Недействующий

Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики и об основных параметрах проекта областного бюджета Владимирской области на 2004 год

Основные направления бюджетной и налоговой политики Владимирской области на 2004 год


Настоящие направления бюджетной и налоговой политики Владимирской области подготовлены в соответствии со статьей 182 Бюджетного кодекса Российской Федерации и основаны на Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2004 году", концепции социально-экономического развития Владимирской области на 2004 год.

1. Итоги бюджетной политики в 2002 году и первом полугодии 2003 года.

При проведении бюджетной политики во Владимирской области в 2002 году и первом полугодии 2003 года удалось добиться положительных результатов.

Сохранена социальная направленность бюджета, обеспечена своевременная и в полном объеме выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. Выделенные в первом полугодии текущего года субсидии местным бюджетам на обеспечение учебного процесса в школах и школах-интернатах позволили своевременно выплатить отпускные работникам этих учреждений.

На 1 января 2003 года в области ликвидированы долги по выплате пособий семьям с детьми и другим социальным трансфертам населению, своевременно осуществляются выплаты по ним. В текущем году значительно возросли размеры пособий на детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечено приоритетное финансирование детских домов, предусмотрены средства на укрепление их материально-технической базы, улучшение условий содержания воспитанников в них. Усилена социальная защита многодетных семей, малообеспеченных граждан, молодых специалистов, работающих в учреждениях образования и культуры, а также неработающего населения в части обязательного медицинского страхования.

Администрацией области приняты меры по снижению государственного внутреннего долга области в объеме 19,4 млн.рублей, в том числе по гарантиям (поручительствам) администрации области перед Минфином России - на 19,3 млн.рублей, централизованным кредитам организаций агропромышленного комплекса, полученным из федерального бюджета в 1992-1994 годах и переоформленным в государственный долг области, - на 0,14 млн.рублей .Кроме того, Минфином России списана задолженность областного бюджета перед федеральным бюджетом по процентам за обслуживание указанных централизованных кредитов в сумме 25 млн.рублей.

2. Основные проблемы, требующие решения в 2004 году.

Закрепление положительных результатов, достигнутых в бюджетной политике, невозможно обеспечить без решения ряда острых проблем.

По-прежнему сохраняется низкая собираемость местных налогов, их удельный вес в доходах консолидированного бюджета области составляет 3 процента. Незначительными остаются доходы от государственных и муниципальных унитарных предприятий, сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (2,4 процента от общих доходов).

Снижение налоговой нагрузки на экономику не сопровождается принятием адекватных мер по оптимизации бюджетных расходов. В большинстве территорий продолжают функционировать крайне затратная малокомплектная сеть, учреждения с дублирующими функциями. Отдельными муниципальными образованиями осуществляется недостаточный контроль за соблюдением лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов, что приводит к образованию необоснованной кредиторской задолженности. Не достигнуто позитивных сдвигов в работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства по сокращению кредиторской задолженности. Областными и муниципальными нормативными правовыми актами предусмотрены многочисленные бюджетные обязательства, не обеспеченные реальными источниками финансирования. Так, объемы областных целевых программ в четыре раза превышают имеющиеся финансовые ресурсы. При этом в большинстве областных целевых программ отсутствуют конкретные цели и задачи, экономический эффект. В связи с этим органы власти разных уровней получают возможность уходить от ответственности за неэффективное выполнение своих функций, в том числе и за не обеспеченные финансированием решения.

Бюджетополучателями области зачастую не соблюдается требование Бюджетного кодекса Российской Федерации в части оплаты продукции, работ и услуг через контрактную и конкурсную основы. Через областной заказ финансируется всего до 30 процентов расходов, что также снижает возможности по экономии бюджетных средств.

Сохраняется неразграниченность полномочий и ответственности между органами государственной власти и местного самоуправления по осуществлению бюджетных расходов.

3. Задачи в области налоговой политики на 2004 год.

