Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2011 года N 360-пп


Об утверждении долгосрочной целевой программы
Архангельской области «Охрана окружающей среды
и обеспечение экологической безопасности
Архангельской области на 2012-2014 годы»  

(с изменениями на 17 сентября 2013 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства
Архангельской области от 11 октября 2013 года N 476-пп
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Архангельской области от 24 апреля 2012 года N 157-пп;
     постановлением Правительства Архангельской области от 2 октября 2012 года N 426-пп;
     постановлением Правительства Архангельской области от 14 мая 2013 года N 206-пп;
     постановлением Правительства Архангельской области от 10 сентября 2013 года N 421-пп;
     постановлением Правительства Архангельской области от 17 сентября 2013 года N 426-пп.
____________________________________________________________________

   

В соответствии со Бюджетного кодекса Российской Федерации, с разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года N 185-па, Правительство Архангельской области
     
постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую Архангельской области «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2012-2014 годы».

2. Министерству финансов Архангельской области при формировании областного бюджета предусматривать средства на реализацию долгосрочной целевой Архангельской области «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2012-2014 годы» и обеспечивать ее финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Архангельской области
           И.Ф. Михальчук


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Архангельской области
от 11 октября 2011 года N 360-пп
(в редакции постановления
Правительства Архангельской области
от 17 сентября 2013 года N 426-пп -
см. предыдущую редакцию)



ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Архангельской области «Охрана окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности Архангельской области на 2012-2014 годы»



____________________________________________________________________
     По тексту Программы :

слова «государственное бюджетное учреждение Архангельской области “Служба спасения”» заменить словами «государственное бюджетное учреждение Архангельской области “Служба спасения имени И.А. Поливаного”» на основании постановления Правительства Архангельской области от 10 сентября 2013 года N 421-пп

 ___________________________________________________________________

ПАСПОРТ
долгосрочной  целевой программы  Архангельской области
«Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
 Архангельской области  на 2012-2014 годы»


Наименование программы

-

долгосрочная целевая программа Архангельской области «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области  на 2012-2014 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки  Программы

-

Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ     «Об охране окружающей среды»;
областной закон  от 23 июня 2005 года  N 66-4-ОЗ «Об охране окружающей среды на территории Архангельской области»

Государственный заказчик-координатор Программы

-

министерство природных ресурсов и лесопромышленного   комплекса Архангельской области

Государственные заказчики Программы

-

министерство природных ресурсов и лесопромышленного   комплекса Архангельской области;
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области;
агентство государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области       

Основные разработчики Программы

-

министерство природных ресурсов и лесопромышленного   комплекса Архангельской области;
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области

Цели Программы

-

стабилизация и улучшение экологической обстановки и обеспечение экологической безопасности  на территории  Архангельской области;
развитие системы особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ), сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов;
формирование ответственного отношения к окружающей среде, экологическое образование и  воспитание населения Архангельской области

Задачи Программы

-

предотвращение попадания опасных веществ в окружающую среду (задача N 1);
реабилитация территорий прошлого экологического ущерба (задача N 2);
поддержание экологического баланса на  ООПТ (задача N 3);
развитие региональной комплексной системы наблюдений и контроля за состоянием окружающей среды в Архангельской области (задача N 4);
просвещение населения в сфере охраны окружающей среды, привлечение населения к природоохранной деятельности (задача N 5)

Целевые показатели и индикаторы Программы

-

площадь реабилитированных территорий прошлого экологического ущерба;
объем утилизированных (захороненных) экологически обоснованным способом химически опасных веществ;
количество ООПТ, на которых проведена инвентаризация;
обеспеченность сети ООПТ биотехническими  мероприятиями;
обеспеченность сети ООПТ объектами инфраструктуры;
количество постов территориальной сети наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Архангельской области;
доля населения Архангельской области, вовлеченного в процесс экологического просвещения

