Недействующий

ЗАКОН

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 04 ноября 2000 года N 77-ОЗ

О программе государственной поддержки развития туризма во Владимирской области в 2001-2004 гг. "Малое Золотое кольцо"

Принят Законодательным Собранием области 25 октября 2000 года

(Действие Закона приостанавливается с 01.01.2004 по 31.12.2004 в части, необеспеченной финансированием из областного и местных бюджетов - Закон Владимирской области от 29.12.2003 N 136-ОЗ)

(Изменения:
Закон Владимирской области от 05.03.2002 N 19-ОЗ;
Закон Владимирской области от 05.08.2003 N 78-ОЗ)

Статья 1.


Утвердить программу государственной поддержки развития туризма во Владимирской области в 2001-2004 г.г. "Малое Золотое кольцо" согласно приложению.

Статья 2.


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о. Главы администрации
 Владимирской области

В.Веретенников

Владимир

4 ноября 2000 года

N 77-ОЗ

Приложение

к Закону

Владимирской области

от 04.11.2000 N 77-ОЗ

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2001-2004 ГГ. "МАЛОЕ ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО"


Наименование
 программы

Программа государственной поддержки развития туризма во Владимирской области в 2001-2004 гг. "Малое
 Золотое кольцо"

Основание
 для разработки

Постановление главы администрации Владимирской области от 26.04.2000 N 289

Заказчик
 программы

Администрация области

Основной
 разработчик
 программы

Комитет по физической культуре, спорту и туризму
 администрации Владимирской области

Цели и задачи программы, важнейшие целевые
 показатели

Главной целью программы является оказание государственной поддержки развитию въездного и внутреннего
 туризма через формирование турпродукта "Малое Золотое кольцо" с целью обеспечения, с одной стороны,
 широких возможностей для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских
 услугах, с другой стороны, значительного вклада в
 социально - экономическое развитие Владимирской области, в том числе за счет налоговых поступлений в
 бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и использования
 культурного и природного наследия.
 Основные задачи:
 - формирование современной нормативной правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристской деятельности;
 - совершенствование системы статистики в сфере туризма;
 - создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;
 - поднятие туристского имиджа области на внутреннем
 и внешнем рынках;
 - подготовка и повышение квалификации туристских
 кадров;
 - развитие культурного туризма как одного из приоритетов социально - экономического развития малых и
 средних городов области;
 - содействие развитию социального, в том числе детского самодеятельного туризма;
 - стимулирование развития материальной базы туризма.

Сроки реализации программы

2001-2004 годы

Исполнители
 основных мероприятий
 программы

Структурные подразделения администрации области,
 органов местного самоуправления (по согласованию),
 ассоциация туристических мероприятий и другие организации по профилю предусматриваемых мероприятий
 (по согласованию)

Объемы и источники финансирования

Объем необходимых финансовых средств: 19 млн. 911
 тыс.руб.
 в том числе: 2001 год - 3 млн. 103 тыс.руб.
 2002 год - 4 млн. 337 тыс.руб.
 2003 год - 5 млн. 471 тыс.руб.
 2004 год - 7 млн.руб.
 областной бюджет: 3 млн. 357 тыс.руб.,
 бюджет дорожного фонда: 14 млн.руб. (по согласованию),
 местные бюджеты: 1 млн. 328 тыс.руб. (по согласованию)
 внебюджетные источники: 1 млн. 226 тыс.руб. (без
 учета средств организаций, направляемых на мероприятия по развитию туристской индустрии)

Ожидаемые
 конечные результаты реализации
 программы

Формирование в области современного туристского
 рынка, увеличение доходов областного и местных
 бюджетов, стимулирование развит ия строительства,
 сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли,
 производства товаров народного потребления, образование новых рабочих мест в сфере туризма и смежных
 отраслях, привлечение инвестиций в экономику области, удовлетворение потребностей населения области
 в активном, полноценном отдыхе, приобщении к культурным ценностям, воспитании подрастающего поколения

Контроль за
 исполнением
 программы

Контроль за исполнением программы осуществляется
 администрацией в установленном порядке

Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. На долю туризма приходится около 10% мирового национального продукта. Причем среднегодовые темпы роста мировых поступлений от международного туризма за последние 10 лет составляют 13% и, по прогнозам Всемирной Туристской Организации (ВТО), высокие устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере туризма сохранятся, к 2010 году количество международных поездок удвоится. Ожидается, что к 2010 году он станет ведущей экспортной отраслью в мире. При сохранении сложившихся темпов роста число туристов к 2005 году достигнет 900 миллионов человек.

