Недействующий

О государственной программе развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2002-2003 годы и перспективу на 2004 год

Цели и задачи программы:


Стратегическая цель:

Обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательского сектора экономики Владимирской области.

Базовые мероприятия программы

Цель N 1

Сохранение количества реально работающих малых предприятий на уровне 01.01.2001 года (7000 предприятий) с сохранением аналогичных тенденций с предприятиями сферы предпринимательства в целом.

Цель N 2

Сохранение числа постоянно занятых на малых предприятиях на уровне 01.01.2001 года - около 10% от общей численности занятых в экономике области, с сохранением аналогичных тенденций на предприятиях сферы предпринимательства в целом.

Цель N 3

Сохранение доли вклада малых предприятий в ВРП области на уровне 01.01.2001 года (5,5%) с сохранением аналогичных тенденций с предприятиями сферы предпринимательства в целом, при прочих равных условиях.

Задача N 1:

Совершенствование законодательной базы поддержки
 предпринимательства.

Задача N 2:

Совершенствование организационной структуры поддержки предпринимательства на уровне области.

Задача N 3:

Подготовка кадров для предпринимательства.

Задача N 4:

Финансовое обеспечение предпринимательских программ и проектов.

Задача N 5:

Взаимодействие со средой формирования предпринимательства, реструктуризация крупных предприятий, консалтинг.

Мероприятия перспективного развития

Цель N 1

Увеличение количества реально работающих малых предприятий в общем колич естве зарегистрированных предприятий на 10 -15%% с сохранением аналогичных тенденций с предприятиями сферы предпринимательства в целом.

Цель N 2

Увеличение числа постоянно занятых на малых предприятиях с 9,3% на 01.01.2001 года до 11-12% от уровня общей численности занятых в экономике области, с сохранением аналогичных тенденций на предприятиях сферы предпринимательства в целом .

Цель N 3

Увеличение доли вклада малых предприятий в ВРП области с 5,5% на 01.01.2001 года до 9,6-10%%, с сохранением аналогичных тенденций с предприятиями сферы предпринимательства в целом, при прочих равных условиях.

Задача N 1:

Совершенствование внешней среды развития предпринимательства.

Задача N 2:

Совершенствование кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов предпринимательства.

Задача N 3:

Развитие бизнеса и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Задача N 4:

Реализация специализированных программ в сфере предпринимательства.

Задача N 5:

Развитие сотрудничества в сфере предпринимательства на межрегиональном уровне.

Ожидаемые результаты от реализации программы:

Количество реально работающих малых предприятий от 7000 до 7500;

 До 57 тысяч занятых на малых предприятиях.
 Доля малых предприятий в общем объеме ВРП от 9,6 до 10%%.
 Прирост доли малого бизнеса в общем объеме налоговых поступлений по области на 5,5 - 8%% от имеющихся показателей по предпринимательству.

Общий объем и источники
 финансирования программы на 2002 - 2003 годы:

Всего: 32 045тысяч рублей.
 Из них:
 средства областного бюджета - 13 240 тысяч рублей.
 По годам:
 2002 го д: - 5 000 тысяч рублей.
 ___________ Из них:
 Предоставление финансовых средств - 1 500 тыс. руб.
 Предоставление гарантий по кредитам - 1 500 тыс. руб.
 Часть средств областного бюджета направленных на финансирование проектов наукоемкой и инновационной сферы - 2 000 тыс. руб.
 2003 год: - 8 240 тысяч рублей.
 ___________ Из них:
 Предоставление финансовых средств - 2 000 тыс. руб.
 Предоставление гарантий по кредитам
 - 2 000 тыс. руб.
 Часть средств областного бюджета направленных на финансирование проектов наукоемкой и инновационной сферы
 - 4 240 тыс. руб.
 средства муниципальных бюджетов(по согласованию):
 тысяч рублей.
 По годам:
 2002 год: - 6 000 тысяч рублей.
 ___________ Из них:
 Предоставление финансовых средств - 3 000 тыс. руб.
 Предоставление гарантий по кредитам - 1 000 тыс. руб.
 Часть средств местного бюджета направленных на финансирование проектов наукоемкой и инновационной сферы - 2 000 тыс. руб.
 2003 год: - 8 555 тысяч рублей.
 _______________________ Из них:
 Предоставление финансовых средств - 2 815 тыс. руб.
 Предоставление гарантий по кредитам - 1 500 тыс. руб.
 Часть средств местного бюджета, направленных на финансирование проектов наукоемкой и инновационной сферы
 4 240 тыс. руб.
 средства фондов поддержки предпринимательства и другие привлеченные источники(по согласованию) тысяч рублей.
 ПРИМЕЧАНИЕ: Средства, получаемые из областного бюджета, направляются только на льготное кредитование предпринимательских проектов и программ на условиях областного фонда поддержки малого предпринимательства(половина ставки ЦБ).