Сроки и этапы реализации Программы

-

2012-2014 годы.
Программа реализуется в один этап                     

Перечень основных мероприятий Программы

-

предотвращение и ликвидация загрязнения окружающей среды;
предотвращение деградации экологических систем и истощения природных ресурсов;
стабилизация экологической обстановки, улучшение качества окружающей среды;
экологическое просвещение

Исполнители Программы

-

министерство природных ресурсов и лесопромышленного   комплекса Архангельской области;
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области;   
агентство государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области;
государственное казенное учреждение Архангельской     области «Центр природопользования и охраны окружающей среды»;
государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Служба спасения имени И.А.Поливаного»;
органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области;
юридические и физические лица, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

Объемы
и источники
финансирования Программы

-

общий объем финансирования  - 381 458,7 тыс. рублей,
в том числе:
федеральный бюджет - 288 850 тыс. рублей;
областной бюджет - 67 633,7 тыс. рублей;
местные бюджеты - 3600 тыс. рублей;
внебюджетные средства  - 21375 тыс. рублей

(строка в редакции постановления Правительства Архангельской области от 17 сентября 2013 года N 426-пп  - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации
и показатели социально-экономической эффективности Программы

-

оснащение одного комплекса радиационно-химической разведки;

подготовка одного локального проекта по преобразованию, уборке, рекультивации загрязненных земель и территорий на участке берега ручья Кузнецов в районе г. Мезени;

рекультивация загрязненных земель и территорий на участке берега р. Северной Двины в районе дер. Красное Приморского района Архангельской области, ликвидация угрозы попадания в водные объекта около 80 тонн нефтепродуктов и рекультивация территории на площади около 2,5 тыс. кв. м; (абзац в редакции постановления Правительства Архангельской области от 24 апреля 2012 года N 157-пп - см. предыдущую редакцию)

обеспеченность сети ООПТ биотехническими и инфраструктурными мероприятиями - проведение 3029 биотехнических и инфраструктурных мероприятий, в том числе  изготовление и установка 485 шт. специальных информационных знаков;

создание одного туристко-рекреационного комплекса на ООПТ;

подготовка 6 комплектов материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание им правового статуса ООПТ;

увеличение количества стационарных постов наблюдения региональной системы мониторинга до 5 единиц;

обеспечение непрерывности мониторинга атмосферного воздуха в г. Архангельске;

предотвращение случаев опасного загрязнения воздуха в г. Архангельске  при неблагоприятных метеорологических условиях;

     создание информационной электронной карты воздействия ракетно-космической деятельности на территорию Архангельской области;

подготовка отчета для прогноза и выработки мероприятий по контролю и охране охотничьих видов, ООПТ  и прилегающего лесного фонда;

проведение не менее 30 инструментальных замеров по оценке негативного влияния на окружающую среду производственной и иной деятельностью  организаций в год;

подготовка предложений по 5 территориальным участкам Архангельской области для внесения изменений в Красную Книгу Архангельской области;

выпуск 9 единиц печатной продукции, проведение 9 природоохранных конкурсов, 11 природоохранных акций, 3 конференций, 3 семинаров, 1 олимпиады, 1 фестиваля, реализация проекта юношеского экологического движения "Дорога в профессию"
     (абзац в редакции постановления Правительства Архангельской области от 14 мая 2013 года N 206-пп - см. предыдущая редакция)

Система организации контроля за исполнением Программы

-

контроль за реализацией Программы осуществляется      министерством природных ресурсов и лесопромышленного  комплекса Архангельской области, агентством природных ресурсов и экологии Архангельской области, агентством государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области, а также Правительством Архангельской области в форме   рассмотрения и утверждения ежегодного отчета  о реализации Программы


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Высокое качество жизни и здоровья населения, национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

право принятия и реализации региональных программ в сфере охраны окружающей среды;

участие в , установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры;

ведение Красной книги Архангельской области;

право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в сфере охраны и использования таких территорий;

участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды.

