Недействующий

О долгосрочной целевой программе Архангельской области «Модернизация объектов водоснабжения, водоотведения и очистки...(Утратило силу на основании постановления Правительства Архангельской области от 11 октября 2013 года N 475-пп)


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

  

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Архангельской области за последние годы прошло несколько важных этапов, в ходе которых решались задачи доступности жилищно-коммунальных услуг для населения, создания системы адресной социальной поддержки граждан, развития в жилищно-коммунальной сфере конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами жилищно-коммунального хозяйства. Тем не менее, конечные цели реформы - обеспечение нормативного качества коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры, повышение ее энергоэффективности, оптимизация затрат на производство коммунальных ресурсов на сегодняшний день не достигнуты.

В результате недостаточного финансирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства продолжает увеличиваться степень износа объектов коммунальной инфраструктуры. В настоящее время физический износ основных фондов коммунального хозяйства Архангельской области составляет:

60 процентов - по водопроводным и канализационным сетям (требуют немедленной перекладки (являются ветхими) 43,5 процента сетей водоснабжения и канализации);

77 процентов - по водоочистным сооружениям и канализационным очистным сооружениям;

66 процентов - по водопроводным и канализационным насосным станциям.

Устаревшие системы коммунальной инфраструктуры не позволяют обеспечивать выполнение требований к качеству коммунальных услуг, поставляемых потребителям, в том числе в сфере услуг по водоснабжению и водоотведению. В результате физического износа также растет количество инцидентов и аварий в системах водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и размер затрат на проведение ремонтов.

В 2011 году, по данным территориального органа Федеральной службы

государственной статистики по Архангельской области, число аварий на водопроводных сетях и водопроводных сооружениях Архангельской области составило 1051, на канализационных сооружениях и канализационных сетях - 1111.

Жилищно-коммунальная сфера Архангельской области характеризуется высокой степенью неэффективности производства и распределения коммунальных ресурсов. Так, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области, в 2011 году объем потерь воды составил 34,6 процента. Только 79 процентов сточных вод от общего объема вод в канализационных сетях пропускается через очистные сооружения.

Рост тарифов на коммунальные услуги приводит к увеличению совокупного платежа граждан за такие услуги. Отсутствие заметных результатов в улучшении технического состояния основных фондов и в повышении эффективности функционирования систем коммунальной инфраструктуры связано с острой нехваткой инвестиций в жилищно-коммунальной сфере Архангельской области, которая объясняется отставанием в формировании инструментов (финансовых, законодательных), обеспечивающих инвестиционную привлекательность данной сферы.

Решение задач по обеспечению функционирования коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований, при этом объемы бюджетных инвестиций ограничены возможностями бюджетов муниципальных образований.

Эффективного решения проблем, связанных с улучшением качества жизни граждан и повышением уровня развития систем коммунальной инфраструктуры, можно достичь в рамках предлагаемой Программы.

Программа соответствует стратегическим целям социально-экономического развития Архангельской области на период до 2030 года, одобренным распоряжением администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года N 278-ра/48, и направлена:

на снижение среднего уровня физического износа систем коммунальной инфраструктуры;

на внедрение кредитно-финансовых механизмов развития систем коммунальной инфраструктуры;

на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно данным доклада Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Архангельской области) «О санитарно-эпидемиологической обстановке и защите прав потребителей в Архангельской области в 2011 году» результаты систематических исследований показывают, что в Архангельской области из года в год качество воды поверхностных источников ухудшается по причине массированного сброса в водоемы неочищенных бытовых, хозяйственных, промышленных, ливневых вод.

В Управлении Роспотребнадзора по Архангельской области в 2011 году на учете состояло 343 источника централизованного водоснабжения, из них 70 - поверхностных. Источников нецентрализованного водоснабжения было 895.

В 2011 году удельный вес проб воды поверхностных источников централизованного водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составил 68 процентов, по микробиологическим - 29 процентов.

Доля проб воды источников нецентрализованного водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составила 45,7 процента, по микробиологическим показателям - 30,5 процента.

Оценивая качество питьевой воды из распределительной сети водопроводов, необходимо отметить, что в 2011 году удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составил 40,9 процента, по микробиологическим показателям - 7,3 процента.

Эти данные наглядно демонстрируют необходимость проведения мероприятий по модернизации, реконструкции и строительству объектов коммунального комплекса Архангельской области в сфере водоснабжения и водоотведения, реализация которых позволит улучшить качество предоставляемых услуг как по техническим параметрам, так и по санитарным.

Необходимость решения в короткие сроки задач Программы с использованием программно-целевого метода обусловлена отнесением задач Программы к числу приоритетов для развития коммунального комплекса Архангельской области. Их решение позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни граждан, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, а также создать условия для устойчивого и эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства.

При использовании программно-целевого метода могут возникнуть следующие риски:

недофинансирование программных мероприятий;

невыполнение исполнителями обязательств в ходе реализации программных мероприятий;

возникновение проблемных ситуаций при взаимодействии государственных заказчиков Программы и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области;

изменение требований экологического законодательства, влияющих на систему коммунальной инфраструктуры.