Существенным компонентом природоохранной деятельности, направленной в первую очередь на обеспечение экологической безопасности, то есть состояния защищенности жизненно важных интересов человека от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, является организация и осуществление экологического мониторинга. В связи с этим возрастает актуальность проведения мониторинга состояния окружающей среды, изучения динамики ее изменения, определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, по рациональному использованию природных ресурсов, проведения воспитательной и образовательной работы с населением Архангельской области.
В настоящее время характерным признаком проводимых наблюдений за состоянием окружающей среды является ведомственная разобщенность. Сегодня при наличии ряда организаций, выполняющих работы по наблюдению за различными средами, исполнительные органы государственной власти Архангельской области не имеют полной картины о состоянии окружающей среды. Принятие экологически правильных управленческих решений, направленных на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, невозможно без оценки реального состояния окружающей среды, полученного на основании мониторинговых наблюдений. В соответствии со стратегией деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2010 года N 1458-р, в части задач, связанных с мониторингом загрязнения атмосферного воздуха, предполагается осуществить:
проведение регулярных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и их оптимизацию путем увеличения частоты наблюдений, расширения до международных требований перечня определяемых вредных примесей с учетом выбросов в атмосферу от источников загрязнения в городах с населением свыше 100 тысяч жителей и крупных промышленных центрах;
поэтапное внедрение автоматизированных систем непрерывного измерения содержания основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов.
В 2008 году выпущено первое официальное издание Красной книги Архангельской области, в которую занесены редкие и исчезающие виды растений, животных и иных организмов, постоянно или временно обитающих в состоянии естественной свободы на территории Архангельской области и нуждающихся в специальных государственно-правовых действиях по их сохранению, восстановлению и охране. Всего на территории и прилегающей акватории Архангельской области произрастает около двух тысяч видов растений, обитает несколько тысяч видов беспозвоночных и около 500 видов позвоночных животных.
Мониторинг редких и исчезающих видов растений, животных и иных организмов осуществляется в целях установления фактов присутствия или отсутствия вида в местонахождениях, указанных в Красной книге Архангельской области, а также подтверждения соответствия отнесения вида к числу редких и адекватности установленного природоохранного статуса. Кроме того, осуществление мониторинга редких и исчезающих видов растений, животных и иных организмов осуществляется в целях выявления новых видов и мест их обитания.
Мониторинг редких и исчезающих видов растений, животных и иных организмов Архангельской области и Ненецкого автономного округа будет осуществляться в соответствии с комплексной программой мониторинга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, разработанной за счет средств областного бюджета в рамках реализации социально-экономической целевой программы Архангельской области «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2006-2008 годы», утвержденной областным законом от 01 июня 2006 года N 179-11-ОЗ.
Неотъемлемой частью мониторинга редких и исчезающих видов растений, животных и иных организмов является проведение научно-исследовательских работ и контроль за изменением уровня биологического разнообразия и качественного состава объектов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу Архангельской области.
Не теряет актуальность вопрос оценки вреда, нанесенного окружающей среде деятельностью космодрома «Плесецк», и создания функционирующей системы государственного экологического мониторинга, прогнозирующей воздействие антропогенных факторов (компонентов ракетного топлива и продуктов их трансформации) на компоненты природной среды в районах падения отделяющихся частей ракет.