Учитывая, что по основным доходным источникам бюджетов налоговая политика разрабатывается на федеральном уровне, за основу формирования доходов консолидированного бюджета области на 2004 год приняты действующие федеральные налоговые законы и вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации.

При разработке параметров консолидированного бюджета области на 2004 год учтена отмена с 1 января 2004 года налога с продаж, что сократит его налоговую базу на 409 млн.рублей.

Принимая во внимание необходимость компенсации выпадающих доходов, при расчете налогов консолидированного бюджета области на 2004 год принят оптимистический вариант прогноза социально-экономического развития области на следующий год, предусматривающий темп роста валового регионального продукта (далее именуется - ВРП) в сопоставимых ценах 103,6 процента к расчетному уровню 2003 года, в действующих ценах - 114 процентов. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области должны составить 12,9 процента ВРП, в том числе без целевых бюджетных фондов - 11,8 процента, что на 14 процентов выше оценки 2003 года.

С учетом дотации на выравнивание из федерального бюджета и целевых бюджетных фондов доходы консолидированного бюджета области проектируются в 2004 году в размере 15 процентов ВРП.

Прогнозируемый объем доходов реален к выполнению за счет расширения налогооблагаемой базы в результате экономического развития области, а также улучшения расчетов налогоплательщиков с бюджетом.

С целью реализации принятого варианта прогноза социально-экономического развития области на 2004 год в предстоящем году необходимо активизировать политику по созданию благоприятных условий для стимулирования инвестиционной активности, технического перевооружения и реконструкции крупных предприятий. Оказание государственной поддержки хозяйствующим субъектам должно осуществляться в соответствии с областным законом "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Владимирской области".

Для выравнивания условий налогообложения для организаций - налогоплательщиков необходимо отказаться от предоставления неэффективных налоговых льгот.

Органам государственной власти и местного самоуправления надо обратить особое внимание на обеспечение полноты учета плательщиков и их налогооблагаемой базы по местным налогам, что требует завершения работы по инвентаризации земель и имущества, находящегося в собственности физических лиц.

Для развития предпринимательской деятельности на территории области и обеспечения занятости населения, необходимо продолжить работу по совершенствованию системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

С целью обеспечения роста неналоговых доходов в областной бюджет органам государственной власти предстоит серьезная работа по обеспечению эффективного управления государственными активами области. Аналогичные задачи необходимо решать и на муниципальном уровне. При этом, должна быть рассмотрена возможность увеличения нормативов перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов унитарных предприятий, в областной и местные бюджеты. Необходимо усилить контроль за поступлением доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и обеспечить их зачисление в полном объеме в соответствующие бюджеты, не допускать фактов сдачи объектов недвижимости в аренду по ставкам ниже уровня рыночных цен, максимально сократить льготы при использовании имущества.

В 2004 году следует продолжить работу по снижению задолженности по региональным и местным налогам через ее реструктуризацию и индивидуальную работу с налогоплательщиками, поскольку дополнительные поступления налоговой задолженности прошлых лет в бюджетную систему области оцениваются в сумме 146 млн.рублей.

4. Задачи в области бюджетной политики на 2004 год.

Бюджетная политика органов государственной власти и местного самоуправления должна быть ориентирована на перспективу, исходить из четкого понимания возможностей бюджетов и приоритетов в расходах, сопровождаться принятием соответствующих мер по оптимизации бюджетных расходов, внедрению современных методов бюджетного планирования, ориентированных на достижение конечных результатов и стимулирующих бюджетные учреждения к максимально эффективному использованию бюджетных средств.

4.1. Бюджетная политика в области расходов на 2004 год должна учитывать следующие факторы:

- определение величины бюджетных расходов исходя из реального финансового обеспечения принятых органами государственной власти и местного самоуправления области обязательств, за исключением расходов, по которым отменяются обязательства из-за отсутствия финансовых ресурсов;