В соответствии со статьей 26.6 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Архангельская область на территории Ненецкого автономного округа осуществляет следующие полномочия в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности:

осуществление региональных и межрегиональных программ и проектов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;

осуществление полномочий по созданию и обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, ведение Красной книги.

На решение экологических проблем Архангельской области были направлены мероприятия целевых программ «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2006-2008 годы» и одноименной - на период 2009-2011 годов. За период их реализации были проведены работы по рекультивации земель загрязненных нефтепродуктами, собраны и утилизированы накопленные опасные отходы, проведены мероприятия по развитию ООПТ, созданию сети экологического мониторинга, подготовлена к изданию и издана Красная книга Архангельской области и прочее.

В настоящее время в Архангельской области наиболее острыми, социально-значимыми остаются следующие проблемы.


1. Накопленный экологический ущерб    

В Архангельской области ведется работа по инвентаризации и учету объектов прошлого экологического ущерба. Полученные данные свидетельствуют о том, что ситуация, связанная с накопленным экологическим ущербом, складывается неблагоприятно.

Наибольшее беспокойство вызывают нефтезагрязненные территории, образовавшиеся в результате деятельности организаций, которые уже не существуют (например, в дер. Красное Приморского района, в пос. Покровское Онежского района, в водоохраной зоне ручья Кузнецов бассейна реки Мезень в Мезенском районе и т.д.), а также отслужившие свой срок полигоны твердых бытовых отходов (далее - ТБО) или несанкционированные свалки. Не решены вопросы, связанные с бесхозяйными ионизирующими источниками, находящимися на территории Архангельской области, с опасными химическими веществами, накопленными и образованными в прошлые периоды хозяйственной деятельности на территории Архангельской области.

2. Развитие особо охраняемых природных территорий
регионального значения

Сеть ООПТ призвана обеспечить не только сохранение биоразнообразия, уникальных и типичных природных комплексов и объектов, но и соблюдение экологического баланса в Архангельской области, а также оказать помощь в решении разнообразных экологических, социальных задач, связанных с взаимодействием природы и человека, в том числе и с учетом развития рекреационно-просветительской деятельности.

В текущих условиях ООПТ Архангельской области и Ненецкого автономного округа не всегда в полной мере отвечают задачам поддержания экологического равновесия. К настоящему времени не все районы Архангельской области изучены в ландшафтном, экологическом, флористическом, фаунистическом, социально-культурном отношениях. Существующие условия не обеспечивают надежную охрану заказников и памятников природы, особенно на территории Ненецкого автономного округа. Затруднено использование ООПТ в экологических, научных, просветительских и туристических целях в связи с недостаточностью развитости инфраструктуры таких территорий и материально-технических средств у специалистов, работающих непосредственно на ООПТ.

В ближайшее время необходимо продолжить оценку реального состояния ООПТ Архангельской области и Ненецкого автономного округа, продолжить работы по выявлению новых ценных природных объектов и комплексов, провести работы по зонированию ООПТ в зависимости как от местных социально-экономических условий, так и от экологической ценности территорий и комплексов, а также продолжить работы по биотехническим мероприятиям, направленным на сохранение и восстановление природных комплексов.


3. Стабилизация экологической обстановки, улучшение качества окружающей среды


Существенным компонентом природоохранной деятельности, направленной в первую очередь на обеспечение экологической безопасности, то есть состояния защищенности жизненно важных интересов человека от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, является организация и осуществление экологического мониторинга. В связи с этим возрастает актуальность проведения мониторинга состояния окружающей среды, изучения динамики ее изменения, определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, по рациональному использованию природных ресурсов, проведения воспитательной и образовательной работы с населением Архангельской области.

