010 году он станет ведущей экспортной отраслью в мире. При сохранении сложившихся темпов роста число туристов к 2005 году достигнет 900 миллионов человек.
Эти тенденции развиваются на туристском рынке России недостаточно быстрыми темпами. Что касается въездного туризма, то в настоящее время Россия занимает менее 1% мирового туристского рынка. Несмотря на колоссальный потенциал, туристские резервы, например, Владимирской области используются не более чем на 20%. На развитие туризма как в России в целом, так и во Владимирской области влияют такие факторы, как отсутствие индустрии туризма, соответствующей международным стандартам, и прежде всего комфортабельных средств размещения, низкий уровень сервисного обслуживания, ухудшение общественной безопасности и экологической обстановки в стране, низкий уровень доходов населения. Кроме того, одной из основных причин сокращения количества иностранных туристов является ликвидация профсоюзного туризма в бывших социалистических странах, который составлял 75% въездного туризма области, около 25% иностранных туристов составляли граждане капиталистических государств, большая часть которых посещала область по так называемым культурно - деловым обменам.
К 1994-1996 годам количество туристов, посетивших Владимирскую область, сократилось по сравнению с 1987 г. с 2 млн. человек до 430 тысяч человек. Однако в 1997 году наметилась тенденция стабилизации туристской сферы, повышение интереса к российскому и областному турпродукту. Эта тенденция к 2000 году укрепилась.
Развитие туризма во Владимирской области оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как связь, транспорт, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и при ограниченном потенциале экономики области из-за отсутствия стратегических ресурсов может быть одним из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики области при придании ему статуса приоритетной отрасли. Это обусловлено, прежде всего, наличием историко - культурных и природно - рекреационных факторов. Исключительно благоприятной территорией для развития туризма делает область также ее географическое положение (близость к Москве), наличие всемирно известного музея - заповедника, крупных научных центров (деловой туризм), сформированная система организации и проведения всероссийских и международных спортивных мероприятий (спортивный туризм).
Мировой опыт эволюции туризма как в развитых странах, так и в развивающихся странах демонстрирует необходимость эффективной государственной поддержки туристской отрасли.
Формы такой поддержки могут варьироваться от прямых инвестиций, направленных на формирование туристской инфраструктуры, на расходы по подготовке кадров, научное и рекламно - информационное обеспечение, продвигающего туристский продукт на мировом рынке, до налоговых льгот, стимулирующих приток инвестиций. Опыт развивающихся государств в трансформации туризма в основную бюджетообразующую отрасль страны в 80-90 годах демонстрирует обеспечение успеха в формировании национального бюджета через принятие в числе других такой первоочередной меры, как, например, полная отмена налогообложения туристских фирм. По данным ВТО, выполнение первоочередных мер по государственной поддержке, например, в Китае, увеличило поток иностранных туристов на 56,4%. По этим же данным, доходность средств, вложенных в развитие туризма, составляет 1:4,8, т.е. один рубль дает доход в 4,8 рубля, что делает туризм рентабельной отраслью. По уровню доходов мировой туризм занимает 2 место в мире после нефтедобывающей промышленности. Поэтому в развитых странах для продвижения национального туристского продукта на мировом рынке из федеральных и региональных бюджетов выделяются значительные денежные средства (например, в Канаде из федерального бюджета в 1995 г. было выделено 55 млн.долларов, в 1997 г. - 85 млн. долларов). Сюда входят инвестиции в туристскую индустрию (государство во многих случаях финансирует на 40-60% строительство гостиниц), в улучшение экологии, развитие транспорта, на рекламу отечественного турпродукта, маркетинг.
Анализ состояния туристской отрасли во Владимирской области уже в 1997 показал острую необходимость в решении проблем развития туризма путем оказания государственной поддержки. Основные принципы развития областного туризма были сформулированы и отражены в "Комплексе мер по государственной поддержке развития туризма во Владимирской области в 1998-2000 г.", принятом постановлением главы администрации области 29 июня 1998 года N 442. В результате выполнения мероприятий Комплекса мер в области заложены основы для дальнейшего развития туристской отрасли, позволяющие создать систему государственного регулирования и стимулирования развития туризма и закрепить обозначившиеся в ходе реализации Комплекса мер позитивные тенденции в формировании современного конкурентоспособного туристского продукта Владимирской области.
Реализация Комплекса позволила:
- ввести в 1998 году статистическое наблюдение за развитием туризма на территории области;
- осуществить мероприятия по защите прав и интересов туристов через лицензирование и сертификацию туристского продукта;
- сформировать областную систему рекламно - информационного обеспечения продвижения областного туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках через участие администрации области в работе туристских выставок - бирж, выпуск каталогов, буклетов, плакатов, проведение рекламных туров и презентаций, использование в рекламных целях СМИ;
- включить в организацию системы развития туризма области органы местного самоуправления;
- повысить профессиональный уровень туристских кадров;
- расширить ассортимент туристских программ через введение областной конкурсной системы в продвижении турпроукта.
Это позволило увеличить въездной турпоток в область, что, в свою очередь, способствовало росту собственных средств гостиниц, затрачиваемых на реконструкцию и модернизацию, строительство новых "малых" гостиниц. Въездной туристский поток увеличился в 1998 г. на 11%, в 1999 г. - на 20%. Увеличение количества туродней, проводимых туристами в области, составило соответственно 23% и 52%. Количество комфортабельных мест достигло 556.
На реализацию "Комплекса мер" выделено из областного бюджета в 1999 г. 122 тыс.руб., местных бюджетов - 55 тыс.руб., привлечено внебюджетных средств более 100 тыс.руб. (без учета средств на мероприятия по развитию инфраструктуры). При этом в виде налогов в бюджеты всех уровней поступило в 1999 году от туристских предприятий 17 млн.рублей.
По имеющимся оценкам, предложенным Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, на каждый рубль реализации турпродукта приходится как минимум аналогичная сумма расходов, осуществляемая туристом на приобретение услуг и товаров смежных отраслей (включая транспорт, связь, сельское хозяйство, финансовые услуги, индустрию развлечений и т.д.). Используя эту методику и с учетом того, что общий объем туристских (услуги турфирм, гостиниц, турбаз, музеев) составил в 1999 году более 100 млн.рублей, можно утверждать, что туристами приобретено в области в 1999 году товаров и услуг на сумму не менее 200 млн.рублей.
Состояние и динамика развития туристской деятельности в области за последние 3 года характеризуется следующими показателями:
Таб.1
1997 | 1998 | 1999 г. | |
Количество турфирм | 21 | 37 | 44 |
Количество турфирм, имеющих лицензию на | 16 | 23 | 38 |
Количество турфирм-туроператоров по | 17 | 23 | 27 |
Количество туристов и экскурсантов, посетивших область | 560008 | 645962 | 774515 |
в том числе и ностранных | 30160 | 31662 | 32273 |
в том числе школьников | 173998 | 217516 | 241692 |
Количество туродней | 80850 | 99832 | 151645 |
Таб.2
1997 | 1998 | 1999 г. | |
Количество мест в основных туристских гостиницах области | 2490 | 2465 | 2363 |
в них реконструированный комфортабельный | 110 | 234 | 556 |
Количество мест в действующих туристских | 906 | 941 | 1016 |
С реднегодовая заполняемость гостиниц и | 23% | 31% | 30% |