ЗАКОН
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 04 ноября 2000 года N 72-ОЗ
О целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2001-2003 годы"
Принят Законодательным Собранием области 25 октября 2000 года
Срок действия истек
(Изменения:
Закон Владимирской области от 10.12.2001 N 132-ОЗ, НГР:ru33000200100656;
Закон Владимирской области от 11.11.2002 N 107-ОЗ, НГР:ru33000200200334;
Закон Владимирской области от 09.06.2003 N 46-ОЗ, НГР:ru33000200300190)
Утвердить целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2001-2003 годы" согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Главы администрации | В. Веретенников |
Владимир
4 ноября 2000 года
N 72-ОЗ
Приложение
к Закону
Владимирской области
от 04.11.2000 N 72-ОЗ
Наименование Программы: | Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2001-2003 годы. |
Основание для разработки | Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации ", Владимирской области от 25.02.98 г. "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза". |
Заказчик: | Администрация Владимирской области. |
Основные разработчики Программы: | - Департамент здравоохранения администрации |
Цели и задачи Программы: | |
Цель Программы: | Стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом, в области. |
Задачи Программы: | Стабилизация основных показателей по туберкулезу: |
Сроки и этапы реализации Программы: | 2001-2003 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы: | - Департамент здравоохранения администрации |
Объемы и источники финансирования Программы: | Общий объем финансирования программы на |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: | - Стабилизация эпидемиологической ситуации, |
Организация | Контроль за реализацией Программы осуществляют: |
Целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2001-2003 годы" (далее именуется Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" и в соответствии с Законом Владимирской области "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза".
Туберкулез является медико-социальной проблемой, на которую оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питания. В последние годы в области эпидемиологическая ситуация по туберкулезу может быть оценена как начавшаяся эпидемия туберкулеза. В области подъем заболеваемости туберкулезом начался с 1992 года и в 1998 году показатель ее достиг 86,6 на 100 тыс. населения.
Все основные показатели по туберкулезу имеют тенденцию к ухудшению: показатель заболеваемости "открытыми" формами туберкулеза возрос на 79,2 процента; показатель распространенности увеличился на 71,2 процента; показатель смертности возрос в 2 раза (с 5,5 в 1992 году до 12,6 в 1998 году на 100 тыс. населения). В последние годы ежегодно регистрировалось около 800 впервые выявленных больных туберкулезом. Под наблюдением в противотуберкулезных учреждениях (без ведомственных) находится 19110 человек, в том числе 3256 больных активной формой туберкулеза. Однако не все больные туберкулезом попадают под наблюдение. Снижение профилактической работы и активного выявления больных приводит к недовыявлению 25-30 процентов больных туберкулезом ежегодно, что пополняет резервуар туберкулеза среди здорового населения.
Лица в возрасте от 20 до 39 лет составляют 36 процентов от общего числа впервые выявленных больных, лица трудоспособного возраста (от 20 до 59 лет) - 80,8 процента.
Эпидемическая опасность туберкулезной инфекции выражается в высокой степени инфицирования детей - свыше 1 процента.
Увеличились и экономические потери: из-за запущенных форм туберкулеза повысился выход на инвалидность в 2 раза. Из числа лиц, больных "открытой" формой туберкулеза, около 30 процентов - инвалиды.
Основными причинами резкого повышения заболеваемости туберкулезом являются: отсутствие адекватного финансирования противотуберкулезных мероприятий, ухудшение условий жизни населения, недостаточное и низкое качество питания, атмосфера неуверенности и нервные стрессы, нарушение профилактической системы ежегодного отдыха населения в санаториях, домах отдыха, детей - в летних оздоровительных лагерях; появление новых групп риска: беженцев, лиц без определенного места жительства, увеличение числа социально - дезадаптированных лиц среди населения. Нарушена сложившаяся система противотуберкулезной помощи, ухудшается материально - техническая база учреждений здравоохранения противотуберкулезной службы, снижается уровень профилактических осмотров, ухудшается обеспечение медикаментами, изменяются свойства возбудителя туберкулеза.
Анализ сложившейся в области ситуации, связанной с туберкулезом, выявляет ряд проблем, требующих неотложного решения: укрепление и развитие материально - технической базы противотуберкулезной службы; дооснащение учреждений медицинским оборудованием в соответствии с нормативной потребностью; обеспечение основными противотуберкулезными препаратами; подготовка специалистов фтизиатрического профиля; распространение знаний о туберкулезе среди населения; своевременное выявление больных туберкулезом, особенно в группах повышенного риска, среди детей и подростков, асоциальных элементов.
Существующее финансирование противотуберкулезной службы обеспечивает потребность в медикаментах и продуктах питания не более чем на 30 процентов.
Обеспеченность врачами - фтизиатрами составляет 0,4 на 10 тыс. населения (РФ - 0,6). Низкая средняя заработная плата сотрудников фтизиатрической службы (врача - фтизиатра - 500 рублей, медсестры - 300 рублей) и отсутствие социальной защищенности приводит к оттоку квалифицированных кадров из службы.