В настоящее время характерным признаком проводимых наблюдений за состоянием окружающей среды является ведомственная разобщенность. Сегодня при наличии ряда организаций, выполняющих работы по наблюдению за различными средами, исполнительные органы государственной власти Архангельской области не имеют полной картины о состоянии окружающей среды. Принятие экологически правильных управленческих решений, направленных на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, невозможно без оценки реального состояния окружающей среды, полученного на основании мониторинговых наблюдений. В соответствии со стратегией деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2010 года N 1458-р, в части задач, связанных с мониторингом загрязнения атмосферного воздуха, предполагается осуществить:

проведение регулярных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и их оптимизацию путем увеличения частоты наблюдений, расширения до международных требований перечня определяемых вредных примесей с учетом выбросов в атмосферу от источников загрязнения в городах с населением свыше 100 тысяч жителей и крупных промышленных центрах;

поэтапное внедрение автоматизированных систем непрерывного измерения содержания основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов.

В 2008 году выпущено первое официальное издание Красной книги Архангельской области, в которую занесены редкие и исчезающие виды растений, животных и иных организмов, постоянно или временно обитающих в состоянии естественной свободы на территории Архангельской области и нуждающихся в специальных государственно-правовых действиях по их сохранению, восстановлению и охране. Всего на территории и прилегающей акватории Архангельской области произрастает около двух тысяч видов растений, обитает несколько тысяч видов беспозвоночных и около 500 видов позвоночных животных.

Мониторинг редких и исчезающих видов растений, животных и иных организмов осуществляется в целях установления фактов присутствия или отсутствия вида в местонахождениях, указанных в Красной книге Архангельской области, а также подтверждения соответствия отнесения вида к числу редких и адекватности установленного природоохранного статуса. Кроме того, осуществление мониторинга редких и исчезающих видов растений, животных и иных организмов осуществляется в целях выявления новых видов и мест их обитания.

Мониторинг редких и исчезающих видов растений, животных и иных организмов Архангельской области и Ненецкого автономного округа будет осуществляться в соответствии с комплексной программой мониторинга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, разработанной за счет средств областного бюджета в рамках реализации социально-экономической целевой программы Архангельской области «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2006-2008 годы», утвержденной областным законом от 01 июня 2006 года N 179-11-ОЗ.

Неотъемлемой частью мониторинга редких и исчезающих видов растений, животных и иных организмов является проведение научно-исследовательских работ и контроль за изменением уровня биологического разнообразия и качественного состава объектов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу Архангельской области.

Не теряет актуальность вопрос оценки вреда, нанесенного окружающей среде деятельностью космодрома «Плесецк», и создания функционирующей системы государственного экологического мониторинга, прогнозирующей воздействие антропогенных факторов (компонентов ракетного топлива и продуктов их трансформации) на компоненты природной среды в районах падения отделяющихся частей ракет.


4. Экологическое просвещение


Экологические проблемы современности имеют самый различный характер и обусловлены, главным образом, социально-экономическими факторами. Формирование экологической культуры населения Архангельской области, повышение уровня его экологического образования, особенно детей и подростков, являются залогом ответственного отношения граждан к окружающей среде.

Экологическое просвещение осуществляется в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

Экологическим образованием и воспитанием в Архангельской области занимаются дошкольные и общеобразовательные учреждения, внешкольные образовательные учреждения - детские экологические центры, общественные организации Архангельской области, детские общественные объединения, учреждения культуры, организации. Организация постоянно действующей системы мероприятий областного уровня, объединяющей усилия муниципальных образований Архангельской области и других субъектов экологического просвещения во взаимосвязанный комплекс будет способствовать повышению эффективности экологического образования и воспитания. Центром таких мероприятий является ежегодное проведение Дней защиты от экологической опасности, включающее в себя проведение ряда традиционных мероприятий в течение года.

Реализация полномочий Архангельской области как субъекта Российской Федерации по обеспечению населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Архангельской области реализуется путем подготовки и издания ежегодного сборника «Состояние и охрана окружающей среды Архангельской области».

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»