Эти тенденции развиваются на туристском рынке России недостаточно быстрыми темпами. Что касается въездного туризма, то в настоящее время Россия занимает менее 1% мирового туристского рынка. Несмотря на колоссальный потенциал, туристские резервы, например, Владимирской области используются не более чем на 20%. На развитие туризма как в России в целом, так и во Владимирской области влияют такие факторы, как отсутствие индустрии туризма, соответствующей международным стандартам, и прежде всего комфортабельных средств размещения, низкий уровень сервисного обслуживания, ухудшение общественной безопасности и экологической обстановки в стране, низкий уровень доходов населения. Кроме того, одной из основных причин сокращения количества иностранных туристов является ликвидация профсоюзного туризма в бывших социалистических странах, который составлял 75% въездного туризма области, около 25% иностранных туристов составляли граждане капиталистических государств, большая часть которых посещала область по так называемым культурно - деловым обменам.

К 1994-1996 годам количество туристов, посетивших Владимирскую область, сократилось по сравнению с 1987 г. с 2 млн. человек до 430 тысяч человек. Однако в 1997 году наметилась тенденция стабилизации туристской сферы, повышение интереса к российскому и областному турпродукту. Эта тенденция к 2000 году укрепилась.

Развитие туризма во Владимирской области оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как связь, транспорт, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и при ограниченном потенциале экономики области из-за отсутствия стратегических ресурсов может быть одним из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики области при придании ему статуса приоритетной отрасли. Это обусловлено, прежде всего, наличием историко - культурных и природно - рекреационных факторов. Исключительно благоприятной территорией для развития туризма делает область также ее географическое положение (близость к Москве), наличие всемирно известного музея - заповедника, крупных научных центров (деловой туризм), сформированная система организации и проведения всероссийских и международных спортивных мероприятий (спортивный туризм).

Мировой опыт эволюции туризма как в развитых странах, так и в развивающихся странах демонстрирует необходимость эффективной государственной поддержки туристской отрасли.

Формы такой поддержки могут варьироваться от прямых инвестиций, направленных на формирование туристской инфраструктуры, на расходы по подготовке кадров, научное и рекламно - информационное обеспечение, продвигающего туристский продукт на мировом рынке, до налоговых льгот, стимулирующих приток инвестиций. Опыт развивающихся государств в трансформации туризма в основную бюджетообразующую отрасль страны в 80-90 годах демонстрирует обеспечение успеха в формировании национального бюджета через принятие в числе других такой первоочередной меры, как, например, полная отмена налогообложения туристских фирм. По данным ВТО, выполнение первоочередных мер по государственной поддержке, например, в Китае, увеличило поток иностранных туристов на 56,4%. По этим же данным, доходность средств, вложенных в развитие туризма, составляет 1:4,8, т.е. один рубль дает доход в 4,8 рубля, что делает туризм рентабельной отраслью. По уровню доходов мировой туризм занимает 2 место в мире после нефтедобывающей промышленности. Поэтому в развитых странах для продвижения национального туристского продукта на мировом рынке из федеральных и региональных бюджетов выделяются значительные денежные средства (например, в Канаде из федерального бюджета в 1995 г. было выделено 55 млн.долларов, в 1997 г. - 85 млн. долларов). Сюда входят инвестиции в туристскую индустрию (государство во многих случаях финансирует на 40-60% строительство гостиниц), в улучшение экологии, развитие транспорта, на рекламу отечественного турпродукта, маркетинг.

Анализ состояния туристской отрасли во Владимирской области уже в 1997 показал острую необходимость в решении проблем развития туризма путем оказания государственной поддержки. Основные принципы развития областного туризма были сформулированы и отражены в "Комплексе мер по государственной поддержке развития туризма во Владимирской области в 1998-2000 г.", принятом постановлением главы администрации области 29 июня 1998 года N 442. В результате выполнения мероприятий Комплекса мер в области заложены основы для дальнейшего развития туристской отрасли, позволяющие создать систему государственного регулирования и стимулирования развития туризма и закрепить обозначившиеся в ходе реализации Комплекса мер позитивные тенденции в формировании современного конкурентоспособного туристского продукта Владимирской области.