Основной целью Программы является стабилизация эпидемиологической ситуации по Владимирской области, связанной с туберкулезом.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
- проведение мероприятий по своевременному выявлению туберкулеза;
- организация современного лечения больных туберкулезом;
- подготовка кадров;
- санитарное просвещение населения;
- вакцинопрофилактика.
Сроки реализации Программы - 2001-2003 годы.
Реализация будет проводиться поэтапно:
- первый этап - 2001 год - предполагается подготовка и реализация первоочередных мероприятий по сдерживанию распространения туберкулезной инфекции среди населения;
- второй этап - 2002-2003 годы - будут реализованы основные обязательные противотуберкулезные мероприятия по стабилизации эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом.
Программные мероприятия будут осуществляться в системах здравоохранения, социальной защиты населения и образования.
Система программных мероприятий предусматривает: своевременное лечение и выявление туберкулеза, снижение заболеваемости туберкулезом, сдерживание распространения туберкулезной инфекции среди населения и стабилизацию эпидемиологической ситуации, обеспечение современными препаратами, совершенствование системы подготовки кадров для противотуберкулезных учреждений (приложение N 2).
Лечебно - профилактические мероприятия, связанные с предупреждением заболевания туберкулезом, направлены на повышение санитарной грамотности населения, расширение объема и повышение качества проведения обязательных профилактических мероприятий в очагах туберкулеза, среди групп повышенного риска и проведение специфических профилактических мероприятий среди детей и подростков, усиление работы, связанной с профилактическими флюорографическими обследованиями населения. Предусматриваются разработка и внедрение новых форм организации лечебно - диагностического процесса, обеспечение лечебных учреждений противотуберкулезными препаратами.
Программа реализуется за счет средств областного бюджета.
Объемы финансирования мероприятий на 2001-2003 годы в ценах 2000 года составляют 5700 тыс. рублей из средств областного бюджета (Приложение N 1).
(в редакции Закона Владимирской области от 09.06.2003 N 46-ОЗ)
Объемы финансирования мероприятий на соответствующий год утверждаются Законом Владимирской области "Об областном бюджете", исходя из возможностей областного бюджета.
Департамент здравоохранения администрации области обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий; формирует совместно с другими исполнителями Программы сводную бюджетную заявку, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную поэтапную реализацию мероприятий Программы, исходя из возможностей бюджета на соответствующий год, и ежегодно представляет ее в главное финансовое управление администрации Владимирской области для включения в проект областного бюджета; принимает необходимые меры по финансированию Программы в пределах средств, утвержденных по бюджету.
Основные исполнители Программы разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ по выполнению соответствующих мероприятий: осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных Программой мероприятий. Подготавливают и направляют предложения к сводной бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий в стоимостных и натуральных показателях с соответствующими обоснованиями.
Предусматривается активное привлечение средств фондов и общественных организаций, других поступлений для осуществления совместных проектов по укреплению материально - технической базы противотуберкулезных учреждений, внедрению новых технологий профилактики и лечения, обеспечению противотуберкулезной службы лекарственными средствами.
Департамент здравоохранения администрации Владимирской области совместно с главным финансовым управлением администрации Владимирской области осуществляют контроль за целевым расходованием средств, выделенных на реализацию Программы.
Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния здоровья населения.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- стабилизировать эпидемиологическую ситуацию, связанную с туберкулезом: заболеваемость не выше - 50,0, смертность - не выше 12,0, заболеваемость детей - не выше 8,0 на 100 тыс. населения;
- сократить сроки излечения, снизить число тяжелых форм туберкулеза и уровень нетрудоспособности населения, что будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на лечение и выплату пособий по больничным листам и инвалидности;
- снизить заболеваемость туберкулезом в очагах инфекции, выявлять при профилактических осмотрах не менее 65-70 процентов впервые заболевших, повысить уровень излечения впервые выявленных больных туберкулезом до 85 процентов;
- максимально охватить население профилактическими прививками от туберкулеза, туберкулиновыми пробами с последующей вакцинацией;
- укомплектовать противотуберкулезную службу квалифицированными кадрами.
Приложение N 1
к Целевой программе
"Неотложные меры борьбы
с туберкулезом во
Владимирской области
на 2001-2003 годы"
(в редакции Закона Владимирской области от 09.06.2003 N 46-ОЗ)
N N | Наименование мероприятия | Итого тыс. руб.(цены 2000 года) | Годы исполнения | Исполнители | ||
2001 | 2002 | 2003 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I | Мероприятия по подготовке кадров: | 150,0 | - | 150,0 | - | Департаменты здравоохранения, образования, социальной защиты населения |
II | Обеспечение тубучреждений области современными противотуберкулезны ми препаратами: | 487,7 | 114,4 | 155,0 | 218,3 | Департамент здравоохранения |
- туберкулин | 402,7 | 114,4 | 115,0 | 173,3 | ||
- среды для централизованной бактериологической лаборатории | 85,0 | - | 40,0 | 45 | ||
- противотуберкулезные препараты резервного ряда для лечения больных с устойчивостью МБТ к основным препаратам | - | - | - | - | ||
III | Мероприятия по укреплению материально-технической базы: | 3380,6 | 1785,6 | 1595,0 | - | Департамент здравоохранения |
ИТОГО: | 5700 | 1900 | 1900 | 1900 |