Контроль за исполнением программы:

Губернатор области.

Предпринимательство Владимирского региона на настоящий момент, представлено следующими группами:

группа - субъекты финансово - хозяйственной деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством относятся к малым предприятиям;

группа - предпринимателей без образования юридического лица, статус которых также определен действующим законодательством;

группа - субъекты финансово - хозяйственной деятельности, не вошедшие в указанные выше группы и не являющиеся бюджето - и градообразующими - средние.

На 01.01.2001 г. в области - 6924 малых предприятия (МП), численность занятых на малых предприятиях составила 9,3% (52,7 тыс. человек) от среднегодовой численности работающих на предприятиях области. С учетом индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица (62761 человек), занятость в малом бизнесе (МБ) составила 20% от общеобластной.

Тенденции развития малых предприятий в области представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатель

РОССИЯ

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

1999

1999

2000

Доля малых предприятий в общем количестве предприятий, в %

29

26

30

Доля промышленных малых предприятий в общем числе малых предприятий, в %

15

22

22

Число малых предприятий на 1000 жителей, единиц

6

3

4

Доля малых предприятий в ВРП, в %

12

5,7

5,5

Приведенные данные свидетельствуют о том, что уровень развития малых предприятий в области по числу малых предприятий на 1000 жителей, по доле МП в ВРП ниже уровня развития малых предприятий по России в целом.

До настоящего времени сохраняется неравномерность распределения субъектов малого предпринимательства по территории области, что свидетельствует о высокой дифференциации территорий области по уровню развития внешней среды предпринимательства (диаграмма 1).

Диаграмма 1

(см. на бумажном носителе)

Особенностью российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства.

В виду слабой энерговооруженности и обеспеченности субъектов предпринимательства производственными мощностями, эффективность использования людских ресурсов несколько ниже, чем на крупных предприятиях. Экономия имеющаяся в системах управления предприятий малых форм не компенсирует слабое техническое оснащение, что находит отражение и в средних уровнях оплаты труда(Сравнительная характеристика среднемесячной заработной платы по малым и крупным предприятиям области приведена в таблице 2). Социальные гарантии для работников предприятий малого бизнеса, используемых действующие системы налогообложения, не в полном объеме подкрепляются налоговыми платежами субъектов предпринимательства.

Таблица 2

Показатель

Малые предприятия

Крупные предприятия

Начисленная среднемесячная заработная плата за 2000 год, руб.

1010,4

1618,3

Кроме предприятий малого бизнеса, во Владимирской области действуют бюджето - и градообразующие предприятия, к которым в соответствии с постановлением главы администрации области N 550 от 26. 08. 99 года относятся свыше 120 субъектов финансово-хозяйственной деятельности.

В вышеизложенные группы субъектов предпринимательства не вошли предприятия, которые не относятся к бюджето - и градообразующим, с одной стороны и не являются субъектами малого бизнеса, с другой. Неформально данная группа предприятий получила название "средние". Специального законодательства, регулирующего особенности деятельности данных предприятий, не существует. В то же время "средние" предприятия, ведут финансово-хозяйственную деятельность, вносят свой вклад в экономику области, а следовательно имеют полные права на поддержку со стороны государственных и муниципальных органов власти.

Учитывая ситуацию во Владимирской области по вопросам поддержки предпринимательства, параметры развития предпринимательского сектора экономики, кооперационные и иные формы взаимодействия предприятий малого бизнеса со средним, а также то, что малый бизнес является основой для возникновения предприятий средних форм, в перспективе представляется целесообразным строить региональную политику с учетом интересов среднего предпринимательства. Это позволит обеспечить возможность нового этапа развития предпринимательства во Владимирской области.

Для реализации данной стратегии, необходимо решить ряд проблем, касающихся малого и среднего бизнеса. К таковым относятся:

- проблема структуризации предпринимательской среды, через создание объединений, союзов, лиг, гильдий по видам деятельности, по территориям, что позволит более объективно определить спектр интересов и проблем малого и среднего предпринимательства;