Реализация Комплекса позволила:

- ввести в 1998 году статистическое наблюдение за развитием туризма на территории области;

- осуществить мероприятия по защите прав и интересов туристов через лицензирование и сертификацию туристского продукта;

- сформировать областную систему рекламно - информационного обеспечения продвижения областного туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках через участие администрации области в работе туристских выставок - бирж, выпуск каталогов, буклетов, плакатов, проведение рекламных туров и презентаций, использование в рекламных целях СМИ;

- включить в организацию системы развития туризма области органы местного самоуправления;

- повысить профессиональный уровень туристских кадров;

- расширить ассортимент туристских программ через введение областной конкурсной системы в продвижении турпроукта.

Это позволило увеличить въездной турпоток в область, что, в свою очередь, способствовало росту собственных средств гостиниц, затрачиваемых на реконструкцию и модернизацию, строительство новых "малых" гостиниц. Въездной туристский поток увеличился в 1998 г. на 11%, в 1999 г. - на 20%. Увеличение количества туродней, проводимых туристами в области, составило соответственно 23% и 52%. Количество комфортабельных мест достигло 556.

На реализацию "Комплекса мер" выделено из областного бюджета в 1999 г. 122 тыс.руб., местных бюджетов - 55 тыс.руб., привлечено внебюджетных средств более 100 тыс.руб. (без учета средств на мероприятия по развитию инфраструктуры). При этом в виде налогов в бюджеты всех уровней поступило в 1999 году от туристских предприятий 17 млн.рублей.

По имеющимся оценкам, предложенным Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, на каждый рубль реализации турпродукта приходится как минимум аналогичная сумма расходов, осуществляемая туристом на приобретение услуг и товаров смежных отраслей (включая транспорт, связь, сельское хозяйство, финансовые услуги, индустрию развлечений и т.д.). Используя эту методику и с учетом того, что общий объем туристских (услуги турфирм, гостиниц, турбаз, музеев) составил в 1999 году более 100 млн.рублей, можно утверждать, что туристами приобретено в области в 1999 году товаров и услуг на сумму не менее 200 млн.рублей.

Состояние и динамика развития туристской деятельности в области за последние 3 года характеризуется следующими показателями:

Таб.1

1997

1998

1999 г.

Количество турфирм

21

37

44

Количество турфирм, имеющих лицензию на
 международную туристическую деятельность

16

23

38

Количество турфирм-туроператоров по
 приему

17

23

27

Количество туристов и экскурсантов, посетивших область

560008

645962

774515

в том числе и ностранных

30160

31662

32273

в том числе школьников

173998

217516

241692

Количество туродней

80850

99832

151645

Таб.2

1997

1998

1999 г.

Количество мест в основных туристских гостиницах области

2490

2465

2363

в них реконструированный комфортабельный
 номерной фонд (мест)

110

234

556

Количество мест в действующих туристских
 базах

906

941

1016

С реднегодовая заполняемость гостиниц и
 туристских баз

23%

31%

30%

Таб.2

1997

1998

1999 г.

Объем услуг, оказанных туристскими организациями (турфирмы, гостиницы, турбазы, музеи) в тыс.руб.

45813,1

49951,9

103506,5

Сумма начисленных им налогов в тыс.руб.

7000,8

7928,1

17080,6

В том числе в областной и местные бюджеты

2623,6

2971,0

7409,9

Современное состояние развития туризма в области характеризуется следующими факторами:

с одной стороны:

- усиление государственной поддержки со стороны как областных законодательных и исполнительных органов, так и органов местного самоуправления;

- ежегодное увеличение количества туристов, посещающих область;

- наличие в области крупного музейного комплекса, каковым является Владимиро-Суздальский музей-заповедник, его международная известность, а также динамичное развитие других музеев области, использующих новые формы музейной работы;

- наличие в области туроператоров, использующих новые технологии в формировании и продвижении турпродукта как "Малого Золотого кольца", так и "Золотого кольца";

- постепенное увеличение объемов реконструкции и модернизации гостиниц и вхождение малого предпринимательства в гостиничный бизнес;

с другой стороны,

- отсутствие областных законов, обеспечивающих приоритетное развитие внутреннего и въездного туризма;

- отсутствие правовых и финансовых механизмов, способствующих благоустройству туристских городов;

- низкий уровень комфортности основных средств размещений, сервисного обслуживания;

- несоответствие международным образцам имеющихся бизнес - планов на развитие туристской инфраструктуры;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»